Курсовая работа|Таможенное дело

Обеспечение таможенными органами контроля за перемещением культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 38

Введение

Глава 1. Теоретические основы перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС                

1.1 Понятие и перечень культурных ценностей

1.2 Правовое регулирование перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС                

Глава 2. Особенности таможенного контроля за перемещением культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС

2.1 Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению контроля за перемещением культурных ценностей

2.2 Направления совершенствования таможенного контроля культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС

Заключение

Библиографический список

Книги и научные материалы

Электронные ресурсы

Каждое государство трактует определение «культурные ценности» по-своему, исходя из международных актов, конвенций, но для каждого государства «культурные ценности» означают - духовную опору, моральные, этические и эстетические идеалы, социальные и религиозные стереотипы сознания и поведения. 

Культура и общество неразрывно связаны друг с другом. Общество не будет функционировать без культуры, а культура без общества. Защита и передача культурного достояния из поколения в поколение представляет первостепенную, важнейшую задачу каждого государства.

В настоящее время через таможенную границу ЕАЭС увеличивается пассажирооборот по причине осуществления учебной и внешнеэкономической деятельности, а также из-за возможности часто путешествовать в различные страны. 

В период с января по сентябрь 2020 года в Пулковской таможне пассажирооборот увеличился на 5%, а через таможенную границу Российской Федерации перемещалось около 5,8 миллиона людей.[1] 

Исходя из этого, таможенный контроль, осуществляемый должностными лицами таможенных органов, в отношении перемещаемых товаров становится менее прозрачным и сложно контролируемым. 

По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), незаконный оборот культурных объектов занимает третье место в мире после торговли наркотиками и оружием, а прибыль от продаж произведений искусства по всем странам, составляет 3,4-6,3 млрд. долларов в год. Невозможно оценить утрату, вытекающую из этого.[2]

Перевозить культурные ценности через таможенную границу Союза в праве как юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, для организации выставок, презентаций, так и физические лица для личного пользования.

В курсовой работе автор планирует рассматривать именно этот аспект, так как процесс перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами для личного пользования является многоаспектным и не до конца изученным, и, в свою очередь, нуждается в разработке механизмов и инструментов для дальнейшего анализа и исследования в этой области.

Объекты культурного наследия в последнее время все чаще становятся предметом правонарушений в связи с не декларированием и недостоверным декларированием, по причине несоблюдения запретов и ограничений, а также по фактам сокрытия культурных ценностей от таможенного контроля. 

Исходя из этого, таможенным органам отведена важная роль по выявлению и пресечению административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, а также по вопросам регулирования незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС предметов культурного наследия. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является углубленное изучение обеспечения таможенными органами контроля за перемещением культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС.

Задачи курсовой работы:

  • дать определение понятию «культурные ценности»;
  • изучить правовые основы перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС;
  • дать анализ деятельности таможенных органов по осуществлению ввоза и вывоза культурных ценностей.

Объектом исследования являются культурные ценности.

Предметом исследования является контроль за движением через таможенную границу ЕАЭС культурных ценностей.

В качестве теоретической основы данного исследования были использованы научные труды, посвященные проблемам обеспечения комплексной защиты и охраны историко-культурных объектов от возможных угроз, таких Российских ученых, как Лебединец, И.Н., Кабанова Ю.С., Степин В. С., Клебанов Л. Р., Подройкина И.А., а также научные труды, посвященные проблемам перемещения культурных ценностей физическими лицами таких ученых, как: Москвина И.К., Новикова П.А., Устюжанина Л. В., Воротынцева Т. М., Афонин П.Н.

Нормативно-правовая основа исследования включает в себя: Международные Конвенции и Договоры; Международные Соглашения и Рекомендации; Федеральные законы; Указы Президента Российской Федерации; Конституцию Российской Федерации; Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии; Решение совета Евразийской экономической комиссии; Решение Комиссии Таможенного союза; Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.

 

Глава 1. Теоретические основы перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС

1.1 Понятие и перечень культурных ценностей

Охрана культурных ценностей в настоящий момент является одной из приоритетных задач любого государства, так как зачастую часть рынка культурных ценностей уходит в нелегальную сферу, и в дальнейшем становится предметом контрабанды.

Для предотвращения незаконного перемещения культурно  исторических объектов применяется международно-правовая защита в виде множества международно-правовых, нормативных актов по охране и защите культурных ценностей.

Россия должна активно участвовать в деятельности таких межправительственных организаций, как Интерпол, ЮНЕСКО, что имеет огромное значение для обеспечения права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям и его защиту как в России, так и в мире.[3]

В качестве примера разрушений культурных ценностей в военное время автор приводит вопиющий случай, произошедший в древнем Сирийском городе Пальмира, в 2015 году. Древние развалины этого города являются одними из шести объектов Всемирного наследия Сирии. Боевики террористической организации «Исламского государства» разрушили две старинные святыни, одна из которых являлась исторической ценностью ЮНЕСКО, а вторая была создана более 500 лет назад. Уничтожение данных исторических объектов является невосполнимым и сокрушительным уроном не только для Сирийского народа, но и для всего человечества в целом, ведь культура — это то, что нас объединяет, сближает и делает лучше.

В Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 года, к культурным ценностям относятся ценности религиозного и светского характера, представляющие значения для истории, науки, искусства и литературы.

К ним относятся следующие виды ценностей:

— представляющие интерес, редкие виды образцов флоры и фауны, минералогии;

— предметы истории и техники, военной истории; предметы, относящиеся к жизни ученых, национальных художников;

— старинные монеты и печати; 

— археологические находки и открытия;

— художественные ценности, такие как: произведения искусства, рисунки ручной работы на любой основе из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки);

— оригинальные редкие рукописи, гравюры, художественные подборки и монтажи;

— представляющий особый интерес старинные книги, издания;

— почтовые марки; фото и киноархивы; старинная мебель и музыкальные инструменты возрастом болеет 100 лет.

 В соответствии с Рекомендацией ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности, подписанная 19 ноября 1964 года, культурными ценностями признаются «движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этиологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы».

Каждое государство устанавливает критерии более подходящие, по его мнению, для определения находящихся на его территории культурных ценностей, которые имеют большое значение.

Вопросам возвращения государствам похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей посвящена Конвенция Международного института унификации частного права (УНИДРУА) по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям. Она была подписана в Риме, 24 июня 1995 года. Конвенция не представляет собой разрешение проблем по урегулированию незаконного оборота культурных ценностей, но она направлена на достижение эффективной защиты от незаконной торговли, посредством осуществления культурного обменами и международного сотрудничества, внедрения в государствах системы возмещения ущерба, применяемой для реституции или возврата культурных ценностей. 

Определяющее значение культуры для осуществления национальной безопасности отмечают многие историки, культурологи и общественные деятели, так как погибель и утрата национального единства равнозначна краху и разрушению.

Академик В.С. Степин определяет культуру как «систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях».

Нормативно-правовые акты

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (дата обращения: 01.05.2023)
  2. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (дата обращения: 01.05.2023)
  3. Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, 14 ноября 1970 года (дата обращения: 01.05.2020) (дата обращения: 01.05.2023)
  4. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (дата обращения: 01.05.2023)
  5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (дата обращения: 10.05.2023)
  6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. N 45 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и методических указаниях по его заполнению» (дата обращения: 10.05.2023)
  7. Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15 апреля 1993 года N 4804-1(дата обращения: 10.05.2023)
  8. Федеральный закон N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 года; (дата обращения: 10.05.2023)
  9. Федеральный Закон № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", от 15 апреля 1998 года; (дата обращения: 10.05.2025)
  10. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 289-ФЗ; (дата обращения: 10.05.2023)
  11. Федеральный закон № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 года (дата обращения: 10.05.2023)

Книги и научные материалы

  1. Афонин П.Н., Хрунова А.Л., Чикишев Н.С., Яргина Н.Ю. Современное состояние понятия инновационных технологий таможенного контроля // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). 175 с; (дата обращения: 12.05.2023)
  2. Аверьянова Мария, об итогах работы Пулковской таможни за январь – сентябрь 2019 года, пресс-секретарь Пулковской таможни; (дата обращения: 27.04.2023)
  3. Бондаревский А.С. Золотов Р.В, современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 8 – Историография радиочастотной идентификации (RFID) - РОССИЙСКИЕ КОРНИ..– 11 с
  4. Воротынцева Т. М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Троицкий мост, 2017. — 162 с
  5. Запесоцкий А. С. Теория культуры академика В. С. Степина: лекции, прочитанные студентам СПбГУП в мае–сентябре 2010 года. — СПб.: СПбГУП, 2010. — 9 с. — (Избранные лекции Университета; Вып. 115)
  6. Злотникова А.В., Богатырев С.Е. Особенности проведения искусствоведческой экспертизы в рамках административного и уголовного делопроизводства
  7. Кабанова Ю.С. Россия и международные организации, занимающиеся защитой права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям// Заметки ученого. 2015. Т. 1. № 1-1 (1). С.58
  8. Клебанов, Л. Р. Памятники истории и культуры: правовой статус и охрана: монография / Л. Р Клебанов; под науч. ред А.В.Наумова. - 2-е изд., испр. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. - 5 с
  9. Костин А.А., информационные технологии в органах государственной власти: правовая регламентация, проблемы и перспективы применения: сборник научных работ студентов факультета таможенного дела. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. - 3с
  10. Лебединец, И.Н. Международное уголовное право [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.Н. Лебединец. — М.: Проспект, 2016. — 57 с.;
  11. Новикова П.А. Культурные ценности как объект таможенного контроля. М., 2014. С. 96
  12. Орешина Мария, журнал «Международная жизнь» 12 номер 2018 г., «К вопросу о противодействии незаконному обороту культурных ценностей»
  13. Пантелеева И.А. Проблемы уголовной ответственности за контрабанду культурных ценностей / И.А. Пантелеева, Д.А. Бакшт // Всероссийский криминологический журнал. — 2017. — Т. 11, № 3. — С. 578
  14. Подройкина И.А., Актуальные проблемы Особенной части уголовного права: учебник / отв. ред. Подройкина И.А., Улезько С.И. - М.: Проспект, 2019. - с 442. (Серия "Магистр. Базовый курс")
  15. Устюжанина, Людмила Владимировна. У83 Перемещение культурных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза: учебное пособие / Л.В. Устюжанина. — Москва: РУСАЙНС, 2018. — 15 с.
  16. Федотова Г.Ю., Москвина И.К., Магомедова М.А., Ройзен Е.А, учебное пособие «Культурные ценности: таможенный аспект идентификации и регулирования перемещение», Санкт-Петербург, 2015. — 46 с.
  17. Филатова А.В. Организационно-правовые аспекты формирования института независимо (негосударственной) экспертизы в России // Административное право и процесс. – 2014. – № 5. – С. 50
  18. Юдинцев Андрей, интервью начальника Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России журналу «Таможня» Правоохранительная деятельность: современное состояние и перспективы развития

Электронные ресурсы

  1. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. — URL: https://www.mkrf.ru/ (дата обращения: 16.04.2023);
  2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. — URL: http://customs.ru/ (дата обращения: 10.05.2023);

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское