Введение
Глава 1. Определение процесса управления малым предприятием
Глава 2. Формирование структуры управления малым предприятием
Глава 3. Распределение управленческих функций на предприятии
малого бизнеса
Глава 4. Подходы к стимулированию менеджмента и работников
малых предприятий
Заключение .
Список литературы
Развитие малого предпринимательства является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики. Между тем в России, в силу прежде всего неэффективной, а порой и прямо ошибочной политики государства в отношении сектора малого бизнеса последний фактически пребывает в состоянии стагнации. C 2000 г. наблюдается сокращение численности МП, некоторый рост числа субъектов малого предпринимательства обеспечивается только за счет ежегодного увеличения численности индивидуальных предпринимателей, темп прироста которых оценивается в 7%[1].
При этом расчеты, сделанные на основании официальной статистики, показывают, что сальдо между коэффициентом рождаемости малых предприятий и коэффициентом их смертности остается положительным, хотя и демонстрирует тенденцию к неуклонному снижению – с +77 до +65 по ИП и с +75 до +61 по ООО, за период 1999-2004 гг.[2] Причем приток в индивидуальное предпринимательство составляет порядка 6 чел. на 1000 чел. взрослого населения, а отток – порядка 4 чел. на 1000; в секторе ИП эти цифры составляют примерно 0,35 % и 0,06%, соответственно[3].
В России за годы реформ номинально сложилась достаточно разветвленная система государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. Начиная примерно с 1993 г., а на региональном уровне (Москва и некоторые др. регионы) в ряде случаев и ранее, в России стала формироваться институциональная инфраструктура, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития малых частных фирм, а также оказывать им те услуги, которые они – в силу принципиальных особенностей малых предприятий, усиливаемых начальным этапом развития данного сектора в трансформационной экономике – не могут покупать на рынке, либо которые на рынке в принципе отсутствуют. Прежде всего, речь идет о структурах бизнес-образования и обучения кадров для малого бизнеса; агентствах поддержки малого предпринимательства (юридические, маркетинговые, бухгалтерские, консалтинговые услуги); фондах поддержки предпринимательства (кредитование, залогово-гарантийная поддержка); лизинговых фондах; бизнес-инкубаторах (комплекс мероприятий в области имущественной и иной поддержки стартующих малых предприятий); технологических парках (форма кооперации высокотехнологичных малых фирм с вузами и крупными предприятиями) и др.
Действуют общественные объединения, выражающие консолидированную точку зрения малого бизнеса по важнейшим проблемам экономической политики, - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и местные палаты, Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства (имеет около 70 региональных коллективных членов), профсоюз работников малых предприятий.
Тем не менее, деятельность малого бизнеса является весьма проблемной сферой.
Одной из главных причин тех трудностей, с которыми сталкивается российская экономика при переходе от централизованного управления к рыночному регулированию, является неэффективное функционирование предприятий. К «пакету» таких накопившихся за предшествующие годы проблем, как неконкурентоспособность многих видов продукции, несовершенство технологии, моральный и физический износ зданий и оборудования, слабая дисциплина работников и др., прибавились новые внешние и внутренние проблемы предприятий, связанные с социально-экономическими переменами. К таким проблемам относятся потеря партнеров из стран СНГ, хронический недостаток оборотных средств и капитальных вложений, затраты на поиск нового места в деловой среде при отсутствии макроэкономических и отраслевых ориентиров и многие другие. Предоставленная предприятиям плановая свобода оказалась для многих из них не стимулом, а бременем. В этих условиях бизнесмены, руководители малых предприятий нуждаются в серьезной методической помощи при принятии управленческих и инвестиционных решений, и прежде всего - при выборе верных направлений бизнеса и технологий современного (инновационного) управления коммерцией (предприятиями).
Задача планирования и управления бизнесом (организацией, компанией) - одна из тех, к решению которых как руководители предприятий, так и сами предприятия оказались неподготовленными, поскольку в условиях централизации такие задачи по большей части не решались на уровне товаропроизводителей. Отсутствие у бизнесменов навыков стратегического мышления, опыта организационного управления, нестабильность социально-экономической среды в сегодняшних условиях делают поведение бизнесменов и предприятий импульсивным, непредсказуемым, нацеленным на краткосрочные (а то и своекорыстные) цели и в итоге не способствующим эффективному и долгосрочному развитию.
Внедрение современных (инновационных) методов управления предприятием, будь то управление финансами, персоналом, изменениями и т.д., представляется чрезвычайно важной, актуальной и исключительно прикладной (а значит – нужной) задачей, что и обусловило выбор мной данной темы.
Цель моей работы – представить модели современного управления малым предприятием в трех наиболее важных компонентах: формировании современной структуры, распределении управленческих функций и стимулировании труда менеджмента и работников.
Предмет работы – система организационного менеджмента предприятий малого бизнеса.
Объект работы – предприятия малого высокотехнологичного бизнеса (информационные технологии – компьютерное программное обеспечение).
Выбор в качестве объекта работы именно этого типа предприятий обусловлен специфическими особенностями их деятельности, а именно – высокой инновационной «открытостью» и динамизмом.
Первая глава работы дает определение процесса управления малым предприятием.
Во второй главе рассматриваются модели формирования структуры управления малой компанией, построенные на алгоритме сегментации бизнеса и формулирования т.н. «продуктово-рыночных комбинаций».
Вопросам распределения управленческих функций на предприятии
малого бизнеса посвящена глава три.
В четвертой главе анализируются подходы к стимулированию менеджмента и работников малых предприятий, практикующиеся на современных предприятиях.
В процессе подготовки и написания работы использовалась учебная, научная литература по проблемам менеджмента предприятий, организационного управления, теории организаций.
Если представить предприятие как искусственную систему, то управление играет в ней роль обратной связи, которая выполняет ряд операций: сравнивает полученный результат процесса преобразования входа в выход с моделью желаемого результата, выявляет различие, оценивает это различие, вырабатывает решение, устраняющее различие, воздействует на процесс с целью его ликвидации (рис. 1.1.)[4].
Таким образом, процесс управления можно представить как непрерывную последовательность действий, осуществляемых руководителем, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, распределяются работы между участниками и интегрируются их усилия[5].
Процесс управления имеет циклический характер: начинается с выявления потребностей в практических действиях и постановки целей, а заканчивается их достижением либо отказом от этого. В управленческом цикле выделяются четыре управленческих действия: планирование, организация, руководство и контроль[6].
[1] Российское обозрение малых и средних предприятий 2004. - Москва: ТАСИС. Ресурсный центр малого предпринимательства. 2004. С.39.
[2] См. там же. С. 56-57.
[3] Ср. там же. С.50-51, 54-55.
[4] Никеле У., Макхью Д., Макхью С. Постижение бизнеса. – Тольятти. Тольятти-пресс. 1996. С. 112.
[5] Сипоролис, Николас К. Управление малым бизнесом: Руководство для предпринимателей. - М: Метрополис. 1997. С. 44.
[6] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Минск: Минск. 1996. С. 87.