Курсовая работа|Право социального обеспечения

Комплексный анализ опеки и попечительства

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 35

Введение

  1. Опека и попечительство в гражданском праве

1.1. История возникновения опеки и попечительства в России

1.2. Понятие и особенности опеки и попечительства

1.3. Органы опеки и попечительства

1.4. Опекуны и попечители

  1. Опека и попечительство как правовой институт гражданского права

2.1. Права и обязанности опекунов и попечителей

2.2. Установление опеки и попечительства

2.2.1. Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними

2.2.2.Установление опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами

2.2.3 Установление попечительства над совершеннолетними гражданами

2.2.4.Прекращение опеки и попечительства

Заключение

Список использованных источников

Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.

Однако в некоторых случаях малолетний ребенок или психическое расстройство не могут самостоятельно исполнять свои обязанности и права. В таких случаях ему нужна помощь постороннего человека, которая и будет способствовать установлению опеки и попечительства над ним.

В настоящее время законодательство о попечительстве не работает достаточно эффективно, в результате чего увеличивается число нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних или недееспособных граждан.

Такова актуальность выбранной темы, позволяющей не только осветить новый подход к рассмотрению понятия "опека и попечительство", но и проанализировать имеющиеся в юридической науке знания и практику применения законодательства.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие опеки и попечительства широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного института в гражданско-правовых отношениях.

В курсовой работе используются работы таких ученых как

Целью представленной работы выступает комплексный анализ опеки и попечительства проведенный по следующим направлениям:

анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования опеки и попечительства;

рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих опеку и попечительство.

В рамках данных направлений предполагается решить следующую задачу: определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике. Эта задача включает в себя следующие подзадачи:

  • раскрытие понятий опеки и попечительства, а также цели их установления;
  • дать общую характеристику органам опеки и попечительства;
  • определить круг лиц, которые могут выступать в качестве опекунов и попечителей;
  • установить права и обязанности опекунов и попечителей;
  • определить порядок установления опеки и попечительства;
  • определить порядок прекращения опеки и попечительства.

Объектом научного анализа работы являются опека и попечительство как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования опеки и попечительства.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области.

 

  1. Опека и попечительство в гражданском праве

1.1. История возникновения опеки и попечительства в России

В России практика социальной помощи детям-сиротам имеет глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917 года была связана прежде всего с милосердием и благотворительностью.

Дооктябрьский период

История становления системы призрения детей в России - это история возникновения и развития идей попечительства о детях, родители которых отказались от их воспитания. Ситуации воспитания детей-сирот, родители которых умерли, достаточно немногочисленны и, как правило, в таких трагических обстоятельствах сирота оказывался в семье ближайших родственников, которые и брали на себя ответственность за его воспитание. Общественное же воспитание детей касалось, в первую очередь, подкидышей и незаконнорожденных детей. Общество брало на себя также обязанности по профессиональному обучению детей-сирот. Заботу о них призваны были разделить церковь и государство.

Князь Владимир возложил призрение за детьми-сиротами на духовенство (996 г.), в то же время и сам заботился о них, раздавая великую милостыню.

Во времена "Русской правды" (1072 г.) - основного закона древнерусского государства - заботу о сиротах проявляли князь Ярослав Мудрый и его сыновья. Великий князь Ярослав учредил училище для сирот, где призревались и обучались на его средства до 300 юношей.

В царствование Ивана Грозного призрение детей-сирот уже входило в круг задач государственных органов управления - приказов. В частности, сиротскими домами ведал церковный патриарший приказ.

Оказывалась помощь бедным и сиротам во времена правления Бориса Годунова (1598-1605), Василия Шуйского (1606-1610), Алексея Михайловича (1646-1676), особенно в периоды народных бедствий и в неурожайные годы.

При Алексее Михайловиче дальнейшее развитие получила идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти. Так, в Соборном Уложении устанавливаются определенные правовые отношения детей, "рожденных от наложниц", к детям, "рожденным в законе", причем права незаконных были поставлены ниже, чем права законных детей.

В середине XVII века были созданы приказы общественного призрения, ведавшие делами "сирых и убогих", а также сирот. Патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.

В 1682 г. был подготовлен проект указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые "во всяких случаях нужны и потребны". Именно этот проект (о безродных нищих детях) завершил эпоху зарождения идеи церковно-государственного призрения.

Первые учреждения для сирот и незаконнорожденных детей в России были основаны по личной инициативе и за собственный счёт Новгородским митрополитом Иовом в 1707 году. Были организованы сиропитательницы митрополита Иова, чья инициатива послужила основанием в 1715 году указа Петра Первого об устройстве при церквах "сиропитательных гошпиталий", в которых практиковался тайный приём подкидышей. Содержались "гошпиталии" на городские доходы и частные пожертвования. Являясь церковным заведением, приют был руководим надзирательницей, в обязанности которой входили уход и присмотр за воспитанием детей. По мере подрастания дети отдавались в услужение или в учение какому-либо ремеслу.

"Сиропитательные гошпиталии", учреждённые по личной инициативе Петра Первого, после его смерти стали закрываться одна за другой. До 1763 года не встречается никакого указания на существование в России каких-либо филантропических учреждений для незаконнорожденных, подкидышей, сирот.

Следующий этап в становлении церковно-общественного призрения детей в России связан с именами Екатерины II и Ивана Ивановича Бецкого, государственного деятеля того времени. Воспитание не только незаконнорожденных и подкидышей, но и детей из неблагополучных семей должно было стать заботой государства и церкви. Воспитание незаконнорожденных детей, подкидышей и сирот в государственном учреждении предполагало образование из них так называемого "третьего сословия" - среднего между привилегированным и податным. Граждане, обязанные своим воспитанием государству, призваны были "служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремёслах". 1 сентября того же 1763 года императрицей Екатериной был издан манифест о постройки "общим подаянием воспитательного дома для приносимых детей". Сиропитательницы были открыты также в Нежине, Оренбурге, Новгороде, Белозерске, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Коломне, Осташкове, Олонце, Воронеже, Казани, Архангельске, Нарве, Пензе, Тобольске, Вытегре, Ярославле, Екатеринбурге, Киеве. После смерти И.И.Бецкого в 1795 году императрица Мария Феодоровна приняла в своё ведение оба столичных Воспитательных Дома. Сделавшая очень много для развития милосердия и благотворительноси в России, Мария Федоровна смогла трезво оценить эффективность государственного призрения детей. Идея выращивания особого сословия, обязанного государству своим воспитанием, трансформировалась в конечном итоге, после смерти императрицы Марии Феодоровны в 1828 году, в признание государством его ненужности.

Таким образом, к началу ХХ века в России сложилось устойчивое представление о том, какой должна быть система призрения детей. Необходимость существования Воспитательных домов была очевидна. Но основными функциями этих заведений являлись призрение незаконнорожденных детей, передача их на воспитание в крестьянские семьи и последующая опека Воспитательного Дома над находящимся в приёмной семье питомцем. Кроме того, осознавалась в качестве насущной проблема временного помещения в приюты законных детей бедных родителей. В больших центрах эти два типа приютов должны были быть разделены. Также велась работа по децентрализации столичных воспитательных домов, направленная на создание сети таких учреждений в провинции.

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 N 209-ФЗ.) - Текст : непосредственный
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008) Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ, 01.01.2005, N 1, ст. 16.
  4. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ(ред. от 18.07.2009) «Об опеке и попечительстве» (принят ГД ФС РФ 11.04.2008) Текст : непосредственный. // «Собрание законодательства РФ», 28.04.2018, N 17, ст. 1755.

Литература

  1. Кабалкин А. Ю. Гражданское право : Комментарий к Гражданскому кодексу РФ ; учебник для вузов / А.Ю. Кабалкин - Москва : ИНФРА-М , 2018. – 217 с. - Текст : непосредственный.
  2. Мартынова Е. В. Опека и попечительство : пособие для вузов / Е. В. Мартынова - Ростов-на-Дону : издательство южного федерального университета, 2019. – 93 с. - Текст : непосредственный
  3. Сергеев А. П. Гражданское право : Учебник. Ч. 2 / А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - Москва : Проспект , 2018. - 411с. - Текст : непосредственный.
  4. Полутом Т. II. Гражданское право : Учебник. / Т. II. Полутом – Москва : БЕК , 2018. – 118 с. - Текст : непосредственный.
  5. Маилян C. C. , Косяков H. И. Правоведение : учебник для студентов вузов /C C Маилян H . И. Косякова – Москва : ЮНИТИ¬ДАНА, 2015. — 415 с. – текст непосредственный.
  6. Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева. Гражданское право: учебник: в 3-х томах Том 1, часть 1. 2018 Текст : непосредственный
  7. Апциаури Л. Н. Семейное право: учебно-методическое пособие . /Л. Н. Апциаури - Кемерово: КемГУ, 2019. - 276 с. – текст непосредственный.
  8. Садикова О.Н. Гражданское право: Учебник. Том I / О.Н. Садикова – Контракт : ИНФРА-М , 2006. – 425 с. - текст непосредственный.
  9. Иванова Е. Ф. Правоведение : учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Иванова – Москва : Юрайт, 2016. – С. 144. - Текст : непосредственный.
  10. Степанова С. А. Коментарии к гражданскому кодексу : сборник практимумов / С. А. Степанова– Москва : Статут , 2017. – С. 344. - Текст : непосредственный.
  11. Фатеева Н. А. Опека и попечительство: пособие для вузов / Е. Ф. Иванова – Москва : Проспект , 2015. – С. 311. - Текст : непосредственный.
  12. Абрамов В.Ю Полный курс гражданского права России / Ю. В. Абрамов – Москва : Статут ; 2016. - 688 с. - текст : непосредственный.
  13. Мартынова Е. В. Опека и попечительство: пособие для вузов. / Мартынова Е. В., - Ростов-на-Дону: издательство южного федерального университета. 2019. – 93 с. –текст : непосредственный.
  14. Маилян C. C. , Косяков H. И. Правоведение : учебник для студентов вузов /C C Маилян H . И. Косякова – Москва : ЮНИТИ¬ДАНА, 2015. — 415 с. – текст непосредственный.
  15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
  16. Карпикова И. С., Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми : учебное пособие / И. С. Карпикова - Москва ; Директ-Медиа, 2020. - 279 с. – текст непосредственный.
  17. Апциаури Л. Н. Семейное право: учебно-методическое пособие . /Л. Н. Апциаури - Кемерово: КемГУ, 2019. - 276 с. – текст непосредственный
  18. Полутом Т. II. Гражданское право : Учебник. / Т. II. Полутом – Москва : БЕК , 2018. – 118 с. - Текст : непосредственный.
  19. Мартынова ЕВ. Опека и попечительство : пособие для вузов / Мартынова ЕВ Ростов-на-Дону: издательство южного федерального университета – 2019 г. - 93с. Текст : непосредственный.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 45 стр.
Курсовая Пенсионное страхование. Назначение, выплаты, доставка пенсий
Курсовая работа Право социального обеспечения
2012 год 40 стр.
Курсовая Пособия по временной нетрудоспособности
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2013 год 32 стр.
Курсовая Пособия гражданам, проходившим военную службу, и членам их семей
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2014 год 29 стр.
Курсовая Сравнительный анализ страхового и общего трудового стажа
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 31 стр.
Курсовая Пособие при рождении ребенка
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское