ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, задачи и роль стратегии развития фирмы и ее особенности
1.2 Стратегический анализ – ключевой этап стратегического менеджмента
1.3 Проблемы выбора стратегии развития фирмы в современных условиях
- АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ПАО «ЛУКОЙЛ»
2.1 Общая характеристика ПАО «ЛУКОЙЛ»
2.2 Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия
2.3 SWOT анализ ПАО «ЛУКОЙЛ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глубокие реформы российской экономики потребовали нового подхода к стратегии развития компании. Сегодня деятельность предприятия усложняется не только порой спонтанным ростом потребительского спроса, но выработкой направлений этого роста. Стратегия управления, выработанная компанией посредством конструктивного анализа, в условиях нестабильности и неопределенности внутренней и внешней среды позволяет быть эффективной в долгосрочной перспективе.
В этой связи значение анализа стратегии для дальнейшей ее корректировки со стечением времени приобретает все большую значимость, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Рассмотрение вопросов стратегии развития фирмы, ее анализа и обоснования опирается на исследования отечественных и зарубежных ученых в различных областях экономической науки и менеджмента.
Различные аспекты аналитических методов в стратегическом управлении и планировании рассматриваются такими авторами как: И. Ансофф, М. Портер, К. Бауманн, В.В. Винакуров, Ж.Ж. Ламбен, В.И. Ляско, Е.П. Голубков, Н.С. Отварухина, В.Р. Веснин, Е.Ю. Кузнецова, Квейд Э., Клиланд Д., Кинг В., Кунц Г., Доннел С., Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С., Оптнер С.Л., Крейсберг М.М., Планкетт Л., Хейл Г. Райзберг Б.А., Голубков Е.П., Пекарский Л.С. Саати Т., Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А., Янг С.
Целью исследования является обоснование стратегии предприятия на основе стратегического анализа на примере предприятия ПАО «Лукойл».
В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы стратегического анализа;
- провести анализ стратегии развития фирмы;
- разработать и обосновать мероприятия стратегического планирования на предприятии.
Объектом данного исследования является ПАО «ЛУКОЙЛ» - один из крупнейших операторов рынка нефтепродуктов, который занимается реализацией топлива, масел, сопутствующих товаров, хранением нефтепродуктов и эксплуатацией нефтебаз.
Предметом исследования выступает организация аналитического процесса в рамках стратегического планирования на предприятии.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, задачи и роль стратегии развития фирмы и ее особенности
В прак тике управления пре дприятием важн ейшую роль играет по нятие «стра тегия». Управленческие аспекты, касающиеся жизненных инт ересов комп ании, в т.ч. рас пределения ресурсов, сис тема про изводственно-коммерческих при оритетов, при нципы хозяйств ования, раз решение ситуаций не определенности и вы бора – все это входит в форм улировку по нятия стра тегия.
Стратегия бизнес а – это модел ь по ведения пре дприятия на про должительном ис торическом инт ервале, кот орая об еспечивает вы живаемость пре дприятия, его конкурент оспособность.
Образ мысли менеджмента комп ании определяет по следовательность де йствий, их форм у, от кладывающих от печаток на хозяйств енную сред у де ятельности. Очень важн о от метить в этой связи, что стра тегия форм ируется как матрица из так тических со ставляющих. Это об ъясняется тем , что до лгосрочная про грамма зиждется тол ько на реализуемых здесь и сейчас (на конкретную ис торическую дату) краткосрочных так тических про ектах, грамотно рас пределенных во врем ени. Стратегию от тех нико-эконом ического об основания и про чего про гнозирования от личает:
- форм ирование на стыке вне шней и вну тренней сред ы на основ е со поставления их динамики;
- стра тегические решения при нимаются на основ е рас чета степени рис ков в со стоянии текущей не определенности;
- сис темный характер стра тегических решений, основ ан на не скольких функциональных аспектах де ятельности орган изации одно временно, в т.ч. про изводство и маркет инг, про изводство и пер сонал, маркет инг и финансы;
- считается если и при нимается руко водством комп ании, но есть про дукт коллективного ума, основ анного на опыте конкретных сфер де ятельности комп ании;
- жизнеспособность стра тегии про является в реализации все м коллективом комп ании;
- до лгосрочность стра тегии пре дполагает устойчивость комп ании при рациональном ис пользовании ресурсов, а не тол ько сиюминутную при быль.
Стратегический мет од управления пре дполагает два ключевых момента:
- трезвую оценку вне шних факт оров, включающих во зможности и
угроз ы;
- рациональный по дход в ис пользовании существ ующих вну тренних ресурсов в операционной де ятельности.
Теория менеджмента пре дполагает базовый по стулат для эффект ивного пре дприятия: «при спосабливание» к окружающей сред е. Предприятие до лжно об ладать особ ыми пре имуществами с целью влияния на конкурент ную сред у, кот орая не является константной. С учет ом факт оров, влияющих на из менчивость сред ы, раз рабатывается стра тегия.
Выделяют об щие и функциональные стра тегии.
К об щим стра тегиям от нося так ие базовые стра тегии:
- стра тегия рос та;
- стра тегия ста билизации;
- стра тегия вы живания.
Корректность конкретной стра тегии буд ет за висеть от степени на сыщенности рын ка, от способ ности пре дприятия из меняться в конкретных усл овиях рын ка.
Стратегия «про никновение на рын ок» мож ет бы ть при менима на рас тущем, не до стигшем максим альной концентрации рын ке. В этой ситуации пре дприятие рас ширяет сбытовые канал ы на существ ующих рын ках, вы рабатывает конкурент ную цен овую по литику, инвестирует в сервис.
Стратегия «раз витие рын ка» эффект ивна при рас ширении на вну треннем рын ке, или во зникают нов ые сегменты рын ка, или для хорошо из вестной про дукции вы являются нов ые об ласти при менения.
«Разработка товар а» как стра тегия ис пользуется при на личии патриотично на строенных к товар у по требителей. К элемент ам этой стра тегии на до от нести раз работку нов ых форм и модификаций ста рых товар ов, де лая упор на улучшение по требительских сво йств и качества.
Стратегия «диверсификация» пре дполагает рас ширение линейки вы пускаемой или реализуемой про дукции. Основная цель этой стра тегии бол ее широкий охват раз личных сегментов локального рын ка, т.е. его рас ширение.
Также для инт ересной для рас смотрения пре дставляется теория раз работки стра тегий при по мощи вы деления так на зываемых стра тегических зон хозяйств ования (СЗХ).
Другими слов ами, это от дельный сегмент вне шней сред ы пре дприятия, на кот орый оно им еет (или хочет им еть) вы ход.
Еще одним элемент ом дан ной теории являются стра тегические хозяйств енные цен тры (СХЦ). Предприятия вы деляет по дразделения, кот орое вы полняет функции по со зданию и реализации конкурент оспособной модел и для про движения из делий в рамках вы деленных СЗХ.
После раз работки номенклатуры и модел и сбытовых канал ов для из делий от ветственность за генерирование при были ложится на по дразделения текущей коммерческой де ятельности (ПТКД). Но с целью концентрации ресурсов и их эконом ии не редко по следнее по дразделение форм ируется в рамках пер вого.
Базовая стра тегия раз вития пре дприятия конкретизируется в функциональных стра тегиях по основ ными на правлениями де ятельности пре дприятия. Таким об разом, аккумулируя ресурсы пре дприятия на до стижение основ ной цели, по ставленной руко водством.
Разработка функциональных стра тегий во злагается на со ответствующие по дразделения пре дприятия. А их корректировкой и со гласованием за нимается цен тральный аппарат пре дприятия.
К пер ечню функциональных стра тегий не обходимо от нести:
- маркет инговую;
- финансов ую;
- стра тегию НИОК.
Ключевыми с точки зрения конкурент оспособности комп ании являются конкурент ные стра тегии.
По мне нию М. Портера есть три базовые конкурент ные стра тегии, вы деляющиеся сво ей универсальностью, с по мощью кот орых комп ания способ на об еспечить себе конкурент ные пре имущества [14].
Первая базовая конкурент ная стра тегия это стра тегия лидерства или до минирования по из держкам. Она по зволяет до биваться мин имальной себестоимости про дукции, чем у конкурент а, ис пользуя вну тренние пре имущества, в т.ч. орган изационные и про изводственные «ноу-хау».
Стратегия дифференциации про дукции вторая базовая конкурент ная стра тегия, по мне нию М. Портера. Эта стра тегия на правлена на по купателей, с плат ежеспособностью вы ше сред ней, т.е. готовых за платить бол ьше сред нерыночной цен ы за бол ее вы сокое качество или за бол ее широкий спектр по требительских качеств товар а.