Введение
- Опека и попечительство в гражданском праве
1.1. История возникновения опеки и попечительства в России
1.2. Понятие и особенности опеки и попечительства
1.3. Органы опеки и попечительства
1.4. Опекуны и попечители
- Опека и попечительство как правовой институт гражданского права
2.1. Права и обязанности опекунов и попечителей
2.2. Установление опеки и попечительства
2.2.1. Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними
2.2.2.Установление опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами
2.2.3 Установление попечительства над совершеннолетними гражданами
2.2.4.Прекращение опеки и попечительства
Заключение
Список использованных источников
Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.
Однако в некоторых случаях малолетний ребенок или психическое расстройство не могут самостоятельно исполнять свои обязанности и права. В таких случаях ему нужна помощь постороннего человека, которая и будет способствовать установлению опеки и попечительства над ним.
В настоящее время законодательство о попечительстве не работает достаточно эффективно, в результате чего увеличивается число нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних или недееспособных граждан.
Такова актуальность выбранной темы, позволяющей не только осветить новый подход к рассмотрению понятия "опека и попечительство", но и проанализировать имеющиеся в юридической науке знания и практику применения законодательства.
Степень научной разработанности проблемы. Понятие опеки и попечительства широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного института в гражданско-правовых отношениях.
В курсовой работе используются работы таких ученых как
Целью представленной работы выступает комплексный анализ опеки и попечительства проведенный по следующим направлениям:
анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования опеки и попечительства;
рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих опеку и попечительство.
В рамках данных направлений предполагается решить следующую задачу: определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике. Эта задача включает в себя следующие подзадачи:
- раскрытие понятий опеки и попечительства, а также цели их установления;
- дать общую характеристику органам опеки и попечительства;
- определить круг лиц, которые могут выступать в качестве опекунов и попечителей;
- установить права и обязанности опекунов и попечителей;
- определить порядок установления опеки и попечительства;
- определить порядок прекращения опеки и попечительства.
Объектом научного анализа работы являются опека и попечительство как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования опеки и попечительства.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области.
- Опека и попечительство в гражданском праве
1.1. История возникновения опеки и попечительства в России
В России практика социальной помощи детям-сиротам имеет глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917 года была связана прежде всего с милосердием и благотворительностью.
Дооктябрьский период
История становления системы призрения детей в России - это история возникновения и развития идей попечительства о детях, родители которых отказались от их воспитания. Ситуации воспитания детей-сирот, родители которых умерли, достаточно немногочисленны и, как правило, в таких трагических обстоятельствах сирота оказывался в семье ближайших родственников, которые и брали на себя ответственность за его воспитание. Общественное же воспитание детей касалось, в первую очередь, подкидышей и незаконнорожденных детей. Общество брало на себя также обязанности по профессиональному обучению детей-сирот. Заботу о них призваны были разделить церковь и государство.
Князь Владимир возложил призрение за детьми-сиротами на духовенство (996 г.), в то же время и сам заботился о них, раздавая великую милостыню.
Во времена "Русской правды" (1072 г.) - основного закона древнерусского государства - заботу о сиротах проявляли князь Ярослав Мудрый и его сыновья. Великий князь Ярослав учредил училище для сирот, где призревались и обучались на его средства до 300 юношей.
В царствование Ивана Грозного призрение детей-сирот уже входило в круг задач государственных органов управления - приказов. В частности, сиротскими домами ведал церковный патриарший приказ.
Оказывалась помощь бедным и сиротам во времена правления Бориса Годунова (1598-1605), Василия Шуйского (1606-1610), Алексея Михайловича (1646-1676), особенно в периоды народных бедствий и в неурожайные годы.
При Алексее Михайловиче дальнейшее развитие получила идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти. Так, в Соборном Уложении устанавливаются определенные правовые отношения детей, "рожденных от наложниц", к детям, "рожденным в законе", причем права незаконных были поставлены ниже, чем права законных детей.
В середине XVII века были созданы приказы общественного призрения, ведавшие делами "сирых и убогих", а также сирот. Патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.
В 1682 г. был подготовлен проект указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые "во всяких случаях нужны и потребны". Именно этот проект (о безродных нищих детях) завершил эпоху зарождения идеи церковно-государственного призрения.
Первые учреждения для сирот и незаконнорожденных детей в России были основаны по личной инициативе и за собственный счёт Новгородским митрополитом Иовом в 1707 году. Были организованы сиропитательницы митрополита Иова, чья инициатива послужила основанием в 1715 году указа Петра Первого об устройстве при церквах "сиропитательных гошпиталий", в которых практиковался тайный приём подкидышей. Содержались "гошпиталии" на городские доходы и частные пожертвования. Являясь церковным заведением, приют был руководим надзирательницей, в обязанности которой входили уход и присмотр за воспитанием детей. По мере подрастания дети отдавались в услужение или в учение какому-либо ремеслу.
"Сиропитательные гошпиталии", учреждённые по личной инициативе Петра Первого, после его смерти стали закрываться одна за другой. До 1763 года не встречается никакого указания на существование в России каких-либо филантропических учреждений для незаконнорожденных, подкидышей, сирот.
Следующий этап в становлении церковно-общественного призрения детей в России связан с именами Екатерины II и Ивана Ивановича Бецкого, государственного деятеля того времени. Воспитание не только незаконнорожденных и подкидышей, но и детей из неблагополучных семей должно было стать заботой государства и церкви. Воспитание незаконнорожденных детей, подкидышей и сирот в государственном учреждении предполагало образование из них так называемого "третьего сословия" - среднего между привилегированным и податным. Граждане, обязанные своим воспитанием государству, призваны были "служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремёслах". 1 сентября того же 1763 года императрицей Екатериной был издан манифест о постройки "общим подаянием воспитательного дома для приносимых детей". Сиропитательницы были открыты также в Нежине, Оренбурге, Новгороде, Белозерске, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Коломне, Осташкове, Олонце, Воронеже, Казани, Архангельске, Нарве, Пензе, Тобольске, Вытегре, Ярославле, Екатеринбурге, Киеве. После смерти И.И.Бецкого в 1795 году императрица Мария Феодоровна приняла в своё ведение оба столичных Воспитательных Дома. Сделавшая очень много для развития милосердия и благотворительноси в России, Мария Федоровна смогла трезво оценить эффективность государственного призрения детей. Идея выращивания особого сословия, обязанного государству своим воспитанием, трансформировалась в конечном итоге, после смерти императрицы Марии Феодоровны в 1828 году, в признание государством его ненужности.
Таким образом, к началу ХХ века в России сложилось устойчивое представление о том, какой должна быть система призрения детей. Необходимость существования Воспитательных домов была очевидна. Но основными функциями этих заведений являлись призрение незаконнорожденных детей, передача их на воспитание в крестьянские семьи и последующая опека Воспитательного Дома над находящимся в приёмной семье питомцем. Кроме того, осознавалась в качестве насущной проблема временного помещения в приюты законных детей бедных родителей. В больших центрах эти два типа приютов должны были быть разделены. Также велась работа по децентрализации столичных воспитательных домов, направленная на создание сети таких учреждений в провинции.