Введение.
Глава 1. Создание акционерного общества путем приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.
1.1. Понятие и этапы развития приватизации государственного и муниципального имущества.
1.2. Особенности создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия.
Глава 2 Особенности правового положения открытых акционерных обществ созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий.
2.1. Особенности правового положения открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права - "золотой акции"
2.2. Особенности правового положения акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований
2.3. Регистрация выпуска акций, ведение реестра акционеров, учет акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
Заключение.
Список литературы.
В настоящее время вопросы парового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества по прежнему остаются актуальными. Предприятия как имущественный комплекс, это один из объектов гражданского права правовое регулирование деятельности которого, достаточно сложное и многогранно.
Одним из важнейших способов приватизации является приватизация осуществляемая путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Путем осуществления данного вида приватизации, коренным образом меняется дальнейшее финансирование, структура управления и дальнейшее развитие предприятия в целом.
Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Объект исследования – отношения возникающие в процессе приватизации государственного и муниципального имущества. Предмет исследования – приватизация путем преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества.
Цель исследования – рассмотреть основные проблемы и особенности приватизация путем преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие и этапы развития приватизации государственного и муниципального имущества;
- охарактеризовать особенности создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия;
- рассмотреть особенности правового положения открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права - "золотой акции";
- определить особенности правового положения акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
- рассмотреть вопрос о сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ;
- охарактеризовать особенности регистрация выпуска акций, ведение реестра акционеров, учет акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
В первой главе работы рассмотрены – вопросы создание акционерного общества путем приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, а во второй главе – особенности правового положения открытых акционерных обществ созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, материалы судебной практики, научно-практические комментарии к нормативным актам, специальная литература и периодика
Глава1. Создание акционерного общества путем приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий
1.1. Понятие и этапы развития приватизации государственного и муниципального имущества
В широком смысле под приватизацией (от лат. privatus - частный) понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за плату или безвозмездно в частную собственность, т.е. в собственность физических и (или) юридических лиц.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В литературе выделяются следующие этапы приватизации[1]:
1) спонтанная (1987 - 1991 гг.);
2) массовая (1992 - 1994 гг.);
3) денежная (1994 - 1997 гг.);
4) залоговые аукционы (1995 - 1996 гг.);
5) точечная (2001 г. - по настоящее время).
Спонтанная приватизация заключалась в присвоении прибыли руководством предприятий, переводе активов в организуемые при предприятиях кооперативы, создании новых предприятий внутри страны, учреждении холдингов и системы перекрестного участия в собственности между предприятиями. Таким образом, многие предприятия стали частной собственностью еще в 1992 г., то есть до официального начала приватизации.
В этот период было принято Постановление Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1104-1 "О мерах по подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РСФСР". Однако данным правовым актом был введен такой порядок приватизации государственного имущества, который фактически нельзя было осуществить. Так, продажа разрешалась исключительно на аукционах, с предварительным оповещением населения за 15 дней до аукциона. При этом трудовые коллективы пользовались преимущественным правом покупки. Но механизм реализации таких продаж не предусматривался.
Поэтому следующим этапом законодательного регулирования приватизации стал Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". В нем устанавливался перечень государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию. Так, были созданы две государственные структуры, ответственные за осуществление приватизации: Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и Российский фонд федерального имущества. Для приватизации каждого предприятия создавалась комиссия, состоявшая из представителей фондов на региональном и местном уровнях, которые и выступали в качестве продавцов государственного имущества. Кроме того, данный Закон регламентировал порядок и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам приватизируемых предприятий, формулировал гарантии прав участников процесса приватизации.
Однако Закон вступал в силу с момента принятия Государственной программы приватизации, устанавливающей цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации. Лишь Указом Президента РФ от 29 декабря 1991 г. N 341 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" были утверждены Основные положения программы приватизации на 1992 г. Этот нормативный правовой акт стал основным документом, регулирующим массовую приватизацию 1992 - 1994 гг.
[1] Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики. 2004. N 6. - С. 58