Введение.
- Понятие и нормативное регулирование Издержек предприятия
1.1. Основные понятия.
1.2. Нормативное регулирование.
- Себестоимость как стоимостная форма выражения издержек предприятия.
2.1 Основные принципы формирования себестоимости.
2.2. Классификация затрат, формирующих себестоимость продукции.
- Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия.
Заключение.
Список литературы.
В настоящее время большинство коммерческих предприятий, прежде чем начать свое производство, в качестве основной цели ставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя — она выравнивается автоматически. Другое дело — издержки, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении.
Изучение издержек позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.
В обобщенном виде издержки отражают все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Издержки продукции неразрывно связаны почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия. Они получают свое отражение в себестоимости. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.
Успех фирмы зависит от формирования издержек по нескольким причинам:
- затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;
- информация о себестоимости продукции лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;
- знание издержек необходимо для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.
В издержках отражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции.
Снижение издержек является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения издержек, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу и управлению издержками продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности.
В связи с выше изложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной и будет представлять интерес для широкого круга лиц.
Целью исследования является изучение роли издержек для предприятия.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение в работе следующих задач:
- Изучить сущность и содержание понятия издержки предприятия продукции;
- Раскрыть основные принципы классификации затрат предприятия, формирующих себестоимость продукции;
- Определить роль снижения издержек для предприятия в современных экономических условиях.
1. Понятие и нормативное регулирование Издержек предприятия
1.1. Основные понятия
В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, как можно определить прибыль? Или для формирования отпускной цены разве можно обойтись без себестоимости? Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.
Рассмотрим основные понятия:
Издержками производства (обращения) принято называть затраты живого и овеществленного труда на изготовление продукции, товара (выполнение работ, оказание услуг) и их продажу. На практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство». Издержки, относящиеся к выпущенной продукции, выполненным работам, оказанным услугам, выражаются в себестоимости продукции (работ, услуг).
Обратим внимание еще на одно обстоятельство. В официальных документах и авторских публикациях термины «затраты», «расходы», «издержки производства», «затраты на производство» нередко употребляют в самых разных значениях.
По одному мнению, затраты и расходы - разные понятия: затраты - не что иное, как расходы, приходящиеся по времени на отчетный период, а расходы - использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов вне связи с определенным отчетным периодом (уменьшение экономических выгод). Первые связаны с предпринимательской деятельностью и поэтому образуют себестоимость продукции (работ, услуг).
По другому мнению, затраты и расходы - это синонимы. Нередко можно встретить словосочетания «издержки производства» и «затраты на производство» либо в одинаковом, либо в разных значениях. Не внесло ясности в этот вопрос и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Издержки производства представляют собой совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции за определенный период безотносительно к тому, приходятся затраты на законченный продукт (что соответствует себестоимости продукции) или на незавершенное производство. В этом отношении «издержки производства» и «затраты на производство» близки по своему экономическому содержанию. Но если первое понятие обычно употребляют применительно к затратам по их назначению (т. е. затратам по статьям калькуляции, что равносильно понятию себестоимости выпущенной продукции и себестоимости незавершенного производства в разрезе калькуляционных статей), то второе (затраты на производство) обычно соотносят с затратами по экономическим элементам.
В экономической литературе часто встречается определение, которое достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости: Себестоимость – это выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг) [17].
В специальной литературе себестоимость продукции авторами определяется как «выраженные в денежной форме текущие затраты живого и овеществленного труда на изготовление (производство) и реализацию продукции (работ, услуг)».
«Классическое» определение себестоимости содержалось в п. 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию» [5].