Введение
- Определение и сущность инновационных процессов в образовании
1.1. Понятие инновации и инновационных процессов в образовании
1.2. Классификация инноваций
- 2. Инновационный процесс
2.1. Определение и границы инновационного процесса
2.2. Оценка инновационных процессов в образовании
Заключение
Список использованной литературы
«Инновационные процессы в образовании» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема моего реферата актуальна потому, что в последние годы все большее значение приобретает новая область знания - педагогическая инноватика. Это сфера науки, изучающая новые технологии, процессы развития школы, новую практику образования. Слово “инновация” происходит от латинского inovatis (in - в, novus - новый) и в переводе означает “обновление, новинку, изменение”. Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников.
Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция, технология объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были объективно новыми (например, новой в свое время была классно-урочная система Коменского). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность. К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие индивидуальности школьника - см.: 2), изменение в содержании образования (см. новые стандарты образования), новые средства обучения (компьютерное обучение), новые идеи воспитания (Ю.П.Азаров, Д.Байярд, Б.Спок), новые способы и приемы обучения (В.Ф.Шаталов), развития (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), воспитания младших школьников (Ш.А. Амонашвили) и т.д.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть инновационные процессы в образовании.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Исследовать сущность и основные характеристики инноваций.
- На основании теоретического анализа инновационных процессов в образовании систематизировать знания о различных мнениях на эту тему.
- Рассмотреть сущность и специфику понятий «инновация», «педагог-новатор» и др.
- Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.
- Предложить собственное видение данной проблемы и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.