Введение
Глава 1. Теоретические основы методов оценки конкурентоспособности услуг туристской организации
1.1 Сущность конкурентоспособности туристической организации
1.2 Методы оценки конкурентоспособности услуг туристской организации
Глава 2. Оценка конкурентоспособности туристской организации АО «Турист»
2.1 Характеристика туристской организации АО «Турист»
2.2 Оценка конкурентных преимуществ предприятияАО «Турист»
2.3 Разработка проекта мероприятий по формированию конкурентных преимуществ АО «Турист»в целях совершенствования её стратегии на туристическом рынке
Заключение
Список использованной литературы
Современный опыт мировой экономики показывает, что участники рынка должны активно участвовать в этом процессе. Его главная задача - разработать эффективные методы работы в конкурентной среде.
Опыт последних лет показал, что не все отечественные компании готовы к конкуренции. Некоторые из них, даже имея конкурентоспособные продукты, не могут реализовать это преимущество из-за отсутствия общей маркетинговой практики.
На сегодняшний день, коммерческая деятельность туристического бизнес-сектора характеризуется высокой степенью конкуренции, что является актуальным вопросом данного направления. Уровень развития рынка и сложность его функций обусловлены спецификой конкурентной среды туристической отрасли. Являясь наиболее чувствительным показателем деятельности компании, данный фактор определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методики рекламирования, сбытовая политика и т.д. А поскольку конкуренция является основным двигателем рыночных процессов, то она существенным образом влияет на формирование рыночных отношений.
Для укрепления конкурентных позиций компании необходимо изучить способы получения конкурентного преимущества, и на этой основе разработать соответствующую актуальную стратегию.
Цель курсовой работы изучить методы оценки конкурентоспособности услуг туристской организации и их применение на практике. Из цели выделим следящие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы методов оценки конкурентоспособности услуг туристской организации;
- Представить характеристику туристской организации АО «Турист»;
3.Выполнить оценку конкурентных преимуществ предприятия АО «Турист»;
- Разработать проекты мероприятий по формированию конкурентных преимуществ АО «Турист» в целях совершенствования её стратегии на туристическом рынке.
Объектом исследования является АО «Турист»
Предметом исследования – оценка конкурентоспособности услуг туристской организации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы методов оценки конкурентоспособности услуг туристской организации
1.1 Сущность конкурентоспособности туристической организации
Для того, чтобы лучше понять природу конкурентоспособности компании, необходимо представить максимально полную конкурентную картину.
Конкурентоспособность - это атрибут объекта, характеризующийся фактическим или потенциальным удовлетворением конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Конкурентоспособность является качественным показателем, выделяющим конкретный объект от рыночных аналогов.
Рыночная конкурентоспособность является характеристикой уровня общественного развития. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше уровень жизни в стране.
Конкурентоспособность предприятия - это сравнительная характеристика, которая отражает разницу между развитием данного предприятия и развитием конкурирующего предприятия в той степени, в какой его товары или услуги отвечают потребностям людей и эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность компании - это ее способность и динамические характеристики адаптироваться к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность зависит от ряда таких факторов, как:
- конкурентоспособность товаров(услуг) на внешнем и внутреннем рынках;
- вид производимого товара, предоставляемой услуги;
- ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
- лёгкость доступа на рынок;
- однородность рынка;
- конкурентные позиции компаний, уже работающих на данном рынке;
- возможность технических новшеств;
- конкурентоспособность региона и страны
Для того чтобы разобраться в специфике конкурентоспособности продукции, товаре или услуги необходимо охарактеризовать данное понятие более точно.
Основным рыночным объектом является товар(услуга). Он обладает очень важными характеристиками, такими как: стоимость, ценность, определенное качество, технический уровень и надежность, полезные показатели, установленные потребителями, показатели производства и потребления и т.д. Именно товар(услуга) является точным показателем экономической стабильности любой компании. Эффективность факторов, определяющих статус производителей, исследуется в процессе конкурентных товарных комбинаций, в условиях развитых рыночных механизмов, что позволяет выявить различия между данным товаром(услугой) и конкурирующими товарами(услугами) в соответствии с конкретными общественными потребностями и качеством.
Основными направлениями, обеспечивающими повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг являются:
− применение новых более современных технологий и оборудования;
− повышение квалификации персонала;
− повышение качества менеджмента;
− эффективная работа с поставщиками и контрагентами;
− оптимизация затрат;
− повышение уровня безопасности;
− улучшение характеристик производимой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ;
− формирование маркетинговой стратегии;
− повышение привлекательности ценового предложения;
− повышение имиджа предприятия в целом.
Ценовой уровень напрямую определяет конкурентоспособность компании. Очевидно, что чем ниже цена, тем выше конкурентоспособность на рынке и наоборот.
Главная цель любой фирмы в условиях рыночной экономики – это сохранение и расширение своих позиций на рынке, рост прибыли от основной деятельности. В современных условиях рыночной экономики в сфере туризма, при динамизме и развитости рынков, а также большом количестве туристических фирм, на сохранение и расширение своих позиций на рынке, рост прибыли от основной деятельности может рассчитывать только конкурентоспособная фирма.
Предоставление и реализация конкурентоспособных услуг в сфере туризма и гостеприимства является общим показателем эффективности предприятия, которое может наилучшим образом использовать экономические, производственные, научно-технические и профессиональные возможности.
Другими словами, показатели конкурентоспособности индустрии туризма и гостеприимства отражают результаты их деятельности во всех экономических секторах.
В то же время для туристических и гостиничных компаний особенно важно быстро реагировать на изменения в поведении клиентов, их вкусах и настроениях, а также учитывать изменения и разнообразие туристических услуг.
Туризм является важным сектором экономики, и сфера услуг играет в нем ключевую роль. Главной особенностью сервиса является то, что в этом случае производство и происходит одновременно.
Конкурентоспособность туризма состоит из трех частей. Первая часть включает услуги, вторая часть включает продажу и обслуживание туристических продуктов, а третья часть включает финансовые возможности и ограничения.
Конкурентным преимуществом туристических организаций являются уникальные материальные и нематериальные ресурсы, а также стратегические направления деятельности, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе.