1. Особенности отклонений в двигательной сфере у детей с недостатками зрительного восприятия
2. Охарактеризуйте коррекционно-компенсаторную направленность физического воспитания в специализированном детском саду для детей с недостатками зрительного восприятия
3. Проанализируйте и раскройте содержание обучения движениям детей с недостатками зрительного восприятия
4. Разработайте конспект физкультурного занятия с детьми с недостатками зрительного восприятия
Список литературы
1. Особенности отклонений в двигательной сфере у детей с недостатками зрительного восприятия
Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями .
У детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук. Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно двигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц
Даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных и целенаправленных коррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становлении различных форм ручной деятельности ребенка.
Моторика детей с патологией зрения отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму. Мышечные возможности руки ребенка с патологией зрения требуют особой тренировки и коррекции. Упражнения для кисти и пальцев позволяют корригировать движения, воздействовать на все мышцы руки, тренировать мышечные усилия и точность двигательных реакций. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи, а также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
1. Григорьева Г.В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. – 1996. – № 4.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1978.
3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М., 2006.
4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М. ВЛАДОС, 2000.
5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб., 2006.
6. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. / Под ред. М.И. Земцовой. – М. Просвещение, 1978.
7. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения: Метод. Пос. – СПб.: Образование, 1995.
8. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Дидактический материал. – М., 1998.
9. Ремезова Л.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения в процессе обучения конструированию. Методическое пособие. – М., 1998.
10. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения. – М., 2006.