Введение.
- Теоретические аспекты мотивационного механизма управления инновационной деятельностью.
1.1. Инновационная деятельность как объект исследования.
1.2. Мотивационный механизм управления инновационной деятельностью.
- Анализ методов и механизмов мотивации в РФ и в зарубежных странах
2.1. Метод «кафе»
2.2. Мотивационные механизмы, использующие в РФ
2.3. Мотивационные механизмы, использующие в зарубежных странах..
2.4. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности.
- Совершенствование мотивационного механизма управления инновационной деятельностью в России.
3.1. Проблемы механизмов управления инновационной деятельностью.
3.2. Основные направления совершенствования мотивационного механизма управления ИД в России.
Заключение
Список литературы
Формирование развитой экономики требует современного, тщательного и комплексного изучения механизма ее функционирования и отдельных ее подсистем. Большое значение имеет также исследование конкретных форм экономической деятельности в условиях рынка. Одной из таких специфических форм является инновационная деятельность – деятельность по созданию и внедрению различного рода новшеств. Сегодня постоянное обновление техники и технологии производства, ассортимента выпускаемой продукции, методов организации производства и управления, а также различных приемов маркетинга становится не только важнейшей константой конкурентной рыночной стратегии современной фирмы, но и играет ключевую роль в экономическом и социальном прогрессе всего общества. Очевидно также, что успех любых реформ немыслим без активизации инновационных процессов на всех уровнях экономической системы.
При определении инновации как предмета экономического исследования нужно исходить из того, что экономика представляет собой систему, объективное назначение которой состоит в преобразовании ограниченных ресурсов в предметы, удовлетворяющие различные потребности. В любой момент времени состояние экономической системы задается тремя взаимосвязанными группами параметров:
1) объем, состав и структура потребностей;
2) объем, состав и структура используемых ресурсов;
3) система способов трансформации ресурсов в предметы, готовые к потреблению (личному или производственному), которую можно назвать технологией в широком смысле слова.
Насущная необходимость разработки мотивов поведения и инновационной деятельности обусловливается прежде всего логикой развития общественных наук. В настоящее время из-за недостаточной разработанности важнейшего, стержневого фактора деятельности в личности – ее мотивации – сдерживается дальнейшее исследование психологии личности. Еще в большей мере это относится к теоретическим исследованиям деятельности, деятельности инновационной, изучение которой без мотивационного аспекта малоперспективно.
Инновация – это конструирование и разработка чего-то нового, до сих пор неизвестного, еще несуществующего, того, что создает новую экономическую конфигурацию старых, известных, существующих элементов. Инновация дает этим элементам новое экономическое измерение. Это недостающее звено между обладанием бесчисленным количеством разрозненных элементов и целостной системой нового качества большой мощности.
Мотивы, как и лежащие в их основе потребности, есть результат производственной деятельности людей, и вместе с тем они сами влияют на эту деятельность. На основе богатого мирового опыта можно смело утверждать, что появление инновационных предприятий в разных регионах Украины должно способствовать преодолению кризисных явлений в научно-технической сфере, повышению инновационной активности всего народного хозяйства и возрождению экономики. Однако при этом не следует забывать о крупных промышленных предприятиях и объединениях, имеющих значительный новостребованный потенциал. Самые передовые из них так же достойны считаться инновационными и вследствие этого использовать определенные льготы и привилегии, предоставляемые государством.
Цель курсовой работы – рассмотреть мотивационный механизм управления инновационной деятельностью
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- определить понятие инновационная деятельность;
- описать мотивационный механизм управления инновационной деятельностью;
- дать характеристику методу «кафе»;
- рассмотреть мотивационные механизмы, использующие в РФ и в зарубежных странах;
- описать зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности;
- выявить проблемы механизмов управления инновационной деятельностью;
- рассмотреть основные направления совершенствования мотивационного механизма
Глава 1. Теоретические аспекты мотивационного механизма управления инновационной деятельностью
1.1. Инновационная деятельность как объект исследования
Движение по инновационному пути развития возможно только при наличии благоприятных условий для эффективной реализации накопленного инновационного потенциала страны и его дальнейшего наращивания, построения действенного механизма управления инновационными процессами. При этом следует указать на немаловажное, и даже в какой то степени определяющее, значение психологических аспектов инновационной деятельности, играющих решающую роль в преодолении инновационной инертности субъектов предпринимательства различных форм хозяйствования, собственников капитала, государства. Возникает объективная необходимость изменить отношение людей к новой реальности, психологию восприятия ими инноваций, привить понимание значения и роли активизации инновационных изменений. Достичь этого можно только на основе глубокого познания действительных мотивов инновационной активности различных субъектов. Поэтому всесторонняя проработка аспектов мотивации, выступающей решающим причинным фактором результативности инновационной деятельности, и построение, адекватного специфике современных условий, мотивационного механизма особенно актуализируется сегодня.
В условиях постоянно изменяющейся внешней среды организации стремятся ориентироваться на динамичное социально-экономическое развитие, и это развитие является, как правило, не следствием самопроизвольных процессов, а результатом целенаправленных управленческих усилий.
В этой связи П. Друкер отмечает, что только управленческий состав организации и человеческие ресурсы могут определять социально-экономическое развитие. Все другие ресурсы, являясь фактором организационной социально-экономической деятельности, не определяют динамику самовозрастающих результатов, они подчиняются законам механики и их можно более или менее эффективно использовать, при этом результативный выход никогда не будет большим, чем сумма вводов в организационную систему.
Именно лидерские инновационные качества руководителя позволяют ему перейти к инновационной модели организации, способной динамично развиваться, повышать свою конкурентоспособность, саморазвиваться. Руководитель является двигателем механизма, обеспечивающего определенные материальные и духовные прогрессивные изменения в организации. При этом он может являться лидером - новатором, направляя, мотивируя и управляя динамичным инновационным развитием отдельных подразделений и организации в целом. А может являться только формальным назначенцем, акцентирующим внимание прежде всего на сохранении стабильных, неизменных форм деятельности отдельных подразделений и организации в целом, сохранении общей результативности ее функционирования.
По мнению Б.З. Мильнера, в современных условиях эффективные руководители - это постоянно обучающиеся лидеры инновационного типа, трансформирующие классическую модель организации в интеллектуально-обучающуюся организацию инновационного типа. М. Вудкок и Д. Френсис, развивая данную позицию, отмечают, что руководители лидерского типа "вкладывают много энергии в попытки создать в организации такой климат, который благоприятствовал бы достижению результатов, позволял бы наступать на проблемы и осуществлять перемены". Именно инновационный лидер не только заинтересован, но и является генератором инновационных идей, определяющий через внедрение управленческих нововведений активизацию всего механизма инновационного развития организации.