Значимость проблемы изучения определена тем, что доверительное управление имуществом – относительно новый институт гражданского права. Отдаленные его аналоги можно отыскать в истории русского гражданского права, однако ни один из них не считается прямым предком доверительного управления, который передал ему характерные свои черты. Конструируемое законодателем доверительное управление было наделено свойствами многих хоть какое–нибудь количество приближающихся к нему взаимоотношений, что затрудняет его квалификацию.
Несколько задач, которые связаны с доверительным управлением, никак не приобрел конкретного решения, в литературе проводятся дискуссии о натуре прав доверительного управляющего, присутствия у отношений доверительного управления особенностей доверительности, вызывает трудности и разделение доверительного управления со схожими отношениями, к примеру, управлением юридическим лицом.
Действующее законодательство правомочно решить никак не все данные проблемы, однако абсолютно успешно справляется с проблемой постановки новых, обладающих практическим и теоретическим значением. Недочеты легальных формулировок вызывают к жизни проблемы с определением последствий результатов действий учредителя управления, согласно распоряжению пребывающем в управлении имуществом, прочие проблемы.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы обуславливается несовершенством законодательного регулировки взаимоотношений доверительного управления, дискуссионностью множества задач в литературе, и, кроме того, сравнительной свежестью института для российской правовой системы.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых –цивилистов (В.П. Грибанова, И.Б. Новицкого, В.А. Ойгензихта, Н.В. Рабиновича, Е.А. Суханова, Ф.С. Хейфеца, Г.Ф. Шершеневича и пр., и другие.), учебная литература, комментарии действующего законодательства, публикации в периодических научных изданиях, судебная практика.
Предметом исследования выступают нормы гражданского права, регулирующие доверительное управление имуществом в сфере предпринимательской деятельности и практика их применения, труды ученых в данной области.
Объектом исследования являются правоотношения доверительного управления имуществом, образующиеся при осуществлении предпринимательской деятельности доверительным управляющим.
Целью настоящей работы является анализ договора доверительного управления имуществом в российском гражданском праве.
Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:
– провести анализ правового регулирования института доверительного управления имуществом;
– изучить юридическую характеристику договора доверительного управления имуществом;
– выявить существенные условия договора доверительного управления имуществом;
– рассмотреть проблемы заключения и расторжения договора доверительного управления имуществом.
В настоящей работе использовались следующие методы исследования – изучение, анализ, обобщение.
Научно–практическая значимость исследования. В науке гражданского права весь институт доверительного управления в целом пока не подвергался детальному исследованию.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1 Общие положения о доверительном управлении имуществом в российском гражданском праве
1.1 Правовое регулирование института доверительного управления имуществом
Доверительное управление – довольно новый институт в российской правовой доктрине. Появление последнего во многом обусловлено развитием рыночных отношений и стремлением создать более эффективное управление экономической деятельностью, имуществом [10, с. 80].
Согласно положениям статьи 1012 Гражданского кодекса РФ «по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя)» [2].
Исследуя институт доверительного управления, современная гражданско– правовая наука неоднозначно подходит к определению правовой природы этого института. В настоящее время в правовой литературе выделяют два основных подхода к проблеме правового регулирования доверения имущества.
Сторонники–правоведы одного подхода, основываясь на континентальных традициях, настаивают исключительно на обязательственно– правовой модели доверительного управления
(С.А. Хохлов, В.А. Дозорцев, Н.Д. Егоров, Е. А. Суханов, А.Л. Маковский)
[16, с. 55].
Сторонники–правоведы второго подхода определяют право доверительного управления как «не что иное, как самостоятельный вид ограниченных вещных прав», в связи:
– доверительный управляющий имеет широкие полномочия;
– интересом управляющего является получение объекта управления для коммерческого использования [14, с. 105].
С такими утверждениями трудно согласиться. Во–первых, сколько бы не были широки полномочия доверительного управляющего, он всегда действует в интересах собственника. Кроме того, полномочия управляющего могут быть ограничены специальным законом или договором. Во–вторых, интерес управляющего законодатель видит не только в получении вознаграждения за оказание определенных услуг. Если договор безвозмездный, то доверительный управляющий действует из иных побуждений (например, сохранение имущества родственника) [13, с.74].
Чтобы определить к вещному или обязательственному праву относится доверительное управление имуществом, необходимо провести разграничение этих прав. Применяя разработанные наукой гражданского права и законодателем критерии разграничения прав вещных и обязательственных, можно сделать вывод о том, что правоотношения между доверительным управляющим и учредителем управления являются обязательственными.
Так, согласно ст. 1012 ГК РФ учредитель управления передает имущество, а доверительный управляющий обязуется совершать определенные действия, а именно управлять имуществом. Таким образом, объектом здесь являются действия обязанного лица.
Правоотношения между учредителем и управляющим имеют относительный характер. Под этим подразумевается, что учредитель может обратиться с требованием к определенному лицу – доверительному управляющему.
Доверительное управление в большинстве случаев возникает на основании договора, что присуще обязательственным отношениям.
Нет в характеристике права доверительного управления и такого признака вещного права, как бессрочность. Ст. 1016 ГК РФ устанавливает, что договор доверительного управления заключается на срок не более пяти лет.
Кроме того, доверительное управление не соответствует такому признаку вещного права, как возможность воздействовать на вещь с целью удовлетворения своих потребностей. Доверительный управляющий, даже получив право распоряжения и по составу правомочий приблизившись к собственнику, не вправе использовать их в своем интересе. В ст. 1012 ГК РФ прямо предусмотрено, что управление осуществляется в интересах учредителя или выгодоприобретателя [2].
Таким образом, осуществляя управление доверенным имуществом и вступая в различные правоотношения с третьими лицами, доверительный управляющий действует в качестве субъекта обязательственных правоотношений в интересах учредителя доверительного управления и выгодоприобретателя. Вместе с тем, являясь титульным владельцем соответствующего имущества, он получает абсолютную защиту от незаконных действий третьих лиц.
Кроме того, если правоотношение между учредителем и управляющим является обязательственным, а правоотношения управляющего и третьих лиц – вещными, то можно сделать вывод, что правовая природа доверительного управления является обязательственной с вещно–правовыми элементами
[9, с. 187].
Как видно из определения этого договора, данный договор сконструирован как реальный, а это означает, что договор доверительного управления имуществом считается заключенным с момента передачи учредителем доверительного управления соответствующего имущества доверительному управляющему.
Таким образом, для возникновения обязательства по доверительному управлению имуществом требуется сложный юридический состав, состоящий из двух юридических фактов: подписания сторонами соглашения и фактической передачи доверительному управляющему имущества, являющегося объектом указанного соглашения. Например, стороны заключают в письменной форме договор доверительного управления, составляют передаточный акт и обращаются с заявлением о государственной регистрации передачи имущества в доверительное управление.
Помимо всего вышесказанного, конструкция договора доверительного управления имуществом изначально включает в себя возможность его заключения не в интересах учредителя доверительного управления, а в интересах третьего лица – выгодоприобретателя. В данных обстоятельствах договор доверительного управления приобретает некоторые черты договора в пользу третьего лица.
В сравнении с нормами, регулирующими отношения, связанные с доверительным управлением имуществом, определяются несоответствия следующего характера. Так, учредитель доверительного управления имуществом (кредитор в этом обязательстве), назначивший выгодоприобретателя, сохраняет некоторые права требования к доверительному управляющему, например в части представления отчета о его деятельности по управлению имуществом. Кроме того, чтобы получить возможность поручить совершение отдельных действий (от имени доверительного управляющего), необходимых для управления имуществом, другому лицу, доверительный управляющий должен добиться согласия на это именно учредителя, а не выгодоприобретателя [5, с. 190].
Также не действует общее правило о расторжении договора сторонами без согласия третьего лица применительно к договору доверительного управления имуществом, заключаемому в интересах выгодоприобретателя. Прекращение договора между доверительным управляющим и учредителем предусматривается в связи с невозможностью личного исполнения доверительного управления имуществом доверительным управляющим. Учредитель вправе заявить отказ от договора и по иным причинам при условии выплаты доверительному управляющему обусловленного договором вознаграждения.
На основании всего изложенного можно сделать вывод о том, что договор доверительного управления – самостоятельный тип договора, отличный от других договоров гражданского права.