Актуальность темы исследования
Современный период в истории России характеризует переосмысление прошлого. Это относится и к культуре, поскольку она входит в сферу стратегических интересов России, аккумулирует духовный потенциал нации, формируя новую систему ценностей. Сегодня возникла необходимость широкого осмысления роли культуры в обществе, ее взаимосвязь с социально-экономическими и политическими процессами.
В преддверии 100 летия революций, Россия вновь оказалась в поиске новых путей развития. Для многонациональной России важно построить грамотную культурную политику.
Актуальность, в этой связи, состоит в переосмыслении исторического опыта развития отечественной культуры на примере Терской области.
Культура по мере укрепления советской власти рассматривается как важнейший элемент построения социализма.
Советское руководство большое внимание уделяло механизму претворения принципов культурной революции.
Проблемы социокультурного развития в переломный период позволяет осветить функционирование культурной политики в условиях разных политических режимов, определить воздействие власти на развитие культуры как в центре, так и в регионах.
Выбор темы дипломной работы обусловлен необходимостью переосмысления целого ряда проблем, связанных с культурной политикой в Терской области в 1917-1920-е гг. Сегодня стало возможным исследовать проблему с позиций новых подходов, переосмыслить последствия тех или иных политических решений.
Хронологические рамки охватывают 1917-1920-е гг., годы, охватывающие несколько политических режимов: Временное правительство, Терский народный совет, власть Деникина, советская власть.
Этот период многовластия, характеризующийся политическим противостоянием, длился три года и был насыщен многими событиями.
Территориальные рамки – Терская область, в состав которой к 1917 г. входили Пятигорский, Сунженский, Моздокский и Кизлярский отделы, Владикавказский, Нальчикский, Грозненский, Назрановский, Хасав-Юртовский, Веденский округа. В зависимости от установившегося политического режима она называлась «Терская область», «Терская народная республика». В таких границах существовала до ноября 1920 г.
Методология дипломной работы - принципы историзма, объективности и альтернативности исторического процесса.
Принцип историзма заключается в осмыслении исторических фактов, как результатов взаимодействия индивидуально-неповторимых явлений культуры Терской области 1917-1920-х гг.
Историко-типологический метод, позволяет рассматривать историческое явление, как уникальное, но, в то же время, не оторванное от исторической канвы, способствует выделению характерных особенностей региональной культуры на фоне общегосударственного масштаба.
Структурно-функциональный метод был использован для приоритетного исследования политических событий периода гражданской войны.
Метод контент-анализа позволил выявить основные тенденции культурного развития в рассматриваемое время.
При написании дипломной работы автор использовал методы смежных научных дисциплин: культурологи и политологии.
Историография
Советская историография широко представила культурную политику большевиков, реформу просвещения; менее изученную проблему развития искусства в годы гражданской войны, культурную политику антибольшевистских сил.
Историографию проблемы можно условно поделить на два периода: советский и постсоветский (с 1990-х гг.), каждый из них, в свою очередь, делится на ряд этапов.
Первый этап - 1917- середина 1950-х г. Авторы первых работ стали партийные лидеры, а также работники просвещения.
В работах В.И. Ленина была большевистская концепция в области культуры и образования, основной идеей которой была неразрывная связь культуры и политики. В.И. Ленин разработал план школьной системы: бесплатное и всеобщее образование, отделение школы от церкви, обучение на родном языке.1
Теоретиком советской педагогики была Н.К. Крупская, которая считала, что школа должна воспитывать «нового» человека» с коммунистическим мировоззрением, использовать полученные знания с практикой построения нового социалистического общества. Концепцию трудовой школы выработали А.В. Луначарский, П.П. Блонский и другие2.
В 1940-х гг. наметился новый интерес к истории образования3. Появились работы регионального уровня, авторы которых были действующие работники просвещения 4 . Анализ школьного образования позволил автору показать достижения и недостатки, связанные с проблемами финансирования, дефицитом кадров, их слабой профессиональной подготовкой. Авторы работ
определяли руководящую роль партии, подчеркивая исключительную роль В.И. Ленина в развитии советской культуры.
В 1930 - сер. 1950-х гг. сократилось число исследований по истории региональной культуры.
Второй период - сер. 1950-х - сер. 1980-х гг. характеризуется оттепелью в исторической науке, стана переживала реформирование школы, и возрос интерес к истории отечественной педагогике. Появляются работы известных педагогов, историков, в которых анализируются школьные преобразования.1
Авторы по-прежнему выделяли роль партийного руководства в сфере культуры, указывая, что в 1917 г. была разрушена старая система образования и заложен фундамент новой школы. К обобщающим работам по истории культуры можно отнести труды М.П. Кима, в которых приводится большой фактический материал2, акцентирующий внимание на достижении культурной революции. В.А. Куманев изучил вопросы ликвидации неграмотности, подготовки новых педагогических кадров, изменения духовного облика населения СССР3.
Большое внимание в это время уделялось вопросу ликвидации неграмотности взрослого населения. 4 Некоторым исследователям удалось выявить причины отставаний в культурном строительстве. Они полагали, что в область культуры были привнесены методы военного коммунизма, которые тормозили общекультурные принципы послевоенной жизни.
Ряд ученых - В.Л. Соскин, Л.С. Фрид дали периодизацию культурной революции. 1 В.Л. Соскин выделил четыре этапа, каждый из которых характеризовался своими особенностями и результатами.2
В.Ф. Шишкин, используя философские подходы, изучал причины кризиса морали в переходные периоды исторического развития; охарактеризовал отношение к труду в первые годы социалистического строительства.3
В 1970-1980-е гг. акцент был сделан на языковую политику советской власти, становление новой интеллигенции, партийное руководство культурой.4
Региональная историография активно исследовала проблемы культурного строительства.5 Местные историки не могли выйти за жесткие
методологические рамки, в следствие чего, успехи в области культуры и образовании объяснялись неусыпным партийным руководством.
В этот период была расширена тематика работ по истории культуры: появились работы, посвященные разработкам достижений в высшем образовании, культурно-просветительных учреждениях, национальной интеллигенции1.
Диссертационные работы историков, философов, юристов, также были посвящены культурному строительству. 2
Методологические установки партии оказывали определяющее влияние на научные выводы, сужали исследовательский поиск. По этой причине влияние политических режимов на культурные процессы в регионе не получили своей оценки. Мероприятия антибольшевистских сил искажались, их рисовали как антинародные и враждебные.
Период перестройки характеризовался изданием сборников документов, мемуаров, посвященных проблемам истории культуры первой четверти ХХ в.3
В постсоветский период стали исследовать проблемы, которые раньше не поднимались. Так, интерес ученых стали вызывали такие проблемы, как преемственность реформ просвещения от Временного правительства до Совета народных комиссаров; дана оценка советской трудовой школы.1
Интерес исследователей вызвала деятельность Наркомпроса.2 Авторы отмечали, что Наркомпрос РСФСР со своими структурами, находились под государственно-партийным контролем. Т. Коннор, рассмотрев воззрения некоторых лидеров Наркомпроса, указал на идеализацию методов осуществления культурной революции. 3 К. Аймермахер в своей работе затрагивает проблемы развития советской литературы, методы соцреализма и госзаказа4.
Определенное место в историографии занимают труды по истории педагогики, анализирующие учебные планы, кадровый состав учительства, реформирование школьного 1920-х гг.5.
Комплексный анализ был дан истории отечественных СМИ периода революции и гражданской войны.6 Впервые в отечественной историографии были подвергнуты анализу газеты антибольшевистской направленности.1
Исследовалось революционное искусство, прежде всего, театральное. Авторы определяли главную функцию театра - приобщение народных масс к культурным ценностям эпохи, трибуну для пропаганды и агитации. 2
Разнообразные вопроса культурного строительства в 1917-1920-е гг. нашли отражение в диссертационных работах.3
Современная региональная историография также исследует культурную составляющую истории революции и гражданской войны.4
Исследователи доказывают, что с установлением большевистской власти, культурный процесс некоторое время продолжал развиваться в традиционных рамках.