Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления разработкой и реализацией стратегии развития предприятия, деятельность которого в современных условиях характеризуется самостоятельностью и полной ответственностью за свои финансовые результаты. Современное предприятие нуждается в разработке и реализации собственной стратегии развития в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим правила ведения деятельности с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.
Изменения во внешней и внутренней среде существенно повышают разнообразные риски в деятельности предприятия. Для уменьшения воздействия любого из видов риска с одновременным устойчивым ростом предприятию необходимо знание о тенденциях своего развития путем анализа и прогнозирования. Подобная информация позволяет предприятию достичь желаемых результатов, а также является ориентиром для принимаемых управленческих решений. Предвидение будущих целей и задач развития предприятия, а также разработка средств их достижения в длительной перспективе в широком смысле представляет собой сущность стратегии развития.
Современная ситуация характеризуется отсутствием у многих российских предприятий достаточного опыта и необходимой информационной базы для формирования стратегии развития. Также отсутствуют или слабо разработаны необходимые методологические основы в данной области знаний.
Особую актуальность настоящему исследованию придает существующая необходимость в стабилизации экономического положения многих российских предприятий в связи с их переходом на стратегию минимизации издержек в условиях кризиса, максимально используя имеющийся стратегический потенциал. С учетом того, что каждое предприятие уникально и обладает своими специфическими особенностями и индивидуальным стратегическим профилем, возрастает значимость общих методологических подходов по формированию и реализации их стратегии развития.
Указанное в совокупности определило необходимость разработки комплексного алгоритма формирования стратегии развития предприятия, основанного на оптимальном синтезе приращения теоретических знаний и экономических методов поддержки принятия управленческих решений, что повысит их точность, направленность и своевременность. Все это подчеркивает теоретическую и практическую значимость дипломной работы, а также актуальность выбранной темы исследования.
Цель курсовой работы состоит в разработке комплексного алгоритма по формированию стратегии развития предприятия ООО «Автозавод «Газ».
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие стратегии и модели стратегического процесса;
- рассмотреть пирамиду стратегий и их характеристику;
- охарактеризовать деятельность ООО «Автозавод «Газ»;
- проанализировать стратегическое планирование на ООО «Автозавод «Газ»;
- предложить рекомендации по разработке стратегии развития ООО «Автозавод «Газ».
Объектом исследования выступает процесс формирования и реализации стратегии развития предприятия.
Предметом исследования являются экономические, организационные и управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и реализации стратегии развития предприятия ООО «Автозавод «Газ».
Теоретической и методологической основой исследования являются научные представления и выводы, которые содержатся в работах зарубежных и отечественных ученых в области теории и практики стратегического управления, менеджмента, экономики предприятия и экономического анализа. В основу методологии выбора стратегии развития предприятия положено сочетание комплексного, системного и ситуационного стратегического анализа, и стратегической оценки. Стратегический анализ выступает важнейшим средством преобразования информационной базы данных, полученных в результате оценки внешней, внутренней и конкурентной среды, путем их аналитической обработки в антикризисную стратегию организации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические и методические аспекты разработки стратегии организации. Во второй главе проведен анализ стратегии н примере ООО «Автозавод «Газ». В третьей главе даны рекомендации по разработке стратегии развития ООО «Автозавод «Газ».
1. Теоретические и методические аспекты разработки стратегии организации
1.1. Понятие стратегии и модели стратегического процесса
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Конкретного определения термина «стратегия» не существует, так как анализ литературы по стратегическому управлению показывает, что мнения авторов к пониманию «стратегии» являются неоднозначными. То есть разные авторы предлагают различные подходы. Наиболее популярные в научных кругах точки зрения представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Авторские подходы к определению понятия «стратегия»
Определение
|
Автор
|
1
|
2
|
1. Выбор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Правило здесь – предписание, которого необходимо придерживаться, которое играет координирующую роль в организации
|
И. Ансофф [1, с. 27]
|
2. Способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны
|
М. Портер [16, с.111]
|
3. План управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей
|
А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд [22, с. 54]
|
4. Стратегия – это комбинация 5Р, которая включает:
1) план последовательных действий;
2) прием как тактический ход, позволяющий добиться устойчивых конкурентных преимуществ;
3) паттерн – принцип поведения или следование некоторой модели поведения;
4) позицию организации на рынке, систему взаимосвязей со стейкхолдерами;
5) перспективу, определяющую фокусирование лидера на самой организации
|
Г. Минцберг [12, с. 18-23]
|
5. Развернутый и всесторонний план, показывающий, как
корпорация добьется выполнения своей миссии и целей
|
Д. Хангер [14, с. 12]
|
6. Детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей
|
М.Х. Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури [11, с.161]
|
Окончание таблицы 1.1
1
|
2
|
7. План достижения желаемых результатов
|
Ф.Котлер, К.Л.Келлер [8, с.61]
|
9. Планы и направления действий, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей.
|
О. Виханский [2, с. 30]
|
10. Система мер, рассчитанная на перспективу и обеспечивающая достижение конкретных намеченных компаний целей.
|
И.Н. Герчикова [3, с.13]
|
Определение стратегии, данное И. Ансоффом, несмотря на свою простоту и популярность среди отечественных специалистов имеет слишком общий характер. Более того, из первичного определения стратегии не ясно, чем она отличается от политики высшего руководства организации.
Вместе с тем, определение стратегии, как набора правил для принятия решений позволяет прийти к выводу, что стратегию надо формулировать тогда, когда произошло или намечается преобразование внешней среды, а также качественные изменения системы ценностей высшего руководства организации.
В определении стратегии по М. Портеру прослеживается акцент на гибкий характер управления организацией, т.к. закладывается необходимость организации своевременно реагировать на внешние и внутренние сигналы, возможности и угрозы в конкретный момент времени [16, с.111]. Упор делается на конкурентоспособность организации, достижении организацией конкурентных преимуществ.
По А.А. Томпсону и А.Дж. Стрикленду, стратегия должна быть направлена на укрепление позиций организации на рынке, где главным стейкхолдером выделяются потребители. Стратегия во многом зависит от главных целей, преследуемых организацией, связана с ее миссией, может быть, как проактивной (упреждающей, плановой), так и реактивной (адаптирующейся) [22, с.42].
Наиболее обширное определение понятия стратегия дает Г. Минцберг, объединяя практически все выше изложенные взгляды. Он предполагает, как разработку конкретного плана действий, так и интуитивную реакцию на изменения среды в рамках принципов поведения, подчеркивает многоаспектность стратегии как экономической категории. Так, не любой план будет стратегией, если он не учитывает поведенческих характеристик высшего руководства, основанных на его ценностях, или не несет в себе идеологию социально-экономического развития. Только объединение в себе пяти указанных характеристик («5Р») по Г. Минцбергу [12, с. 18], позволяет стратегии выступать в качестве системной характеристики, обеспечивающей развитие организации.
В целом в приведенных взглядах на понятие стратегия наблюдается пересечение взглядов у групп авторов, поэтому выделяют два направления в подходах к трактовке рассматриваемого понятия:
- Взгляд на понятие стратегии как на генеральную программу действий, которая определяет главные цели и основные пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление движения в условиях быстрых изменений внешней среды [18, с. 22].
- Определение стратегии как модели управления организацией в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени [18, с. 21].
Первый подход определяет, что стратегию можно планировать, второй – что планирование в условиях нестабильности бессмысленно [18, с. 22].
Теоретически деление на два подхода имеет смысл, однако на практике происходит смешение. В современной рыночной экономике скорее доминирует второй подход, определяющий стратегию как способ принятия решений, однако реализуется данная стратегия в соответствии с главными целями организации и единым направлением движения.
При разработке стратегии необходимо поддерживать баланс между разработкой генеральной программы действий с учетом предсказуемых изменений и корректировкой стратегии при появлении внезапных возможностей и угроз по Г. Минцбергу.
Разработка стратегии входит в понятие стратегического процесса.
Выделяют три основные модели стратегического процесса: рациональная модель стратегического планирования (И Ансофф); альтернативная модель стратегического управления (Г. Минцберг, Дж. Уотерс); инкрементальная модель стратегического процесса (Ч. Линдблом).
Классическим подходом к определению стратегического процесса является рациональная модель, основанная на тщательном анализе и детальной проработке стратегического плана.
В этом случае процесс стратегического управления включает три укрупненные стадии: стратегического анализа, стратегический выбор и реализация стратегии.
На стадии стратегического анализа осуществляется осознание миссии организации и видения ее развития, на основе которых происходит формирование стратегических целей. Процесс определения стратегических целей является итерационным и основан на анализе внешней и внутренней среды и сводном анализе позиции организации.
На стадии стратегического выбора формируются стратегические альтернативы, производится их оценка и выбор.