Актуальность темы исследования. В практике прошлых лет привлечение населения (общественности) к участию в охране общественного порядка и борьбе с преступностью занимало одно из важных направлений правоохранительной деятельности.
Социально-правовые условия существования общества в настоящее время предопределили развитие как криминалистической науки, так и правоохранительной практики. Изменились подходы к пониманию многих научных проблем. Не является исключением в этом плане и институт привлечения населения к участию в борьбе с преступностью. В последнее десятилетие двадцатого века были утрачены позиции в вопросах системного привлечения населения к участию в обеспечении правопорядка. Обозначившаяся в то время тенденция к снижению интереса к данной проблеме обусловлена, прежде всего, утратой традиционных идеологических ориентиров в обществе. В реальной действительности игнорирование роли граждан и общественных объединений в поддержании правопорядка привело к деформации общественно-правового сознания, снижению гражданской активности населения, более ориентированного ранее на готовность оказать содействие в борьбе с преступностью и иными негативными проявлениями в обществе.
Анализ статистических сведений о состоянии преступности за январь-март 2023 года свидетельствует о том, что оперативная обстановка в стране продолжает оставаться стабильной и контролируемой. Отмечается сокращение общего количества зарегистрированных противоправных деяний, в том числе убийств и покушений на убийство – на 8,4%, умышленного причинения тяжкого вреда здоровья – на 12,4%, разбоев – на 19,5%, грабежей – на 20,4%[1]. Органы внутренних дел Российской Федерации совместно с другими правоохранительными структурами обеспечивают контроль над ситуацией во всех регионах страны.
Однако, по мнению ряда ученых, в настоящий момент процесс предупреждения преступности имеет правовые и организационные недостатки не позволяющие вывести политику по предупреждению преступности на качественно новый уровень.
Особенности раскрытия и расследования, предупреждения преступлений преступлений — это проблема, которая не раз становилась предметом самостоятельных научных исследований, а также постоянно привлекает ученых, причем не только в науке криминалистики, но и в других отраслях знаний. Рассматриваемая проблема имеет не только теоретическое обоснование, но и практическое значение — возможность использования полученных данных в борьбе с преступностью.
Общие вопросы криминалистического обеспечения предупреждения преступлений нашли отражение в научных трудах следующих авторов: Г. А. Аванесова, М. Ю. Воронина, А. Я. Сухарева, Е. Ю. Титушкиной.
Особый вклад в развитие уголовной политики и криминологии внес выдающийся ученый-криминалист, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор юридических наук, профессор, полковник внутренней службы Генрих Михайлович Миньковский. Следует отметить таких ученых — докторов юридических наук, профессоров П. Ф. Гришанина, А. Э. Жалинского, Э. Ф. Побегайло., В. П. Ревина.
В то же время, следует приходится констатировать, что сегодня среди исследователей данной проблематики нет унифицированной позиции в отношении использования помощи населения в раскрытии, расследовании и предупреждения преступлений. Более того, некоторые из них полярные.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с реализацией законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы использования помощи населения в раскрытии, расследовании и предупреждения преступлений.
В качестве предмета исследования выступают нормы действующего российского законодательства, регламентирующие использование помощи населения в раскрытии, расследовании и предупреждения преступлений; современное состояние, тенденции, закономерности и динамика преступности в Российской Федерации; факторы, детерминирующие преступления; формы использование помощи населения в раскрытии, расследовании и предупреждения преступлений; деятельность субъектов предупреждения преступлений, их характеристика и функции.
Целью курсовой работы является исследование использования помощи населения в раскрытии, расследовании и предупреждения преступлений.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- определить социальные основы криминалистического учения о привлечении населения к участию в борьбе с преступностью;
- охарактеризовать привлечение населения к участию в борьбе с преступностью как частная криминалистическая теория;
- проанализировать формы участия населения в борьбе с преступностью;
- исследовать средства привлечения общественности к оказанию помощи в раскрытии преступлений.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания общественных явлений. В ходе написания курсовой работыи формулирования выводов применялись следующие научные методы: формальной логики историко-правовой (при обращении к историческому опыту организации и правового регулирования предупреждения преступлений); статистический (при анализе официальных статистических данных в сфере криминологического обеспечения предупреждения преступлений в Российской Федерации).
Теоретической основой исследования послужили труды и достижения отечественной науки в области общей криминалистики, уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии, касающиеся вопросов криминологического обеспечения предупреждения преступлений в Российской Федерации.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, иные нормативные правовые акты, в том числе регионального уровня, направленные на предупреждение преступлений в Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний.
Структура курсовой работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования, а также логикой изложения проблемы. Представленное исследование включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников и приложений.
1. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ПРИВЛЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ К УЧАСТИЮ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
1.1 Социальные основы участия населения в борьбе с преступностью
В последние годы государством уделяется большое внимание предупреждению преступности, сокращению ее роста, что, безусловно, правильно и нашло свое отражение в принятии Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»[2], в отмене многочисленных приказов МВД Российской Федерации об определении эффективности работы правоохранителей относительно показателей предыдущих лет. Однако остается незатронутым и неразработанным основной аспект государственной уголовной политики - это предупреждение преступлений путем привлечения к уголовной ответственности преступника и назначения ему уголовного наказания в целях предотвращения вновь совершения преступлений[3].
Относительно единства деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений необходимо отметить, что указанное обстоятельство является общепризнанным фактом, проявляется, в частности, в том, что в доктрине разрабатываются универсальные теории предупреждения преступлений (преступности)[4], при подготовке специалистов в области правоохранительной деятельности происходит комплексное изучение указанного явления.
Результаты реализация государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» свидетельствуют о ряде проблем.
Проанализируем правовые проблемы. По смыслу ч. 1 ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации[5] предупреждение преступлений установлено в качестве основной задачи уголовного закона, то есть должно являться основной целью применения уголовного закона и, как следствие, уголовного наказания.
Бесспорным остается тот факт, что предупреждение преступлений возможно лишь путем воздействия на личность предполагаемого преступника.
Следует признать, что российское уголовное право, в частности Уголовный кодекс Российской Федерации, при определении преступности совершенного деяния основывается на его общественной опасности, не уделяя в принципе никакого внимания личности преступника.
Так, согласно ст. 8 УК РФ основанием для уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.
В ч. 1 ст. 14 УК РФ закреплено, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
Часть 2 вышеуказанной нормы также указывает на деяние, которое совершено, и устанавливает, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Статья 20 УК РФ обращает внимание, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом, из чего можно сделать вывод, что оно является субъектом преступления[6].
Изложенное позволяет прийти к выводу, что общие положения уголовного закона устанавливают, что именно общественная опасность совершенного деяния свидетельствует о его преступности, но никак не личность лица, его совершившего, не его поведение (дерзость, аморальность, наглость и т.п.).