Ведение
Глава 1. Стратегическое управление
- Сущность и необходимость стратегического управления
- Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе
Глава 2. Выбор стратегии в конкурентных условиях
2.1. Сбор данных о конкурентах и анализ конкурентоспособности предприятия
2.2. Последовательность принятия решений при выборе конкурентной стратегии
2.3. Основные стратегии для создания конкурентного преимущества.
Выводы
Литература
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что реализация выбранной стратегии является наиболее сложной задачей и поглощает большую часть времени процесса стратегического управления, а, следовательно, требует больших организационных усилий, а также интелектуалных и материальных затрат. От выбора той или иной стратегии зависит развитие предприятие, тем более, если оно находится в условиях жёсткой конкуренции. Количество внутриорганизационных изменений, необходимых для внедрения стратегии в действие, зависит, прежде всего, от размера намеченного стратегического сдвига, а также от того, насколько расходятся требования выбранной стратегии с повседневной практикой деятельности организации и насколько соответствует данная стратегия культуре корпорации. В зависимости от числа и масштаба требуемых внутриорганизационных изменений процесс полной реализации стратегии длится от нескольких месяцев до нескольких лет.
Практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в применении в системе управления предприятием основных принципов выбора стратегии в конкурентных условиях, а также в уяснении последовательности принятия решений при выборе конкурентной стратегии.
Теоретическая значимость заключается в осознании руководством предприятия необходимости применения стратегического управления на предприятии, уяснении его сущности, целей, задач и основных этапов. Менеджеры должны иметь четкие перспективные цели, представление о полном направлении ее развития и о том, какие ресурсы потребуются для его осуществления. Все эти элементы перспективного подхода содержат стратегическое управление (стратегический менеджмент). Оно требует от руководства понимания необходимости и сущности стратегического управления, использования его методов и технологи, включая разработку стратегических планов и, самое главное, обладания стратегическим мышлением. Стратегическое управление - это, по существу, управление изменениями в организации с целью ее приспособления (адаптации) к меняющимся условиям внешней среды.
Комплексная значимость работы обусловлена экономическими процессами переходного периода, происходящими в нашей стране. Сегодня ещё далеко не все руководители крупных и малых предприятий подготовлены к эффективному руководству, способному привести ни только к выживанию предприятия в конкурентной среде, но и к его процветанию. Если менеджеры предприятия стремятся обеспечить ему долгую и успешную жизнь в условиях динамичной внешней среды и острой конкуренции, они должны концентрировать внимание не только и не столько на текущих проблемах, сколько на перспективе.
Всегда возникают какие-то непредвиденные обстоятельства, которые обуславливают необходимость проведения оценочных мероприятий и введения по их результатам корректив. Следует иметь ввиду, что также никогда не прекращаются поиски более эффективных путей реализации стратегии. Кроме того, изменение внешних условий может послужить причиной корректировки или же коренной перестройки стратегии.
Главная задача стратегического управления - формирование и развитие конкурентных преимуществ организации в условиях непрерывных изменений, позволяющих ей наиболее выгодным образом вписаться в эту среду.
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать основные этапы управления при выборе стратегии предприятия в конкурентных условиях.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- раскрыть сущность и необходимость стратегического управления на предприятии;
- проанализировать роль стратегии, основанной на внутреннем конкурентном преимуществе;
- описать методику выбора стратегии в конкурентных условиях;
- подчеркнуть роль анализа конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть последовательность принятия решений при выборе конкурентной стратегии;
- дать характеристику основным стратегиям для создания конкурентного преимущества
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1.1. Сущность и необходимость стратегического управления
Центральным элементом стратегического управления является стратегия, т.е., метод достижения поставленной цели. Стратегия определяет:
1.Какой путь выбирает руководство организации для достижения поставленной цели.
- Какие ограничения вытекают из особенностей организации и определяют границы стратегического выбора (продуктов, услуг, рынков и т.д.).
- Какой хотят видеть свою организацию ее собственники и менеджеры в длительной перспективе.
В центре внимания стратегического управления - процесс выработки и реализации стратегий формирования и развития конкурентных преимуществ организации в перспективе.
Стратегическое мышление проявляется в умении менеджеров смотреть вперед, определять направление развития организации, предвидеть изменения во внешней среде и последствия своих решений. Стратегически мыслящие менеджеры ориентированы не только на достижение успеха в текущей деятельности, но и на его обеспечении в будущем им присуще широкое и долгосрочное видение перспектив организации.
Стратегическое управление осуществляется на основе миссии организации и его задача состоит в том, чтобы обеспечить ее взаимосвязь с основными целями организации в условиях быстро меняющейся внешней среды. Стратегическое управление - это прогнозное управление, касающееся как целей, так и средств их достижения. Стратегическое управление необходимо осуществлять в тесной координации с текущим управлением. К ключевым концепциям стратегического менеджмента относятся:
1.Четкое представление о том, что является ключевой компетенцией организации , т.е. , в чем эта организация сильнее своих конкурентов , в чем состоят ее конкурентные преимущества, в чем заключается ее уникальность. 2. Способность сосредоточить усилия управленцев на выявлении ключевых факторов развития организации;
- Умение создать устойчивые конкурентные преимущества в трех основных сферах: управление качеством , инновациями и ценой.
- Обеспечение синергизма , т.е. , взаимодействия различных видов деятельности, дающего новое качество .несводимое к простой сумме качеств отдельных видов деятельности;
- Осуществление анализа внешней среды , т.е. , внешних факторов , с которыми сталкивается организация, с целью выявления возможностей и угроз существующих для этой организации;
- Осуществление анализа внутренней среды организации с целью выявления ее сильных и слабых сторон;
- Понимание стратегических потребностей в различных видах ресурсов и обеспечение их получения и эффективного использования. По мнению Генри Минтцберга формулирование стратегии не всегда представляет собой рациональный и непрерывный процесс. Значительная часть стратегических решений представляет собой реакцию на возникшую ситуацию , а не является результатом логических операций . Они проявляются в виде предпочтений, основу которых составляют ценностные ориентации руководства организации. Наиболее эффективные стратеги - это менеджеры , обладающие интуицией , гибкие , творческие люди. Тем не менее в стратегическом управлении творческий интуитивный подход должен сочетаться с системным , аналитическим подходом и планированием[1].
[1] Антикризисный менеджмент / Под ред. проф. А.Г. Грязновой. — М., 1999