Введение
1. Концепция современных учебников иностранного (английского) языка
2. Анализ учебников английского языка для 1 курса
3. Разница учебников контекстного типа от «English at your fingers» по д авто рством С.А. Шевелевой и А.В. Бондарко, и «Учебника английского языка для пер вого курса языкового вуза» по д авто рством Г.М. Флоровой, Г.В. Стрелкова и др.
-
Учебник контекстного типа для буд ущих пре подавателей английского языка
Заключение
Знание иностранных языков становится все более важным в условиях современной глобальной экономики. Это повышает спрос на высококвалифицированных преподавателей иностранных языков, способных обеспечить эффективное обучение языку студентов любого возраста и подготовки. В этой связи эффективность учебных пособий по английскому языку в вузах должна быть поставлена под сомнение: традиционное образование, научные основы которого были заложены еще в XVII веке, оказалось абстрактной и "виртуальной" моделью жизни и профессиональной деятельности будущих специалистов. Это связано с тем, что в данном случае получение теоретических знаний не происходит одновременно с их закреплением и использованием в практической деятельности. Трудности, с которыми сталкиваются выпускники вузов, свидетельствуют о том, что передача готовых знаний не способствует их готовности к выявлению и анализу проблем и самостоятельному поиску путей их решения. Поэтому необходим совершенно иной подход к организации обучения в высшей школе, в том числе и к учебному процессу подготовки преподавателей иностранного языка, чтобы повысить эффективность этой подготовки и добиться значительного повышения профессиональной компетентности выпускников.
Цель данного исследования - теоретически обосновать использование контекстных учебников на учебных занятиях по иностранному языку для формирования профессиональной коммуникативной компетенции как важного звена в профессиональной компетенции учителей и преподавателей иностранного языка.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем
- Продемонстрированы пути повышения качества профессиональной подготовки учителей иностранного языка через раннюю профессионально-педагогическую ориентацию на практических занятиях по иностранному языку;
- выявлены условия организации учебной деятельности студентов, моделируемой с учетом предметного и профессионального контекста, в процессе формирования профессиональной коммуникативной компетенции.
Практическая ценность исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы для разработки новых подходов к профессионально-ориентированному обучению иностранным языкам.
Объектом исследования является процесс формирования профессиональной коммуникативной компетенции как важного звена профессиональных умений преподавателей иностранных языков в практическом обучении иностранному языку.
Предметом исследования является необходимость создания контекстно-ориентированных учебников для формирования профессиональных умений будущих учителей иностранного языка. Методологической основой исследования являются личностно-ориентированный образовательный подход, современные концепции обучения иностранным языкам и теории контекстного обучения.
Для решения поставленных задач используется комплекс исследовательских методов (анализ, обобщение, интерпретация, сбор, хранение и обработка данных), включающий анализ отечественной и зарубежной литературы по лингвистике, педагогике, психологии, языковой тактике и методике преподавания языка.
1. Концепция
современных учебников иностранного (английского) языка
Иноязычное образование является важным аспектом современного мира, и многие люди, связанные с этой сферой, задаются вопросом о выборе учебника иностранного языка. Действительно, на сегодняшний день существует огромное количество учебников как отечественного, так и зарубежного производства, и выбор может быть непростым.
Учебники являются фундаментальной частью образовательного процесса по изучению иностранного языка. Они могут быть центральным источником информации и практики для учащихся на уроках. Учебники предоставляют содержание уроков, определяют баланс между преподаваемыми навыками и видами языковой практики, в которых участвуют ученики.
В некоторых случаях учебники могут быть вспомогательным инструментом преподавания. Они могут дополнять другие материалы и методики, используемые преподавателем. Учебники могут служить основным источником материала для учащихся, позволяя им взаимодействовать с языком, независимо от активности преподавателя. Если преподаватель имеет недостаточный опыт, учебник может помочь ему в обучении, показывая, как планировать и проводить уроки и какие форматы использовать.
Практически все методики преподавания иностранных языков включают использование учебников. Учебники являются неотъемлемой частью процесса обучения и обеспечивают последовательность и структуру в обучении языку. Изучение того, как использовать и адаптировать учебники, является важным аспектом профессионального развития преподавателя. Однако, несмотря на важность учебников, преподаватель должен гибко подходить к их использованию и иметь возможность адаптировать материалы под потребности своих учащихся [5]. В итоге, выбор, использование, и адаптация учебников являются важными элементами работы преподавателя и могут способствовать успешному изучению иностранного языка.
При создании учебника необходимо учитывать несколько принципов, которые определяют его основу. Эти принципы могут быть выделены из методических исследований [1; 2; 3].
- Принцип научности предполагает, что учебник должен содержать достоверные и актуальные научные языковые знания. Он должен способствовать формированию социокультурной, языковой и речевой компетенций у студентов, основанных на научно обоснованных подходах и методах.
- Принцип циклического построения учебника заключается в тематической организации материала, которая позволяет студентам овладеть основными разговорными темами в относительно короткие сроки. Учебник может быть структурирован таким образом, чтобы каждая последующая тема строилась на основе предыдущих, создавая единую и последовательную систему обучения.
- Принцип опоры учебника на различные методические подходы предполагает использование разнообразных методов и приемов обучения, которые позволяют достигать нескольких целей одновременно. Учебник может использовать коммуникативные, задачно-ориентированные, контекстуальные и другие методические подходы, чтобы обеспечить разносторонний и целостный подход к обучению [3; 5].
Принципы, указанные выше, играют важную роль в разработке учебников. Они обеспечивают основу для создания эффективных и ресурсных пособий по изучению языка, которые помогают студентам успешно развивать свои языковые навыки и компетенции.
Коммуникативный подход, который традиционно применяется в российских учебниках, начиная с 70-х годов ХХ века, основан на функциональном обучении иностранному языку. Он направлен на развитие навыков реальной коммуникации, включает приоритетное обучение видам речевой деятельности и опирается на ситуации общения. В рамках коммуникативного подхода используются различные формы работы, в том числе парная и групповая работа.
В современном коммуникативном подходе основное внимание уделяется формированию шести компонентов коммуникативной компетенции, выявленных в зарубежных исследованиях. Эти компоненты включают грамматическую, лексическую, фонетическую, стратегическую, социолингвистическую и семантическую компоненты. Задача учебников, разработанных с использованием коммуникативного подхода, состоит в развитии всех этих компонентов коммуникативной компетенции у учащихся. Рассмотрим подробнее [3; 6]:
- Лингвистическая компетенция (linguistic competence) - это знание словарных единиц и грамматических правил языка. Этот компонент включает в себя понимание и использование основных языковых структур и лексических единиц.
- Социолингвистическая компетенция (sociolinguistic competence) - это способность выбирать и использовать соответствующие языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения. Этот компонент включает в себя знание о различных социальных нормах, регистрах и вариантах языка.