Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Сегодня каждый учитель понимает важность переноса с воспроизведения готовых знаний на обучение школьников приёмам и методам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. Но, к сожалению, многие педагоги испытывают затруднения в поиске приемов и методов, способствующих формированию ключевых компетенций.
Описанные в данной работе приёмы и методы разработаны как зарубежными, так и отечественными методистами, педагогами. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования.
Современное информационное общество требует от педагогов подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, т.е. важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
В реферате представлены как хорошо известные многим учителям, так и новые, малоизвестные педагогические методы учебной деятельности, используемые на уроках истории и обществознания.