Дипломная работа|История

Социокультурные процессы в Терской области в 1917-1920 гг.

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 69

Цена: 1 900
Купить работу

Введение

Глава I. Государственная политика в области культуры в Терской области в 1917-1920 гг Государственная политика в сфере культуры в 1917-1920 гг             

  • Структура органов культуры Терской Республики

Глава II. Социокультурные процессы в Терской области в 1917-1920 гг

  • Школьная реформа и ее реализация в Терской Республике в 1917-1920 гг. 
  • Театральная культура       в Терской области в период революций и гражданской войны 

Заключение

Список литературы

 

Актуальность темы исследования

Современный период в истории России характеризует переосмысление прошлого. Это относится и к культуре, поскольку она входит в сферу стратегических интересов России, аккумулирует духовный потенциал нации, формируя новую систему ценностей. Сегодня возникла необходимость широкого осмысления роли культуры в обществе, ее взаимосвязь с социально-экономическими и политическими процессами.

В преддверии 100 летия революций, Россия вновь оказалась в поиске новых путей развития. Для многонациональной России важно построить грамотную культурную политику.

Актуальность, в этой связи, состоит в переосмыслении исторического опыта развития отечественной культуры на примере Терской области.

Культура по мере укрепления советской власти рассматривается как важнейший элемент построения социализма.

Советское руководство большое внимание уделяло механизму претворения принципов культурной революции.

Проблемы социокультурного развития в переломный период позволяет осветить функционирование культурной политики в условиях разных политических режимов, определить воздействие власти на развитие культуры как в центре, так и в регионах.

Выбор темы дипломной работы обусловлен необходимостью переосмысления целого ряда проблем, связанных с культурной политикой в Терской области в 1917-1920-е гг. Сегодня стало возможным исследовать проблему с позиций новых подходов, переосмыслить последствия тех или иных политических решений.

Хронологические рамки охватывают 1917-1920-е гг., годы, охватывающие                                    несколько политических режимов: Временное правительство, Терский народный совет, власть Деникина, советская власть.

Этот период многовластия, характеризующийся политическим противостоянием, длился три года и был насыщен многими событиями.

Территориальные рамки – Терская область, в состав которой к 1917 г. входили Пятигорский, Сунженский, Моздокский и Кизлярский отделы, Владикавказский, Нальчикский, Грозненский, Назрановский, Хасав-Юртовский, Веденский округа. В зависимости от установившегося политического режима она называлась «Терская область», «Терская народная республика». В таких границах существовала до ноября 1920 г.

Методология дипломной работы - принципы историзма, объективности и альтернативности исторического процесса.

Принцип историзма заключается в осмыслении исторических фактов, как результатов взаимодействия индивидуально-неповторимых явлений культуры Терской области 1917-1920-х гг.

Историко-типологический метод, позволяет рассматривать историческое явление, как уникальное, но, в то же время, не оторванное от исторической канвы, способствует выделению характерных особенностей региональной культуры на фоне общегосударственного масштаба.

Структурно-функциональный метод был использован для приоритетного исследования политических событий периода гражданской войны.

Метод контент-анализа позволил выявить основные тенденции культурного развития в рассматриваемое время.

При написании дипломной работы автор использовал методы смежных научных дисциплин: культурологи и политологии.

Историография

Советская историография широко представила культурную политику большевиков, реформу просвещения; менее изученную проблему развития искусства в годы гражданской войны, культурную политику антибольшевистских сил.

Историографию проблемы можно условно поделить на два периода: советский и постсоветский (с 1990-х гг.), каждый из них, в свою очередь, делится на ряд этапов.

Первый этап - 1917- середина 1950-х г. Авторы первых работ стали партийные лидеры, а также работники просвещения.

В работах В.И. Ленина была большевистская концепция в области культуры и образования, основной идеей которой была неразрывная связь культуры и политики. В.И. Ленин разработал план школьной системы: бесплатное и всеобщее образование, отделение школы от церкви, обучение на родном языке.1

Теоретиком советской педагогики была Н.К. Крупская, которая считала, что школа должна воспитывать «нового» человека» с коммунистическим мировоззрением, использовать полученные знания с практикой построения нового социалистического общества. Концепцию трудовой школы выработали А.В. Луначарский, П.П. Блонский и другие2.

В 1940-х гг. наметился новый интерес к истории образования3. Появились работы регионального уровня, авторы которых были действующие работники просвещения 4 . Анализ школьного образования позволил автору показать достижения и недостатки, связанные с проблемами финансирования, дефицитом кадров, их слабой профессиональной подготовкой. Авторы работ

определяли руководящую роль партии, подчеркивая исключительную роль В.И. Ленина в развитии советской культуры.

В 1930 - сер. 1950-х гг. сократилось число исследований по истории региональной культуры.

Второй период - сер. 1950-х - сер. 1980-х гг. характеризуется оттепелью в исторической науке, стана переживала реформирование школы, и возрос интерес к истории отечественной педагогике. Появляются работы известных педагогов, историков, в которых анализируются школьные преобразования.1

Авторы по-прежнему выделяли роль партийного руководства в сфере культуры, указывая, что в 1917 г. была разрушена старая система образования и заложен фундамент новой школы. К обобщающим работам по истории культуры можно отнести труды М.П. Кима, в которых приводится большой фактический материал2, акцентирующий внимание на достижении культурной революции. В.А. Куманев изучил вопросы ликвидации неграмотности, подготовки новых педагогических кадров, изменения духовного облика населения СССР3.

Большое внимание в это время уделялось вопросу ликвидации неграмотности взрослого населения. 4 Некоторым исследователям удалось выявить причины отставаний в культурном строительстве. Они полагали, что в область культуры были привнесены методы военного коммунизма, которые тормозили общекультурные принципы послевоенной жизни.

Ряд ученых - В.Л. Соскин, Л.С. Фрид дали периодизацию культурной революции. 1 В.Л. Соскин выделил четыре этапа, каждый из которых характеризовался своими особенностями и результатами.2

В.Ф. Шишкин, используя философские подходы, изучал причины кризиса морали в переходные периоды исторического развития; охарактеризовал отношение к труду в первые годы социалистического строительства.3

В 1970-1980-е гг. акцент был сделан на языковую политику советской власти, становление новой интеллигенции, партийное руководство культурой.4

Региональная историография активно исследовала проблемы культурного строительства.5 Местные историки не могли выйти за жесткие

методологические рамки, в следствие чего, успехи в области культуры и образовании объяснялись неусыпным партийным руководством.

В этот период была расширена тематика работ по истории культуры: появились работы, посвященные разработкам достижений в высшем образовании, культурно-просветительных учреждениях, национальной интеллигенции1.

Диссертационные работы историков, философов, юристов, также были посвящены культурному строительству. 2

Методологические установки партии оказывали определяющее влияние на научные выводы, сужали исследовательский поиск. По этой причине влияние политических режимов на культурные процессы в регионе не получили своей оценки. Мероприятия антибольшевистских сил искажались, их рисовали как антинародные и враждебные.

Период перестройки характеризовался изданием сборников документов, мемуаров, посвященных проблемам истории культуры первой четверти ХХ в.3

В постсоветский период стали исследовать проблемы, которые раньше не поднимались. Так, интерес ученых стали вызывали такие проблемы, как преемственность реформ просвещения от Временного правительства до Совета народных комиссаров; дана оценка советской трудовой школы.1

Интерес исследователей вызвала деятельность Наркомпроса.2 Авторы отмечали, что Наркомпрос РСФСР со своими структурами, находились под государственно-партийным контролем. Т. Коннор, рассмотрев воззрения некоторых лидеров Наркомпроса, указал на идеализацию методов осуществления культурной революции. 3 К. Аймермахер в своей работе затрагивает проблемы развития советской литературы, методы соцреализма и госзаказа4.

Определенное место в историографии занимают труды по истории педагогики, анализирующие учебные планы, кадровый состав учительства, реформирование школьного 1920-х гг.5.

Комплексный анализ был дан истории отечественных СМИ периода революции и гражданской войны.6 Впервые в отечественной историографии были подвергнуты анализу газеты антибольшевистской направленности.1

Исследовалось революционное искусство, прежде всего, театральное. Авторы определяли главную функцию театра - приобщение народных масс к культурным ценностям эпохи, трибуну для пропаганды и агитации. 2

Разнообразные вопроса культурного строительства в 1917-1920-е гг. нашли отражение в диссертационных работах.3

Современная региональная историография также исследует культурную составляющую истории революции и гражданской войны.4

Исследователи доказывают, что с установлением большевистской власти, культурный процесс некоторое время продолжал развиваться в традиционных рамках.

  1. Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению от 9 (22) ноября 1917 года // Декреты Советской власти. Том 1. М., 1957;
  2. Культурное строительство   в    Северной   Осетии.    1917-1941   гг.:   Сб. документов и материалов. Орджоникидзе, 1977. Т. 14;
  3. Терский календарь на 1915 год. Владикавказ, 1914
  4. Съезды народов Терека: Сборник документов и материалов. Орджоникидзе, 1977. Т. 1.
  5. 50 лет Грозненскому ордена Трудового Красного Знамени нефтяному институту имени академика М.Д. Миллионщикова. Грозный, 1979;
  6. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. М., 1942
  7. Декрет ВЦИК и СНК от 9 ноября 1917 г. «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению» // Декреты Советской власти. -М., 1957. Т. 1.С. 59-62.
  8. Документы по истории борьбы за Советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии (1917-1922 гг.). Нальчик, 1983;
  9. Постановление НКП от 31 мая 1918 г. «О введении обязательного совместного обучения» // Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. -М., 1919. Вып. 1. С. 35-36;
  10. Декрет СНК от 20 января 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» // Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1.С. 373;
  11. Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917 - 1918 гг.), Горская республика (1918 - 1920 гг.): Документы и материалы. Махачкала,

Монографии. статьи

  1. Бекижев М.М. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. М., 1988;
  2. Боров А.Х. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе (Проблема социально-культурного синтеза). Нальчик, 2007;
  3. Джамбулатова З.Х.   Культурное  строительство   в   Советской Чечено-Ингушетии (1920-1940 гг.). Грозный, 1974;
  4. Лебедева М.В. Народный комиссариат просвещения РСФСР в ноябре              1917   -    феврале   1921   г.   (опыт   управления).   Автореф.   дис.

…канд.ист.наук. М., 2004;

  1. Луначарский А.В. Просвещение и революция: Сб. статей. М., 1926;
  2. Булгаков М.А. Собр. соч. в 5 т. Т. - М., 1992;
  3. Жидков В.С. Театр и власть (1917 - 1927). От свободы до

«осознанной необходимости». М., 2003. С. 227 - 228.

  1. Ким М.П. 40 лет советской культуры. М., 1957;
  2. Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании. Сборник выступлений и статей. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1956;
  3. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М.,
  4. Куценко И.Я. Революция и культура: Очерк истории борьбы партийных организаций Северного Кавказа за осуществление культурной революции в 1918-1932 гг. Краснодар, 1973;
  5. Павлюченков, А. С. Партийное руководство становлением и развитием советской художественной культуры (1917 - 1927 гг.): автореф. дисс. док-ра ист. наук.-М., 1987;
  6. Луначарский А.В. Просвещение и революция: Сб. статей. М., 1926;
  7. Литвиненко НИ. Подготовка национальных кадров в Чечено-Ингушетии (1928-1933 гг.). Грозный, 1966;
  8. Малахова Г.Н., Семина Н.Б. Управление культурными процессами на Кавказских Минеральных Водах в Х1Х - начале ХХ вв. Ростов-на-Дону Пятигорск, 2007;
  9. Музаев Т. Союз горцев: русская революция и народы Северного Кавказа. 1917 - март 1918 г. М., 2007;
  10. Мамсиров Х.Б. Ликвидация неграмотности в центральной и западной частях Северного Кавказа (20-30-е гг. XX в.) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005.
  11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX - начало XX в.) / Под ред.Э.Д. Днепрова. М., 1991.
  12. Сенектутова, И.М. Формирование государственной политики в области культуры в 20-е гг. в СССР//Южно-Российский вестник геологии, географии и  глобальной  энергии.  Астрахань:  Издательский  дом

«Астраханский университет», 2006. №8(21). С.50 – 53;

  1. Тухватулина, К.А. Культурная политика в сфере театрального искусства в 1917–1932 гг. // Социум и власть. Челябинск, 2009. №4. С. 94–98;
  2. Ткачев Е.А. Терское казачество в годы революций и гражданского противостояния (1917-1923 гг.): участие, политические приоритеты, итоги. Дисс…к.и.н. Пятигорск, 2005. С. 39
  3. Хубаева Л.К. Национальные школы в Северной Осетии второй половины XIX - первой трети XX вв. Автореф. дисс…к.и.н. Владикавказ, 2013
  4. Шеуджен Э.А. Северный Кавказ, 20 годы XX века: обращение к теоретическим проблемам культуры // 1917 год в российской и мировой истории: Материалы Международной научной конференции, г. Красноярск,

14  -  15  ноября  2007  года.  Красноярск:  Издательство  «Красноярский

писатель», 2007. С. 252 - 253.

  1. Шнайдер В.Г. Национальное строительство как фактор социокультурной интеграции народов Северного Кавказа в советское общество (1917 – конец 1950-х гг.): автореф. дисс…док-ра ист.наук. Армавир. 2008;
  2. Фидаров Д.Р. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ В 1917-1920 ГОДЫ

(НА МАТЕРИАЛАХ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ). Автореферат дис. ..к.и.н. Владикавказ, 2015;

  1. Чехоева И.А. Социальная политика советской власти на Северном Кавказе в 1917-1924 гг. (на материалах Терской Республики и Горской АССР): автореф. дисс…канд.ист.наук. Владикавказ, 2001;
  2. Хубулова С.А., Гапеева М.С. «Маленькие» люди в «большой» истории. Владикавказ, 2007;
  3. Эльбуздукаева Т.У. Культура Чечни: ХХ век. Грозный,
  4. Яндаров А.Д. Судьба национальных культур в советском тоталитарном государстве. Грозный, 1992;

Периодическая печать

  1. Кажаров А.Г. Союз объединенных горцев и проблема автономии народов Северного Кавказа в 1917 - 1920 гг. //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 13. 2011. № 3. С. 61.
  2. Володина Н.А. Культура и искусство в советской системе политического контроля // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 111. 2009. С. 11

Интернет-ресурс

  1. Основные этапы становления и развития ингушской литературы и библиотечная деятельность.// http://krkrub.kubannet.ru/navig/page/63/message/210/;

2 Постановление Наркомпроса РСФСР «О школах национальных меньшинств».// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=17280

  1. Декрет «Об единой трудовой школе Российской социалистической федеративной советской              республики              (положение)».// http://base.consultant.ru/cons/cgi/onlin

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа История
2017 год 72 стр.
Диплом Чрезвычайные меры по наведению порядка в ВКП (б)
Telesammit
Дипломная работа История
2017 год 72 стр.
Диплом Чистка ВКП(б) 1933-1936 гг.
Svetlana
Дипломная работа История
2013 год 42 стр.
Советско-польская война 1920 года
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское