ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты информационно-технической политики ФТС России
1.1 Информационно-техническая политика ФТС России: понятия, цели и задачи
1.2 Правовая база информационно-технической политики ФТС России
1.3 Политика ФТС России в области обеспечения информационной безопасности
2 Практические аспекты информационно-технической политики ФТС России в 2020-2021 гг.
2.1 Сравнительный анализ информационно-технической политики ФТС России в 2020-2021 гг.
2.2 Проблемы информационно-технической политики ФТС России в 2020-2021 гг.
2.3 Перспективы развития информационно-технической политика ФТС России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таможенное дело государства составляют его таможенная политика, а также процедура и требования перемещения через таможенный рубеж товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и прочие ресурсы выполнения таможенной политики. Ключевую роль в общем вопросе модернизации таможенной системы принимает проблема оценки и, в соответствии с этим, увеличение производительности ее системы управления. Одна из основных факторов, характеризующих наличие проблемы – низкий уровень автоматизации процессов оперативного, оперативно-стратегического и стратегического управления деятельностью таможенных органов РФ. К задачам оценки производительности и оптимизации работы таможенных органов добавляются вопросы приведения их штатного количества в соответствии с целями, функциями, задачами и объемами деятельности.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что информация нужна всем: управляющим структурам, коллективам предприятий, общественным организациям, всем работающим. Невозможно опираться только на интуицию, на свой жизненный и практический опыт, необходимо получать и осваивать все расширяющуюся информацию, помогающую решать возникающие вопросы. Информация выступает сегодня как один из первостепенных ресурсов, значение которого не меньше, чем значение материальных, сырьевых и других ресурсов. Кстати, использование последних, в значительной степени зависит именно от состояния и использования информации. В отличие от большинства ресурсов, которые способны истощаться, информационный потенциал может использоваться многократно как коллективами, так и индивидуальными работниками. При этом он постоянно увеличивается и обогащается.
Основное содержание информационно-технической политики составляет целенаправленная деятельность ФТС России по информатизации таможенных органов и обеспечению эксплуатации объектов информационно-технической инфраструктуры. Информатизация таможенных органов является самостоятельным и приоритетным направлением деятельности ФТС России и представляет собой процесс внедрения в таможенное дело современных информационных технологий.
Целью данной работы является определение основных целей и задач и принципов информационно-технической политики Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе нужно решить следующие задачи:
- определить сущность информационно-технической политики ФТС России;
- рассмотреть правовую базу информационно-технической политики ФТС России;
- провести сравнительный анализ информационно-технической политики ФТС России в 2020-2021 гг.;
- выявить проблемы и перспективы развития информационно-технической политики ФТС России в 2020 – 2021 гг.
Объектом курсовой работы является информационное обеспечение управления деятельности таможни.
Предметом – изучение внедрения информационных технологий в деятельность управления таможни РФ.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, метод допущения, метод научной абстракции, единство исторического и логического подхода.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты информационно-технической политики ФТС России
1.1 Информационно-техническая политика ФТС России: понятия, цели и задачи
Информационно-техническая политика (далее ИТП) ФТС России — реализуемая на практике система целей, задач, принципов, критериев и вытекающих из них согласованных организационных и технических мер, связанных с разработкой, внедрением и применением информационно-технических средств в деятельности таможенных органов [3, с. 17].
К информационно-техническим средствам относятся средства информатизации, средства связи, технические средства таможенного контроля, в том числе за делящимися и радиоактивными материалами, технические средства таможенных расследований, средства вычислительной техники, оргтехника, технические средства охраны, контрольно-измерительные приборы, лабораторное оборудование и вспомогательные технические средства.
Основное содержание информационно-технической политики составляет целенаправленная деятельность ФТС России по информатизации таможенных органов и обеспечению эксплуатации объектов информационно-технической инфраструктуры. Информатизация таможенных органов является самостоятельным и приоритетным направлением деятельности ФТС России и представляет собой процесс внедрения в таможенное дело современных информационных технологий.
Правовую основу информационно-технической политики составляют положения Конституции Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Положение о Федеральной таможенной службе Российской Федерации, правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, касающиеся вопросов информатизации и обеспечения информационной безопасности федеральных органов исполнительной власти и таможенной службы, а также ведомственные нормативные акты по вопросам информационно-технической политики и технической защиты объектов таможенной инфраструктуры.
Целью информационно-технической политики является достижение качественно нового уровня информатизации таможенных органов и создание информационно-технической инфраструктуры, обеспечивающих выполнение задач, определяемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, федеральными законодательными актами и нормативными актами ФТС России, и совершенствование таможенного администрирования в соответствии с Целевой программой развития таможенной службы [10, с. 24].
Основными задачами информационно-технической политики являются:
- анализ, систематизация и актуализация методологической, нормативно-правовой и методической базы в области информатизации таможенных органов Российской Федерации;
- внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий, в первую очередь для совершенствования процедур таможенного оформления и повышения эффективности таможенного контроля, информационной поддержки деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;
- создание перспективной информационной системы таможенных органов и организация эффективного ее применения;
- создание и поддержание рациональной по составу и основным характеристикам системы информационно-технических средств, находящихся на оснащении таможенных органов;
- развитие системы технического обслуживания и ремонта информационно-технических средств;
- совершенствование организации информационного взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с внешними организациями, в том числе зарубежными, и развитие сотрудничества с ними в области информационных технологий;
- создание единой системы информационной безопасности Таможенных органов Российской Федерации;
- обеспечение необходимого уровня подготовки сотрудников таможенной службы и специалистов информационно-технического профиля для работы в условиях широкого использования новых информационных технологий и технических средств.
Информационно-техническая политика реализуется информационно-технической службой таможенных органов Российской Федерации. Головным подразделением в вопросах формирования и проведения информационно-технической политики в таможенных органах является Главное управление информационных технологий ФТС России. Другие подразделения ФТС России участвуют в формировании информационно-технической политики в соответствии с установленной компетенцией [10, с. 98].
Развитие методологической, нормативно-правовой и методической базы по вопросам формирования и проведения информационно-технической политики в таможенных органах Российской Федерации осуществляется на основе:
- анализа отечественной и зарубежной методологической и нормативно-правовой базы по вопросам информационно-технического обеспечения таможенной деятельности с целью ее дальнейшего развития и интеграции таможенной службы Российской Федерации с аналогичными службами мирового сообщества;
- проведения прогнозных исследований по перспективам развития таможенных, информационных и телекоммуникационных технологий и приоритетным направлениям развития системы информационно-технического обеспечения деятельности таможенной службы;
- уточнения общей методологии формирования, функционирования и развития информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов;
- разработки нормативно-правовых и методических документов для объектов информационно-технической инфраструктуры ГТК России, определяющих их статус, права, обязанности и ответственность;
- разработки нормативно-правовых и методических документов, обеспечивающих согласованное функционирование объектов информационно-технической инфраструктуры ГТК России;
- разработки нормативно-правовых и методических документов для планирования потребностей в информационных, программных и технических средствах, финансового обеспечения и распределения ассигнований на развитие и модернизацию информационно-технической инфраструктуры ГТК России;
- совершенствования общей методологии и методов оценки эффективности применения информационно-технических средств в таможенной деятельности [14, с. 102].
Информационно-техническая политика служит основным источником внедрения НТП в процесс осуществления таможенного дела и является одним из приоритетных направлений деятельности ФТС России, а также основой для развития информационно-технической инфраструктуры и информатизации таможенных органов, создания условий повышения эффективности совершения таможенных операций и таможенного контроля, формирования единого информационного пространства, как на таможенной территории Российской Федерации, так и всего ЕАЭС.