Введение.
Глава 1. Цели, задачи и сущность производства по делам об административных правонарушениях
Глава 2. Актуальные проблемы производства по делам об административных правонарушениях
2.1. Актуальные проблемы возбуждения дела об административных правонарушениях
2.2. Актуальные проблемы рассмотрения дела об административных правонарушениях
2.3. Актуальные проблемы пересмотра постановления и решения по делу об административных правонарушениях
2.4. Актуальные проблемы постановлений и решений по делу об административных правонарушениях
Заключение
Литература
Актуальность темы работы не вызывает сомнений. В настоящее время институт производства по делам об административных правонарушениях ещё недостаточно разработан. В большинстве научных трудов указывается на то, что административный процесс имеет сложную структуру, поскольку охватывает многочисленные сферы государственного управления и различные категории индивидуальных конкретных дел.
Такое направление деятельности суда как применение административной ответственности в последнее время приобретает все большее значение, привлекая внимание как ученых, так и законодателей, что объясняется повышением роли административной ответственности, устойчивой тенденцией к более широкому применению к правонарушителям мер административного воздействия, необходимостью повышения уровня противопожарной, санитарной, информационной и иной безопасности, потребностью создать условия для нормальной деятельности публичной власти в условиях ослабления дисциплины в обществе и охраны иных вновь возникших общественных отношений.
Характерной чертой производства по делам об административных правонарушениях является то, что данное производство по широте затрагиваемых им интересов и по количеству участвующих в нем лиц является наиболее крупным из юрисдикционных производств. Оно представляет собой регламентированную административно-процессуальными нормами деятельность правоприменителя по рассмотрению дел об административных правонарушениях по существу, с вынесением постановления о наложении административного взыскания или же об освобождении лица от административной ответственности. Данный вид производства наиболее полно урегулирован процессуальными нормами, содержащимися в главе 24 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Актуальность теоретико-правового исследования обусловлена необходимостью: 1) проведения современных научно-теоретических исследований в области административного процесса; 2) скорейшей административной процессуализации для создания системы административно-процессуального законодательства, нацеленной на реализацию конституционного положения о разделении властей, на защиту прав и свобод граждан, а также на создание правового государства; 3) улучшения организации и функционирования органов исполнительной власти, исключая недопустимый в ряде случаев произвол и субъективизм в силу отсутствия процессуальной регламентации.
Среди авторов, обращавшихся к проблемам производства по делам об административных правонарушениях, можно назвать таких ученых, как Ю.С. Адушкин, Д.В. Астахов, Д.Н. Бахрах, К. Винокуров, Л.Д. Воеводин, В.Б. Гайдов, Ю. Денисов, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, В.А. Лория, М.Я. Масленников, В.Г. И.В. Панова, Л.Л. Попов, Э.Н. Ренов, Розенфельд, Б.В. Российский, Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Н.Тищенко, С.Д. Хазанов, А.П. Шергин, А.Ю. Якимов, и др. Тем не менее, проблематика, связанная с исследованием особенностей и юридических условий реализации административной ответственности, является недостаточно исследованной в научной литературе.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с порядком производства по делам об административных правонарушениях. Предметом исследования являются нормы административного законодательства; доктринальные источники; судебная практика.
Целью работы является анализ вопросов производства по делам об административных правонарушениях. В связи с поставленной целью перед автором стоят следующие задачи:
- уточнить цели, задачи и сущность производства по делам об административных правонарушениях;
- выделить принципы производства по делам об административных правонарушениях;
- дать правовую характеристику стадий производства по делам об административных правонарушениях;
Методологическую основу исследования составляют формально-логический и системный методы научного познания. Для иллюстрации теоретических выводов использована судебная практика
Глава 1. Цели, задачи и сущность производства по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях – одно из производств административно-юрисдикционного процесса. Однако, по вопросу о сущности последнего в юридической литературе отсутствует единство мнений.
Так Д.Н. Бахрах в административно-юрисдикционном процессе объединяет производства по жалобам и заявлениям граждан, по применению мер административного пресечения, дисциплинарное производство, а также производство по делам об административных правонарушениях граждан[1].
Некоторые учёные к производству по делам об административных правонарушениях сводят весь административно-юрисдикционный процесс, понимая под ним разрешение дел об административных правонарушениях, т.е. деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по рассмотрению этих дел[2], или преимущественно по рассмотрению дел об административных правонарушениях[3], применению санкций[4].
Большинство учёных под административным процессом понимают только деятельность органов исполнительной власти (органов государственного управления) по разрешению подведомственных им индивидуальных юридических дел[5]. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой в содержание административного процесса помимо административной деятельности входит еще и деятельность судов по разрешению индивидуальных юридических дел, возникающих из административных правоотношений, то есть административное судопроизводство[6].
Довольно спорно мнение Ю.Н. Старилова о том, что административный процесс – это административное судопроизводство, то есть деятельность судов по разрешению дел, возникающих из административных правоотношений. Деятельность же органов исполнительной власти (органов государственного управления) по разрешению индивидуальных дел, возникающих в сфере государственного управления, он называет управленческим процессом[7].
Полагаем, выводы учёных, которые понимают административный процесс как государственно-властную деятельность, урегулированную специальными административно-процессуальными нормами, которая включает в себя определённые виды административных производств[8], наиболее справедливы.
Производство зачастую рассматривается как деятельность[9], причём это особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории[10], деятельность компетентных административных органов по разрешению в особом процессуальном порядке определенных категорий административных дел[11], а в некоторых случаях как порядок осуществления деятельности[12]. Можно согласиться с мнением авторов, которые считают, что процесс и производство соотносятся как общее и особенное: производство – часть процесса, процесс есть совокупность производств[13], или миниадминистративных процессов, так называемых административных производств
[1] Бахрах Д.Н. Административное право России / Д.Н. Бахрах. – М.: Юристъ. 2002. С. 155.
[2] Шергин А.П. Административная юрисдикция / А.П. Шергин. – М.: Юридическая литература. 1979. С. 29; Якимов А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-юрисдикционное производство / А.Ю. Якимов // Государство и право. 1999. № 3. С. 47-50.
[3] Гончарук С.Т. Административные правонарушения и полномочия органов внутренних дел по борьбе с ними: Учебное пособие / С.Т. Гончарук. – Киев: 1987. С. 8.
[4] Додин Е.В. Доказывание в административно-юрисдикционной деятельности ОВД: Учебное пособие / Е.В. Додин. – Киев: 1985. С. 6; Котюргин С.И. Понятие и принципы и формы административно-процессуальной деятельности милиции: Лекция / С.И. Котюргин. – Омск: 1973. С. 28.
[5] Коренев А.П. Административное право России / А.П. Коренев. – М.: Статут. 2000. С. 239-240; Попов Л.Л. Административное право / Л.Л. Попов. – М.: Юристъ. 2002. С. 392; Лория В.А. Проблемы кодификации советсткого административно-процессуального права: Автореф. дис. …докт. юрид. наук / В.А. Лория. – Киев: 1976. С. 7; Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право / В.Д. Сорокин. – СПб.: Питер. 2004. С. 230-237.
[6] Процессуальное право: Энциклопедический словарь. – М.: Норма. 2003. С. 23.
[7] Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Проблемы теории / Ю.Н. Старилов. – Воронеж: Издательство «ВЮЛ». 1998. С. 44-45.
[8] Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. С. 230-237; Административно-процессуальное право / Под ред. И.Ш. Килясханова. – М.: Проспект. 2004. С. 16; Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право России / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма. 2004. С. 545-548; Панова И.В. Административно-процессуальное право России / И.В. Панова. – М.: Норма. 2003. С. 29-34, 48.
[9] Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях / Д.Н. Бахрах, Э.Н. Ренов. – М.: Юридиздат. 1989. С. 5-6.
[10] Бахрах Д.Н. Административное право России / Д.Н. Бахрах. – М.: Юристъ. 2002. С. 307.
[11] Кононов П.И. Административно-процессуальное законодательство и проблемы кодификации. С. 26.
[12] Котюргин С.И. Понятие и принципы и формы административно-процессуальной деятельности милиции. С. 23-24.
[13] Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. С. 22.