Введение
- Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора.
1.1. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора;
основания к опротестованию и пересмотру.
1.2. Надзорная жалоба
1.3. Срок обжалования в надзорной инстанции
- Возбуждение производства по пересмотру
судебного постановления в порядке надзора
2.1. Возбуждение производства в порядке надзора.
2.2. Процессуальный порядок рассмотрения протестов
Заключение.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 330) принципиально изменил некоторые правовые подходы к институту пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу. В нем нашли отражение рекомендации международных организаций по правам человека, обязательные к применению в сфере гражданского судопроизводства. В общем виде они сформулированы в «Промежуточной резолюции относительно нарушений принципа правовой определенности в процедуре судебного надзора ("надзор") в гражданском судопроизводстве Российской Федерации», принятой Комитетом министров 8 февраля 2006 г.[1] В ней, в частности, содержится призыв к властям РФ в приоритетном порядке провести реформу гражданского судопроизводства с целью обеспечения полного соблюдения принципа правовой определенности, а также подчеркивается необходимость на законодательном уровне обеспечить исправление судебных ошибок путем подачи апелляционной жалобы и/или посредством кассационного пересмотра до вступления решения суда в законную силу. Многие новеллы Закона N 330 прямо следуют также из Постановления Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П по делу о проверке конституционности положений некоторых статей ГПК РФ (далее - Постановление Конституционного Суда N 2-П).[2] Закон N 330 направлен на укрепление правовых гарантий, связанных с обеспечением прав граждан на доступ к правосудию и на справедливое судебное разбирательство. Также уточнены нормы закона, устанавливающие основания для отмены или изменения судебных постановлений вышестоящими судами, конкретизированы полномочия этих судов. Право надзорного опротестования судебных постановлений является правом на возбуждение деятельности суда надзорной инстанции по проверке вступившего в законную силу судебного решения. Протест в порядке надзора может быть принесен только на вступившие в законную силу решения и определения, вынесенные судом первой инстанции, определения судов кассационной инстанции, постановления и определения судов надзорной инстанции. Нередко опротестовываются одновременно и судебное решение, и последующие определения, и постановления, которыми оно оставлено без изменения. Определения судов кассационной инстанции, постановления и определения судов надзорной инстанции могут опротестовываться в порядке исключения и определения суда второй инстанции или суда, рассматривающего дело в порядке надзора, которыми решения суда первой инстанции отменены с передачей дела на новое рассмотрение. Допустимость пересмотра таких определений позволяет, в частности, предупредить при новом рассмотрении дела вынесение ошибочного решения на основе неправильных указаний суда второй инстанции или суда, рассматривающего дело в порядке надзора.
Цель работы: рассмотрение порядка пересмотра судебных актов в порядке надзора. Задачи работы определить:
- пересмотр судебных постановлений в порядке надзора;
- возбуждение производства в порядке надзора;
- надзорная жалоба и срок обжалования.
Объект исследования: надзорное производство.
Предмет исследования: порядок пересмотра судебных актов в порядке надзора.
Теоретической базой работы послужили работы следующих авторов: Мусина В.А., Чесиной Н.А., Чечота Д.М. Треушникова М.К. Шакарян Яркова В.В. Нормативные и законодательные акты: Гражданский Процессуальный кодекс РФ, комментарии к Гражданскому Процессуальному Кодексу.
-
Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора
1.1. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора; основания к опротестованию и пересмотру
Пересмотр, вступивших в законную силу судебных постановлений – это самостоятельная стадия гражданского процесса, предназначенная для проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу решений. Необходимость такой проверки обусловлена рядом обстоятельств. Судебные постановления, вступившие в законную силу, по разным причинам могут оказаться неправильными и после пересмотра в кассационном порядке. Возможны также случаи, когда неправильным оказывается вступившее в законную силу судебное постановление своевременно не обжалованное в кассационном порядке. Некоторые судебные решения вступают в законную силу немедленно и не могут быть проверены в кассационном порядке.[3] Суд кассационной инстанции не всегда исправляет ошибку судебного решения. Проверка вступивших в законную силу решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Пересмотр в порядке надзора, как стадии процесса, представляет собой совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных постановлений. Сущность пересмотра дела в порядке надзора заключается в том, что уполномоченные на то суды проверяют законность вступивших в законную силу судебных постановлений по протесту лиц, участвующих в деле, и других лиц, если нарушены их права и законные интересы; должностные лица органов прокуратуры, если в рассмотрении дела участвовал прокурор. Кроме того, важнейшая задача института пересмотра в порядке надзора направление судебной практики нижестоящих судов, обеспечение ее единообразия. Учитывая, что производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора по сути представляет собой дополнительный способ обеспечения законности судебных постановлений, законодатель изменил редакцию ч. 2 ст. 376 ГПК. В соответствии с указанной нормой, право лица на обращение в суд надзорной инстанции обусловлено его обязанностью использовать подачу апелляционной (кассационной) жалобы либо апелляционного (кассационного) представления. По указанному вопросу есть разъяснение, содержащееся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 февраля 2008 г. N 2 "О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 2).[4] Разъясняя соответствующие нормы ГПК, Верховный Суд РФ в названном Постановлении указал на невозможность пересмотра судебных постановлений в порядке надзора в случаях, когда состоявшиеся судебные решения не были своевременно обжалованы в апелляционном (кассационном) порядке. Иными словами, заинтересованные лица должны, прежде всего, добиваться восстановления процессуального срока на апелляционное (кассационное) обжалование оспариваемого судебного акта. И лишь после этого ставить вопрос о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора
[1] Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 330). СПС -гарант
[2] Постановления Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П по делу о проверке конституционности положений некоторых статей ГПК РФ (далее - Постановление Конституционного Суда N 2-П). СПС- гарант.
[3] Гражданский процесс. Учеб. для вузов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция»/(Абушенко и др.); отв. ред.-В.В. Ярков.-6-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 239с.
[4] Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 февраля 2008 г. N 2 "О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 2). СПС –гарант.