Введение
Глава 1. Нормативно-правовые основы перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
1.1. Понятие, особенности и виды объектов интеллектуальной собственности. Товарные знаки
1.2. Роль и правовой статус таможенных органов при контроле перемещаемых через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
Глава 2. Анализ практической деятельности таможенных органов Российской Федерации по защите прав на объекты интеллектуальной собственности
2.1. Меры, принимаемые таможенными органами, по защите прав на объекты интеллектуальной собственности
2.2. Анализ деятельности таможенных органов, по защите прав на объекты интеллектуальной собственности
Глава 3. Совершенствование контроля при перемещении через границу РФ товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
3.1. Основные проблемы в работе таможенных органов при осуществлении таможенного контроля за перемещением через границу ТК ЕАЭС товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
3.2. Актуальные вопросы совершенствования системы таможенного контроля при перемещении через границу РФ товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
Заключение
Список использованных источников
Сегодня экономические отношения между различными странами и миром в целом характеризуются активной эксплуатацией результатов интеллектуальной деятельности человека: интеллектуальные произведения, продукты творчества человека, занимают значительную долю национальных и мировых ресурсов. Стоимостное содержание интеллектуальной части общего объема производства товаров и услуг возрастает. Это делает необходимым поиск и совершенствование оптимальных правовых рамок для создания, использования и передачи прав интеллектуальной собственности.
Переход к рыночной экономике и праву частной собственности в России в начале 1990-х годов дал объективные основания для существенного реформирования правовой структуры общественных отношений, связанных с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности.
Важную роль в этом сыграли государственные положения о государственной защите интеллектуальной собственности, которые являются одним из нескольких административно-правовых методов, используемых органами государственной власти в сфере интеллектуальной собственности. Кроме того, необходимо уделить внимание вопросу модернизации системы федеральных органов исполнительной власти, регулирующих данную сферу, и совершенствованию методов административно-правового регулирования для обеспечения реализации государственной политики в области интеллектуальной собственности.
Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день участились случаи нарушений прав интеллектуальной собственности во внешнеэкономической деятельности и внешней торговле. Важную роль в регулировании рынка интеллектуальной собственности приходится на таможенные органы, исполняющие таможенное регулирование и контроль за перемещением объектов интеллектуальной собственности.
Объектом изучения является общественные отношения, возникающие в процессе таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Предметом курсовой работы выступают правовые акты и практические рекомендации, связанные с осуществлением таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Целью написания курсовой работы является исследование мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, применяемые таможенными органами.
Задачи выпускной курсовой работы состоят в том, чтобы:
раскрыть понятие, особенности и виды объектов интеллектуальной собственности и понятие товарного знака;
осветить роль и правовой статус таможенных органов при контроле перемещаемых через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
проанализировать меры, принимаемые таможенными органами, по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
провести анализ деятельности таможенных органов, по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
выявить основные проблемы в работе таможенных органов при осуществлении таможенного контроля за перемещением через границу ТК ЕАЭС товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
проанализировать актуальные вопросы совершенствования системы таможенного контроля при перемещении через границу РФ товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Теоретической основой исследования послужили труды в области международного таможенного права, интеллектуальной собственности, внешнеэкономической деятельности, экономики известных отечественных и зарубежных авторов: Абрамова А.В., Бека В.А., Близнеца И.А. , Гаврилова Е..П., Глазковой Г.В., Добрынина О.В., Г.Г., Логиновой А.С., Сухаревой И.В., Сумина А.В., Тимофеевой Е.Ю., Грегори О.В., и др.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, статистический метод, сравнительно-правовой метод, системный подход.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГК РФ (расшифровать) и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Нормативно-правовые основы перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
1.1 Понятие, особенности и виды объектов интеллектуальной собственности. Товарные знаки
В ст. 71 Конституции РФ[1] сказано, что правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации. Фиксация права интеллектуальной собственности в Конституции РФ означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства защиты этого права. Гарантированная Конституцией РФ свобода творчества предполагает также создание эффективной правовой системы охраны прав на результаты творческой деятельности.
В массиве действующего законодательства РФ, посвященного интеллектуальной собственности, следует упомянуть прежде всего ГК РФ. Статья 128 Гражданского кодекса РФ[2] среди объектов гражданских прав называет результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, в том числе исключительные права на них. Однако наиболее полно правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется на основании положений ч. 4 ГК РФ[3].
Интеллектуальная собственность является объектом ряда международных соглашений, важнейшим из которых является Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г.[4] Кроме того, был заключен ряд международных соглашений, которые посвящены отдельным составляющим интеллектуальной собственности.
Права интеллектуальной собственности существуют для обеспечения охраны творений разума, таких как изобретения, литературные и художественные произведения, символы и названия, используемые в коммерции. В Российской Федерации интеллектуальная собственность регулируется федеральными законами об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках и знаках обслуживания, о патентном праве, об изобретениях, относящихся к программам для ЭВМ (патентах на программное обеспечение) и о правовых основах использования цифровых технологий.
Наиболее важным законом, регулирующим защиту авторских прав в Российской Федерации, является Федеральный закон № 5351−1 «Об авторском праве и смежных правах». Закон определяет, что представляет собой произведение, охраняемое авторским правом, включая произведения литературы, музыки или драматического искусства, кинофильмы или другие аудио/визуальные произведения, а также как эти произведения должны быть защищены от несанкционированного использования. Защита авторского права распространяется на всю жизнь автора произведения плюс 70 лет после его смерти (в некоторых случаях). Закон также предоставляет авторам определенные исключительные экономические права, такие как право на воспроизведение и право на публичное исполнение, которые могут осуществляться либо автором, либо его правопреемниками (например, издателями).
Что касается регулирования товарных знаков в России, то Федеральный закон № 4552−1 «О товарных знаках и знаках обслуживания» регулирует регистрацию и законное использование товарных знаков как местными предприятиями, действующими в пределах Российской Федерации, так и иностранными организациями. Он определяет, что является правомочным товарным знаком для целей регистрации (в отношении требований различительной способности).
Товарный знак, отвечающий всем критериям, может быть зарегистрирован в Роспатенте — государственном органе, ответственном за регистрацию прав интеллектуальной собственности в России. После регистрации товарный знак может использоваться на определенных условиях, оговоренных в соглашении между соответствующими сторонами. Патентное законодательство России было существенно обновлено в 2011 году, чтобы оно соответствовало международным стандартам, установленным WIPO (Всемирной организацией интеллектуальной собственности). Этот нормативный акт регулирует критерии и процедуры патентоспособности, в том числе применимые к программам для ЭВМ, сортам растений, биотехнологическим изобретениям и т. д.
Для получения патентной охраны в Российской Федерации необходимо подать заявку в Роспатент, который оценит все предоставленные доказательства и примет решение о выдаче патента. Кроме того, в России действует законодательство, регулирующее патентование программного обеспечения. В соответствии со статьей 1238 − 1 а и б Гражданского кодекса РФ программное обеспечение относится к категории «программы для ЭВМ», что обеспечивает им такой же уровень охраны, как и любым другим изобретениям, при условии их соответствия установленным критериям, таким как новизна и промышленная применимость. Наконец, цифровые технологии в последнее время стали критически важными не только при обсуждении интеллектуальной собственности, но и ее правоприменения; именно поэтому были приняты федеральные законы, соответствующие достижениям в этой области.
В промышленную собственность включаются объекты, которые носят непосредственно технический характер:
изобретения – это технически новое, не зависящее от области применения, решение, которое относится к продукту (устройство, вещество и др.) или способу (система действий, осуществляемая над материальным объектом при помощи материальных средств), в т.ч. к применению данного продукта или способа по определенному назначению. Условия предоставления правовой охраны: оно должно быть новым, должно иметь изобретательский уровень, а также быть промышленно применимо;
полезная модель – техническое решение, которое относится непосредственно к устройству. Правовая охрана предоставляется, только в том случае, если полезная модель новая и промышленно применима;
промышленные образец – решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Условия предоставления правовой охраны осуществляется только в том случае, если данный по своим существенным признакам промышленный образец является новым. Его признаками обычно являются признаки, которые определяют эстетические особенности внешнего вида изделия (форма, линии, текстура и фактура материала изделия, его контуры;
товарный знак и знак обслуживания. Под понятием «товарный знак» следует понимать обозначение, которое служит для индивидуализации товаров, как физических, так и юридических лиц. Знак обслуживания – это обозначение, которое служит для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг как юридических, так и физических лиц. Товарный знак возможно зарегистрировать в любом цвете, а также в цветовом сочетании[5].
Согласно ГК РФ, виды товарных знаков могут быть классифицированы: по форме выражения: словесные; изобразительные; объёмные; звуковые; комбинированные др.; по праву собственности владельца: индивидуальные; коллективные.
Словесные товарные знаки на сегодняшний день являются самыми популярными и распространёнными, обычно к ним относят буквы, слова, предложения и прочие, например, названия таких крупных компаний, как Samsung, Intel, Boeing, Fanta. Иначе этот вид знаков ещё называют логотипами. Как логотипы применяться как существующие слова («Добрый»), так и вымышленные («Ролтон»). Данными видами знаков также считаются лозунги компаний. Изобразительные товарные знаки – изображения разных видов предметов, геометрических фигур, животных, людей, географических, природных объектов и др. Эти знаки обычно называют эмблемами. Следующий вид – объемные товарные знаки. Под ними понимают оригинальные упаковки товара или же сам товар, который безошибочно позволяет определить изготовителя данного знака. Этот вид знаков широко используется парфюмерными компаниями, а также производителями алкогольной продукции. Звуковые товарные знаки – короткий оригинальный звук, звук природы или же фрагмент произведения, в большинстве случаев музыкального и др. К ним относят позывные радиостанций, радиопрограмм, мелодии знаменитых телевизионных передач. К комбинированным товарным знакам относят смесь обозначенных выше товарных знаков[6].
Индивидуальные товарные знаки принадлежат только одному конкретному физическому или юридическому лицу. Напротив, коллективные товарные знаки — это обозначения, используемые для идентификации продукции, созданной или проданной членами ассоциации. Привилегия на использование коллективного знака распространяется на всех членов данной ассоциации.