Для эффективного ведения бизнеса в сфере производства и услуг необходимо разрабатывать и использовать методы делового планирования и инвестиционного анализа. Точное планирование является важной составной частью успешного бизнеса. Каждая фирма начинающая свою деятельность, должна определить потребность в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и уметь рассчитать эффективность их использования в процессе работы. Важной задачей в этом деле является привлечение инвестиций. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов, требующих инвестиций. Очень важно оформить все мысли планы по этому поводу как основательный документ - бизнес-план (в пер. с англ. яз. "план предпринимательской деятельности").
Бизнес - план (БП) - это документ, который описывает все аспекты будущего коммерческого проекта, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы их решения.
БП - необходимый в рыночных условиях инструмент технического, финансового, управленческого обоснования дела включая взаимоотношения с деловыми партнерами. Не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес-плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны.
Инвестиционный БП - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, рамками возможного расхода средств и ресурсов и специфической организацией разработки и реализации[1].
БП позволяет объективно оценить предпринимательскую деятельность и является основным документом, на основании которого инвесторы дают деньги. Чиновной его целью является желаемый результат деятельности. В основе БП лежат следующие задачи:
- уточнить правовые аспекты, нормативы, ограничения требований муниципальных органов;
- провести анализ ситуационного плана социальных условий и демографического состава населения;
- изучить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции, чтобы производить только то, что можно продать;
- оценить те затраты, которые будут необходимы для выпуска и реализации продукции и соизмерить их с ценами по реализации, чтобы определить потенциальную прибыль;
- обнаружить возможные проблемы и препятствия и предложить мероприятия по минимизации проектных рисков;
- определить критерии и показатели, по которым можно будет регулярно определять, идет ли дело на подъем или катится вниз;
- сформировать план финансирования и организации функционирования объекта;
- определить условия, формы, сроки развития бизнеса;
- определить показатели экономической, коммерческой и бюджетной эффективности проекта.
Качественно составленный БП свидетельствует о высокой культуре компании и является частью ее фирменного стиля. Для составления такого БП необходимо отобразить разрешение таких стратегических и тематических задач как:
- организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния фирмы;
- выявление потенциальных возможностей деятельности предприятия при акцентировании внимания на сильных сторонах и не сокрытии слабых;
- формирование инвестиционно - проектных целей этой деятельности на проектный период.
Для практической реализации бизнес планирования как процесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов:
- гибкости, предусматривающей адаптацию к изменениям среды;
- непрерывности, предполагающей "скользящий" характер планирования
- коммуникативности, т. е. координации и интеграции усилий;
- итеративности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность переработки уже составленного плана;
- многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
- участия, т.е. вовлечение в процесс планирования всех возможных участников будущей организации;
- адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования;
Внутренняя функция БП состоит не только в предупреждении предпринимателей и инвесторов о возможных трудностях и зонах риска, но и в выявлении их причин и определении оптимальных путей их устранения. БП проекта ориентирован на инвесторов, кредиторов, партнеров, и поэтому предполагает объективную всестороннюю оценку продукции в условиях конкуренции.
БП является также внешним документом, то есть используется при установлении «им расширении контактов с партнерами, обращении в банк за кредитом. БП должен убедить потенциального инвестора в том, что серьезной организацией представлена последовательная и реалистичная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь. В мировой практике на БП приходится значительная доля общего потока деловой информации. В западные венчурные фирмы поступают сотни БП в год. Их запрашивают коммерческие банки, промышленные компании, индивидуальные инвесторы.
Российские предприниматели не всегда правильно оценивают смысл и назначение БП, не уделяют ему достаточного внимания, что является большим
минусом.
Чтобы стать жизнеспособным и прибыльным бизнес нуждается в планировании.
Переходя к раскрытию выбора темы бизнес - планирования необходимо отметить, что он не случаен. В первую очередь выбор основан на актуальности этой проблемы в период бурного развития малого и среднего бизнеса, а достижение прибыльности и доходности в этих сферах возможно лишь при профессиональном подходе к планированию. В России же не совсем освоена область планирования, и чем больше появляется людей компетентных в процессе составления БП, тем более прогрессивное развитие получит бизнес.
Цель бизнес - проекта – оценка результатов деятельности предприятия, разработка мероприятий по использованию выявленных резервов, повышение стабильности, получение коммерческих результатов, увеличение доли на рынке.
Глава 1. Экономическое содержание бизнес – планирования
на предприятии
1.1. Содержание бизнес-плана (экономическая сущность,
классификация, значимость)
В рыночной экономике существует множество версий БП по форме, содержанию, структуре и т.д.
- Классификация БП по объектам бизнеса:
- Бизнес-проекты классифицируются также по следующим основаниям:
тип проекта - по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный);
класс проекта - по составу и структуре и его предметной области (монопроект, мультипроект, мегапроект);
монопроекты - отдельные проекты различного типа, вида и масштаба; мультипроекты - комплексные проекты, состоящие из ряда монопроектов и требующие применения многопроектного управления;
мегапроекты - целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, состоящие из ряда моно - и мультипроектов.
масштабы проекта - по размерам проекта, численности его участников и степени влияния на окружающий мир (мелкий, средний, крупный, очень крупный);
длительность проекта - по продолжительности периода осуществления проекта (краткосрочный (до трех лет), среднесрочный (от трех до пяти лет), долгосрочный (свыше пяти лет));
сложность проекта - по степени финансовой, технической или другой сложности (простой, сложный, очень сложный);
вид проекта по характеру предметной области проекта (инновационный и организационный, научно-исследовательский, смешанный, учебно-образова-тельный).
Большая часть бизнес - проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций зависит от всех перечисленных оснований и их классификаций, прежде всего от масштаба, длительности и сложности.
К инвестиционным относят проекты, главной целью которых является вложение средств в различные виды бизнеса для получения прибыли. В этой группе бизнес - проекта выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений.
[1] В.З. Черняк, А.В.Черняк, И.В. Довдиенко. Бизнес-планирование. - М.: РДЛ, 2000.