Введение.
Глава 1. Общие положения о разработке и принятии управленческих решений.
1.1. Понятие управленческих решений.
1.2. Классификация управленческих решений.
1.3. Процесс разработки и принятия управленческих решений.
Глава 2. Влияние социальных установок на деятельность руководителя.
2.1. Понятие социальных установок. Функции социальных установок в процессе принятия управленческих решений.
2.2. Влияние социальных установок на формирование управленческих решений у руководителей.
Глава 3. Методы работы по формированию и изменению социальных установок руководителя на пути принятия обоснованных управленческих решений.
3.1. Социальная установка как фактор, влияющий на принятие управленческого решения. Работа руководителя над собой.
3.2. Пути формирования и изменения социальных установок с целью принятия эффективных управленческих решений.
Заключение.
Литература
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать "центром", вокруг которого вращается жизнь организации.
Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.
В рамках процесса принятия управленческих решений существуют социальные установки, влияющие на этот процесс и часто препятствующие их наиболее эффективной реализации. Социальная установка (аттитюд) – это предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленная ценностными ориентациями. Социальная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения. Фактором, который ведет к превращению установок в активную деятельность, является мотив.
Стоит отметить, что процесс разработки и принятие управленческих решений может существенно различаться ни только в зависимости от специфики области деятельности, в которой принимается управленческое решение, но и от социальных установок человека принимающего то или иное решение.
Проблема установки исследуется рядом общественных наук, ибо большая часть установок формируется в процессе воспитания человека в обществе.
Установка — это некоторое состояние готовности сознания к реагированию на определенную ситуацию. Г. Олпорт, один из представителей концепции установки, определяет ее как «умственное и нервное состояние готовности, возникшее на основании опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение человека, которое возникает как реакция на все явления и примеры, входящие в сферу его жизнедеятельности»[1].
Социальная установка- готовность к определенному виду социальной активности, обусловленная прошлым опытом, предрасположенность к действию относительно некоторого социального объекта или ситуации. Родственными понятиями являются: "отношения личности" (В.Н. Мясищев), "направленность личности" (Л.И.Божович), "личностный смысл" (А.Н.Леонтьев). Традиция исследования социальных установок (аттитьюдов) в западной социологии и социальной психологии заложена в работах У.Томаса и Ф.Знанецкого. В отечественной социальной психологии разработка проблем установки опирается на концепцию Д.Н.Узнадзе. Понятие социальной установки - аттитьюда - введено в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов на те или иные ценности, предписывающие социально принятые способы поведения.
Актуальность выбранной темы предопределяет на сегодняшний день особый интерес многих экономистов, социологов и иных исследователей к процессу принятия управленческих решений. Этот интерес объясняется тем, что сегодня управленческие решения оказывают определяющее воздействие на развитие бизнеса в целом.
Целью курсовой работы является изучение влияния социальных установок на процесс принятия управленческого решения.
Объектом исследования является процесс принятия управленческих решений.
Предметом исследования являются особенности влияния социальных установок на процесс принятия управленческих решений.
В соответствии с целью исследования перед работой поставлены следующие задачи:
- определить понятие управленческих решений;
- рассмотреть классификацию управленческих решений;
- описать процесс разработки и принятия управленческих решений;
- определить понятие социальных установок, функции социальных установок в процессе принятия управленческих решений;
- выявить влияние социальных установок на формирование управленческих решений у руководителей;
- рассмотреть социальную установка как фактор, влияющий на принятие управленческого решения. Работа руководителя над собой;
- обозначить пути формирования и изменения социальных установок с целью принятия эффективных управленческих решений.
ГЛАВА 1. Общие положения о разработке и принятии управленческих решений
1.1. Понятие управленческих решений
Особое место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления.
Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель — лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.
Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая накладывает существенный отпечаток на образ его поведения.
Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений.
Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.
Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: выработки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.
В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации[2].
Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.
[1] См.: All port G. W. Attitudes. — In: Handbook of Social Psychology (od. by C. Murchinson), Now York, 1939, p. 793.
[2] Белая О.В. Разработка управленческих решений. – Владивосток, 2002 – С. 85.