Курсовая работа|Экономика предприятия

Процесс формирования и реализации стратегии развития предприятия

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 42

Введение

  1. Теоретические и методические аспекты разработки стратегии организации 

1.1. Понятие стратегии и модели стратегического процесса

1.2 Пирамида стратегий и их характеристика

  1. Анализ стратегии ООО «Автозавод «Газ»

2.1. Краткая характеристика ООО «Автозавод «Газ»

2.2. Анализ стратегического потенциала ООО «Автозавод «Газ»

  1. Рекомендации по разработке стратегии развития ООО «Автозавод «Газ»

Заключение

Список литературы

Приложения

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления разработкой и реализацией стратегии развития предприятия, деятельность которого в современных условиях характеризуется самостоятельностью и полной ответственностью за свои финансовые результаты. Современное предприятие нуждается в разработке и реализации собственной стратегии развития в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим правила ведения деятельности с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.

Изменения во внешней и внутренней среде существенно повышают разнообразные риски в деятельности предприятия. Для уменьшения воздействия любого из видов риска с одновременным устойчивым ростом предприятию необходимо знание о тенденциях своего развития путем анализа и прогнозирования. Подобная информация позволяет предприятию достичь желаемых результатов, а также является ориентиром для принимаемых управленческих решений. Предвидение будущих целей и задач развития предприятия, а также разработка средств их достижения в длительной перспективе в широком смысле представляет собой сущность стратегии развития.

Современная ситуация характеризуется отсутствием у многих российских предприятий достаточного опыта и необходимой информационной базы для формирования стратегии развития. Также отсутствуют или слабо разработаны необходимые методологические основы в данной области знаний.

Особую актуальность настоящему исследованию придает существующая необходимость в стабилизации экономического положения многих российских предприятий в связи с их переходом на стратегию минимизации издержек в условиях кризиса, максимально используя имеющийся стратегический потенциал. С учетом того, что каждое предприятие уникально и обладает своими специфическими особенностями и индивидуальным стратегическим профилем, возрастает значимость общих методологических подходов по формированию и реализации их стратегии развития.

Указанное в совокупности определило необходимость разработки комплексного алгоритма формирования стратегии развития предприятия, основанного на оптимальном синтезе приращения теоретических знаний и экономических методов поддержки принятия управленческих решений, что повысит их точность, направленность и своевременность. Все это подчеркивает теоретическую и практическую значимость дипломной работы, а также актуальность выбранной темы исследования.

Цель курсовой работы состоит в разработке комплексного алгоритма по формированию стратегии развития предприятия ООО «Автозавод «Газ».

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие стратегии и модели стратегического процесса;

- рассмотреть пирамиду стратегий и их характеристику;

- охарактеризовать деятельность ООО «Автозавод «Газ»;

- проанализировать стратегическое планирование на ООО «Автозавод «Газ»;

- предложить рекомендации по разработке стратегии развития ООО «Автозавод «Газ».

Объектом исследования выступает процесс формирования и реализации стратегии развития предприятия.

Предметом исследования являются экономические, организационные и управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и реализации стратегии развития предприятия ООО «Автозавод «Газ».

Теоретической и методологической основой исследования являются научные представления и выводы, которые содержатся в работах зарубежных и отечественных ученых в области теории и практики стратегического управления, менеджмента, экономики предприятия и экономического анализа. В основу методологии выбора стратегии развития предприятия положено сочетание комплексного, системного и ситуационного стратегического анализа, и стратегической оценки. Стратегический анализ выступает важнейшим средством преобразования информационной базы данных, полученных в результате оценки внешней, внутренней и конкурентной среды, путем их аналитической обработки в антикризисную стратегию организации.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические и методические аспекты разработки стратегии организации. Во второй главе проведен анализ стратегии н примере ООО «Автозавод «Газ». В третьей главе даны рекомендации по разработке стратегии развития ООО «Автозавод «Газ».

 

1. Теоретические и методические аспекты разработки стратегии организации

1.1. Понятие стратегии и модели стратегического процесса

Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Конкретного определения термина «стратегия» не существует, так как анализ литературы по стратегическому управлению показывает, что мнения авторов к пониманию «стратегии» являются неоднозначными. То есть разные авторы предлагают различные подходы. Наиболее популярные в научных кругах точки зрения представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Авторские подходы к определению понятия «стратегия»

Определение

Автор

1

2

1. Выбор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Правило здесь – предписание, которого необходимо придерживаться, которое играет координирующую роль в организации

И. Ансофф [1, с. 27]

2. Способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны

М. Портер [16, с.111]

3. План управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей

А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд [22, с. 54]

4. Стратегия – это комбинация 5Р, которая включает:

1) план последовательных действий;

2) прием как тактический ход, позволяющий добиться устойчивых конкурентных преимуществ;

3) паттерн – принцип поведения или следование некоторой модели поведения;

4) позицию организации на рынке, систему взаимосвязей со стейкхолдерами;

5) перспективу, определяющую фокусирование лидера на самой организации

Г. Минцберг [12, с. 18-23]

5. Развернутый и всесторонний план, показывающий, как

корпорация добьется выполнения своей миссии и целей

Д. Хангер [14, с. 12]

6. Детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей

М.Х. Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури [11, с.161]

Окончание таблицы 1.1

1

2

7. План достижения желаемых результатов

Ф.Котлер, К.Л.Келлер [8, с.61]

9. Планы и направления действий, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей.

О. Виханский [2, с. 30]

10. Система мер, рассчитанная на перспективу и обеспечивающая достижение конкретных намеченных компаний целей.

И.Н. Герчикова [3, с.13]

 

Определение стратегии, данное И. Ансоффом, несмотря на свою простоту и популярность среди отечественных специалистов имеет слишком общий характер. Более того, из первичного определения стратегии не ясно, чем она отличается от политики высшего руководства организации.

Вместе с тем, определение стратегии, как набора правил для принятия решений позволяет прийти к выводу, что стратегию надо формулировать тогда, когда произошло или намечается преобразование внешней среды, а также качественные изменения системы ценностей высшего руководства организации.

В определении стратегии по М. Портеру прослеживается акцент на гибкий характер управления организацией, т.к. закладывается необходимость организации своевременно реагировать на внешние и внутренние сигналы, возможности и угрозы в конкретный момент времени [16, с.111]. Упор делается на конкурентоспособность организации, достижении организацией конкурентных преимуществ.

По А.А. Томпсону и А.Дж. Стрикленду, стратегия должна быть направлена на укрепление позиций организации на рынке, где главным стейкхолдером выделяются потребители. Стратегия во многом зависит от главных целей, преследуемых организацией, связана с ее миссией, может быть, как проактивной (упреждающей, плановой), так и реактивной (адаптирующейся) [22, с.42].

Наиболее обширное определение понятия стратегия дает Г. Минцберг, объединяя практически все выше изложенные взгляды. Он предполагает, как разработку конкретного плана действий, так и интуитивную реакцию на изменения среды в рамках принципов поведения, подчеркивает многоаспектность стратегии как экономической категории. Так, не любой план будет стратегией, если он не учитывает поведенческих характеристик высшего руководства, основанных на его ценностях, или не несет в себе идеологию социально-экономического развития. Только объединение в себе пяти указанных характеристик («5Р») по Г. Минцбергу [12, с. 18], позволяет стратегии выступать в качестве системной характеристики, обеспечивающей развитие организации.

В целом в приведенных взглядах на понятие стратегия наблюдается пересечение взглядов у групп авторов, поэтому выделяют два направления в подходах к трактовке рассматриваемого понятия:

  1. Взгляд на понятие стратегии как на генеральную программу действий, которая определяет главные цели и основные пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление движения в условиях быстрых изменений внешней среды [18, с. 22].
  2. Определение стратегии как модели управления организацией в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени [18, с. 21].

Первый подход определяет, что стратегию можно планировать, второй – что планирование в условиях нестабильности бессмысленно [18, с. 22].

Теоретически деление на два подхода имеет смысл, однако на практике происходит смешение. В современной рыночной экономике скорее доминирует второй подход, определяющий стратегию как способ принятия решений, однако реализуется данная стратегия в соответствии с главными целями организации и единым направлением движения.

При разработке стратегии необходимо поддерживать баланс между разработкой генеральной программы действий с учетом предсказуемых изменений и корректировкой стратегии при появлении внезапных возможностей и угроз по Г. Минцбергу.

Разработка стратегии входит в понятие стратегического процесса.

Выделяют три основные модели стратегического процесса: рациональная модель стратегического планирования (И Ансофф); альтернативная модель стратегического управления (Г. Минцберг, Дж. Уотерс); инкрементальная модель стратегического процесса (Ч. Линдблом).

Классическим подходом к определению стратегического процесса является рациональная модель, основанная на тщательном анализе и детальной проработке стратегического плана.

В этом случае процесс стратегического управления включает три укрупненные стадии: стратегического анализа, стратегический выбор и реализация стратегии.

На стадии стратегического анализа осуществляется осознание миссии организации и видения ее развития, на основе которых происходит формирование стратегических целей. Процесс определения стратегических целей является итерационным и основан на анализе внешней и внутренней среды и сводном анализе позиции организации.

На стадии стратегического выбора формируются стратегические альтернативы, производится их оценка и выбор.

  1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / пер. с англ. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2011. - 344 c.
  2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2022. - 656 с. 
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 511 с.
  4. Егоршин А.П. Стратегический менеджмент: учебник / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 290 с.
  5. Игнатов А.В. Стратегия управления производством продукции // The Scientific Heritage. - 2020. - № 45-5 (45). - С. 8-10.
  6. Канкулов А.М. Стратегии повышения экономической эффективности деятельности предприятия // Моя профессиональная карьера. - 2021. - Т. 1. - № 20. - С. 139-144.
  7. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Высшая школа менеджмента; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2021. - 548 с.
  8. Котлер Ф. К. Л. Келлер К.Л. Маркетинг. Менеджмент. - пер. с англ. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2022. - 486 с.
  9. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2022. - 208 с. 
  10. Литвинюк А.А. Стратегическое планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.А. Литвинюк [и др.]; под редакцией А.А. Литвинюка. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. - 498 с.
  11. Мескон Майкл Х., Хедоури Франклин, Альберт Майкл Основы менеджмента. Классическое издание / Мескон Майкл Х., Хедоури Франклин, Альберт Майкл. – М.: Издательство: Вильямс, 2020 г. – 672 с.
  12. Минцберг Г. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента: учебно-практическое пособие / Г. Минцберг, Б. Альстранд, Ж. Лампель. - 5-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2019. - 365 с. 
  13. Некрасова О.Л. Стратегия развития предприятия // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. - 2020. - № 2. - С. 178-183.
  14. Основы стратегического менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» / Дж. Д. Хангер, Т. Л. Уилен; пер. с англ. - 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с.
  15. Петров А.Н.  Менеджмент в 2 ч. Часть 1.: учебник для вузов / А. Н. Петров; ответственный редактор А. Н. Петров. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. - 349 с. 
  16. Портер М.Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: учебно-практическое пособие / М. Е. Портер. - 7-е изд.-– М.: Альпина Паблишер, 2019. - 453 с. 
  17. Рагипов С.Р. Стратегия производственного развития предприятия // Синергия Наук. - 2021. - № 55. - С. 459-472.
  18. Ружанская Л.С. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Л. С. Ружанская, Е. А. Якимова, Д. А. Зубакина; под общ. ред. д-ра экон. наук Л. С. Ружанской; Мин-во науки и высш. образования РФ. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2019. - 112 с. 
  19. Сироткин С.А. Стратегический менеджмент: учебник / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. – М.: ИНФРА-М, 2021. - 263 с.
  20. Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент: учебник / Г.Н. Степанова, В.А. Бирюков, М.В. Ливсон. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 261 с.
  21. Стратегический менеджмент: учебник / под ред. д-ра экон. наук, профессора Н.А. Казаковой. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 320 с.
  22. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. 
  23. Штефан В.И. Выбор альтернативной стратегии развития предприятий // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №10-2 (68). - С. 219-223.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономика предприятия
2016 год 33 стр.
Курсовая по анализу себестоимости промышленной продукции
Telesammit
Курсовая работа Экономика предприятия
2015 год 43 стр.
Курсовая Формирование трудовых ресурсов предприятия
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское