Введение
1 Понятие и юридическая природа страхового стажа в праве социального обеспечения
1.1 Понятие страхового стажа и его юридическое значение в пенсионном обеспечении Российской Федерации
1.2 Правовое регулирование страхового стажа в Российской Федерации
2 Современное состояние российского законодательства о порядке исчисления и подтверждения страхового стажа в пенсионном обеспечении
2.1 Порядок исчисления и подтверждения страхового стажа по российскому законодательству
2.2 Анализ практики применения законодательства о порядке исчисления и подтверждения страхового стажа в российском пенсионном обеспечении
Заключение
Список использованных источников
Научно-практическое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы. Из-за неоднозначности определений, данных в различных законодательных актах, возникла проблема, связанная с понятием страхового стажа и его содержанием. До настоящего времени остались неразрешенными многие проблемы, связанные с порядком исчисления и подтверждения страхового стажа. В практической деятельности процесс выработки правовых и организационных основ исчисления и подтверждения страхового стажа, оказался более сложным, чем это виделось при введении института страхового стажа. В целях повышения эффективности государственной политики в области пенсионного обеспечения необходим научный анализ проблем исчисления и подтверждения страхового стажа. Он должен создать базу для конкретных рекомендаций и предложений для их последующего нормативного закрепления и, в частности, по такой проблеме, как понятие, содержание и юридическое значение страхового стажа, его исчисления и подтверждения.
Актуальность проблемы исследования предопределена тем обстоятельством, что в теории права социального обеспечения стаж часто изучается как явление, которое подчеркивает характер и степень участия лица в жизни общества, а также обоснованность возникновения у него права на некоторые виды социально-обеспечительных предоставлений. При этом страховой стаж имеет и другие функциональные свойства. В частности, он выступает в качестве основания, условия, меры в отношении отдельных видов социально-обеспечительных предоставлений. Таким образом, он выступает как объективный фактор, призванный создать условия для установления обоснованных различий среди нуждающихся в видах и объеме социального обеспечения. В тоже время стаж выступает как способ дифференциации правового регулирования в социальной сфере.
Вопросы правового регулирования страхового стажа в пенсионной системе Российской Федерации анализировались в советской литературе в основном в рамках науки трудового права. В праве социального обеспечения проблема страхового стажа сегодня исследуется в теоретических работах Д.В. Агашева, Д.И. Бабкова, М.М. Васягина, Ю.В. Воронина, В.И. Гладких, А.С. Жутаева, В.А. Зотова, Д.Р. Казанбекова, А.Ю. Колябина, А.А. Копиной, Н.В. Маликова, И.В. Сиваковой, В.Ш. Шайхатдинова и других ученых. Однако изменение экономических условий жизни российского общества требует постоянного научного анализа института страхового стажа с учетом последних изменений в законодательстве Российской Федерации. Вопросы проблем исчисления и подтверждения страхового стажа редко становятся объектом научного исследования в отечественной юридической литературе. При этом в условиях реформирования важнейшего элемента системы социального обеспечения, которым является система пенсионного обеспечения, возникла острая потребность в более глубоком и детальном изучении проблем исчисления и подтверждения страхового стажа с позиций новых экономических и социальных условий.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с порядком исчисления и подтверждения страхового стажа в пенсионной системе Российской Федерации, изученные с позиции новых социально-экономических условий жизни страны.
Предмет исследования составили развитие и состояние важнейшего института российской системы социального обеспечения – страхового стажа, а также стратегические проблемы действующих в Российской Федерации в связи с порядком его исчисления и подтверждения для целей пенсионного обеспечения.
Цель работы заключается в анализе становления в системе права социального обеспечения такого института, как страховой стаж, вопросов его исчисления и подтверждения, связанных с ним правовых последствий для системы пенсионного обеспечения в России.
Для достижения указанной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) изучить понятие страхового стажа в пенсионном обеспечении Российской Федерации;
2) рассмотреть основы правового регулирования порядка исчисления и подтверждения страхового стажа в российском пенсионном обеспечении:
3) проанализировать порядок исчисления и подтверждения страхового стажа по российскому законодательству;
4) провести анализ практики применения законодательства о порядке исчисления и подтверждения страхового стажа в российском пенсионном обеспечении.
Методология исследования. В ходе подготовки данной работы использовались такие методы научного познания как конкретно-социологический, формально-логический, сравнительного правоведения, системного анализа, моделирование, исторический.
Нормативно-правовая база исследования представлена законодательством Российской Федерации и подзаконными нормативными правовыми акты по вопросам исчисления и подтверждения стажа в обязательном социальном страховании. Важное значения имеют акты Министерства труда и социального развития Российской Федерации и его территориальных органов, Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.
1 Понятие и юридическая природа страхового стажа в праве социального обеспечения
1.1 Понятие страхового стажа и его юридическое значение в пенсионном обеспечении Российской Федерации
И.В. Кручек рассматривает страховой стаж в качестве одного из важных элементов системы механизма регулирования социальных обеспечительных и непосредственно связанных с ними отношений[1].
И.В. Сиваковой рассматривает страховой стаж как базовое явление в пенсионном обеспечении, считая его фактом правонаделительного характера в связи с условиями труда или характером выполняемой трудовой функции, при этом возраст, по ее мнению, выступает лишь в качестве юридической предпосылки для реализации уже имеющегося права на пенсию[2].
Сегодня для формулирования понятия и определения юридической природы страхового стажа требуется анализ положений законодательства и теории права социального обеспечения. Требуется установить значение страхового стажа в рамках отраслевого механизма правового регулирования, а также его место в системе права социального обеспечения.
На наш взгляд, категорию страховой стаж необходимо рассматривать с точки зрения комплексного подхода.
Важно отметить, что институт страхового стажа, несмотря на длительный период ее применения в юриспруденции, до настоящего времени изучен недостаточно. Проблемы, связанные с порядком его исчисления и подтверждения, не имеют однозначного решения в современной науке.
Возможно обозначенная выше проблема связана с тем, что тема изменений в законодательстве о порядке исчисления и подтверждения страхового стажа в пенсионной системе Российской Федерации достаточно редко становилась предметом самостоятельного комплексного теоретического изучения.
Согласно положениям закона о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации страховой стаж представляет собой суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В связи с практическим применением норм о страховом стаже на данный момент связана большая часть проблем в пенсионном обеспечении. В рамках отраслевой теории сложно обнаружить единство не только в вопросах терминологии. Также ведутся споры о сущности стажа, его места в системе права социального обеспечения. Нет единства во мнениях о значении страхового стажа в механизме правового регулирования, относительно методики его исчисления.
Законодатель при определении возрастных требований, предполагает, что в соответствующий период лицо имеет возможность приобрести стаж, соответствующий необходимым качественным и количественным характеристикам. Данный вывод следует из того, что при установлении в законе требования к возрасту лица при определении его права на пенсию, одновременно указывает на то, что у лица такого права нет в силу отсутствия основания для пенсионного обеспечения до достижения соответствующего возраста.
Страховой стаж выполняет следующие функции:
1) подтверждает фактучастия гражданина в формировании средств на социальное обеспечение;
2) отражает объем участия в общественно полезной деятельности, создании общественного продукта;
3) способствует реализации идеи эквивалентности предоставления с учетом его продолжительности.
На наш взгляд, применение страхового стажа должно осуществляться осторожно, взвешенно. Важно, чтобы это происходило с учетом назначения того или иного вида предоставления, а также особенностей статуса субъекта-получателя.
В.В. Семенихин считает, что использование категории «стаж» в качестве родового понятия представляет собой необходимое условие сохранения внутрисистемного единства норм в праве социального обеспечения[3].
В.А. Зотова отмечает, что в контексте внутрисистемного единства отрасли категорию страхового стажа в праве социального обеспечения нужно изучать в качестве родового понятия[4].
На наш взгляд, если рассматривать стаж в качестве родового понятия, то нужно признать, что он охватывает суммарную продолжительность периодов трудовой деятельности, а также общественно полезной деятельности лица. При таком подходе к стажу нужно относить и другие периоды, с которыми связаны определенные последствия в силу положений норм права социального обеспечения.
Активность законодателя в так называемый пореформенный период, которая при этом не подкреплена теоретическим анализом вопроса, в действительности стала причиной официального закрепления в законодательстве сразу нескольких видов стажа. Они являются формально различными, но однородными по сущности:
1) страховой стаж в обязательном социальном и обязательном пенсионном страховании;
2) стаж государственной гражданской службы;
3) трудовой стаж для лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.
Закрепление единого законодательного понятия стажа не исключает признания его особенностей, связанных с особенностями правового регулирования социальных обеспечительных отношений.