Курсовая работа|Журналистика

«Образ врага» в современной России

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 36

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования процесса формирования образа врага

1.1 Теоретические подходы к исследованию процесса формирования политического образа

1.2 Политическая мифология как средство управления общественным сознанием

Глава 2. «Образ врага» как часть современной политической мифологии в России

2.1 Истоки формирования образа «врага» и его функции в политической мифологии России

2.2 Изучение процесса формирования «образа врага» с помощью СМИ в современной России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

В современной политике сферой особого внимания политиков является сознание индивида и методы воздействия на него. Прошедшие 100-150 лет отмечаются постоянным совершенствованием способов управления сознанием людей, включая содержание, способы передачи и методы воздействия. В этом процессе также проявляется увеличивающийся научный интерес к теоретическим аспектам сознания, таким как общественное и политическое сознание, проблема образности и символизма восприятия и мышления, а также мифологичность сознания и процесс формирования мифов в социально-политической реальности.

Тема, выбранная для исследования, является актуальной в связи с кризисным периодом, который в настоящее время переживает Россия. В этот период власть активно мифологизирует сознание населения, используя различные средства политической пропаганды. Изучение процесса политического мифотворчества может помочь понять происходящие политические события, основные закономерности развития общества на данный момент, а также особенности формирования массового сознания и методов его управления со стороны власти. Это позволит предположить цели политических акторов и направление их деятельности.

Цель данного исследования заключается в изучении роли "образа врага" в современной России. Объектом исследования является политический мифодизайн как средство управления сознанием граждан. Предметом исследования является "образ врага" как элемент конструирования политических мифов в России.

Для достижения этой цели ставятся следующие исследовательские задачи:

Проанализировать теоретические основы понятия "миф" и изучить специфику и функции политического мифа, а также определить особенности политической мифологии в сфере управления общественным сознанием.

Исследовать основания существования и признаки "образа врага" в общественном сознании.

Выявить особенности формирования и использования "образа врага" в современной России.

Это исследование новаторское в том, что оно изучает роль архетипических образов в создании политических мифов в условиях современной политической реальности России.

Для выполнения исследования были использованы такие методы, как системный, структурно-функциональный и сравнительно-исторический подходы.

Практическая значимость этой работы заключается в изучении конкретных механизмов воздействия государства на массовое сознание населения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования процесса формирования образа врага

1.1 Теоретические подходы к исследованию процесса формирования политического образа

Концепция "восприятия" широко распространена в психологической науке. Восприятие, и в частности социальное восприятие, можно понимать как представление индивидом социальных объектов, т.е. это чувственная форма отражения действительности в виде целостных образов. Следовательно, восприятие присуще только человеку, формируется с помощью чувственных органов, и его результатом является психологический образ.

Для понимания создания этого образа можно обратиться к концепции "образ мира" А.Н. Леонтьева. Он предлагает рассматривать восприятие как проблему построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности. Образ мира, в отрыве от контекста, является психологически мертвым образованием, так как он представляет лишь элемент образа мира или его актуализированной части.

Образ мира представляет собой конструкцию, содержащую в себе институты, такие как семья и школа. Новая информация должна соответствовать уже существующему миру, иначе она будет отвергнута. Он является целостной системой представлений человека о мире, людях и о себе, основанной на глубинных элементах культуры, таких как доминирующие ценности, традиции, нормы, а также на рациональных и иррациональных символических элементах человеческого опыта.

В своих работах А.Н. Леонтьев говорит о том, что в сознании человека существует система значений, которая помогает воспринимать объективные связи мира. Образ не может быть рассмотрен отдельно от других образов и значений, он всегда взаимосвязан с ними. Изучение образа врага напрямую связано с категориями «свой - чужой», «друг - враг».

Леонтьев также развивает идеи Выготского, который утверждает, что образ мира тесно связан с человеческой речью, которая имеет социальную природу. Речь оперирует системой понятий, которая постоянно расширяется, и от этого зависит формирование индивидуальных и коллективных представлений.

Согласно теории образа мира Леонтьева, образ формируется субъектом познания из объективной реальности, а восприятие является средством его понимания. Главное не в том, какими средствами происходит процесс построения образа, а в его результате - адекватном или неадекватном, полном или неполном, иногда даже ложном.

Французский социолог П. Бурдье исследует образ мира через изучение межличностных и межгрупповых взаимодействий, фокусируясь на "социогенезе", где взаимодействуют восприятие, мышление и поведение, а также групповые социальные структуры.

Бурдье подчеркивает первоочередность представлений о социальных структурах (полях и группах), что позволяет им функционировать. Он утверждает, что явления социальной действительности тесно связаны с индивидуальными представлениями о мире и могут стать определяющими для социальных структур, создаваемыми через символическое насилие, которое, по мнению Бурдье, представляет собой борьбу за власть.

Бурдье считает, что "познание социального мира" и категории, сделавшие его возможным, являются основной задачей политической борьбы, как теоретической, так и практической, за сохранение или изменение социального мира, сохранение или изменение категорий восприятия этого мира. Производство идей о социальном мире всегда подчинено логике завоевания власти, которая является властью мобилизации большинства.

Образ врага, как одна из основных категорий социального мира, является основой многих исследований в области современной политической психологии. Он представляет собой основной элемент образа мира каждого индивида. Трансляция образа врага происходит в рамках политической пропаганды и играет важную роль в формировании группового сознания.

Восприятие, по теории Е.Б. Шестопал, играет ключевую роль в массовом восприятии политики, основываясь на образе или имидже, который создан и отделен от негативных характеристик. Таким образом, понимание образа и поведения политических лидеров важно для массового сознания.

Необходимо отметить, что политическое восприятие связано с политическим сознанием. Этот вид восприятия формирует стереотипы и установки. Основным элементом политического восприятия являются образы, которые отражают характеристики объекта восприятия и содержат в себе эмоции, ожидания и мнения о политике.

Согласно словарю по политической психологии, образы политического восприятия - это представления людей, на основе которых формируется их политическое сознание и отношение к политической деятельности и политическим лидерам.

Существуют два различных феномена: образ и имидж. По мнению Леонтьева, различать эти понятия несправедливо и некорректно. Образ каждого политика существует независимо от наличия у него консультантов, он транслируется в массовое сознание.

Согласно Т.В. Евгеньевой, образы "врага" основываются на восприятии объекта как источника опасности и могут вызывать эмоции страха, неприязни, агрессии и ненависти. Образ врага характеризуется негативным ожиданием, возложением вины на врага, идентификацией со злом, мышлением с нулевой суммой, стереотипизацией и деиндивидуализацией, а также отказом проявлять эмпатию.

 

Барт, Р. Мифологии / Пер. с фр. Р. Барт. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. – 314 с.

Бейлин, М. В. Консциентальные войны в эпоху информационных технологий / М. В. Бейлин // Наука. Искусство. Культура. – 2018. – Вып. 3 (19). – С. 169–177.

Белов, А. М. Латинско-русский и русско-латинский словарь / А. М. Белов [и др.]; 4е изд. – М.: «Флинта»; «Наука», 2014. – 740 с.

Богданова, М.А. Роль мифа в политическом сознании / М.А. Богданова. – Ростов н/Д. –1992. – 350 с.

Ванден Берге, И. Историческое недоразумение? Холодная война, 1917 1990 / Пер. с нидерл. – М.: Международные отношения, 1996. – 298 с.

Вашик, К. Метаморфозы зла: немецко-русские образы врага в плакатной пропаганде 30 – 50-х годов / К. Вашик // Образ врага: Сб.ст. / Сост. JI. Гудков. М., 2005. – С. 191–230.

Венидиктов, С. В. Информационное взаимодействие в интеграционных формированиях: структурно-функциональная характеристика пространства медиакоммуникации: монография / С. В. Венидиктов. – Могилев: Могилев. ин-т МВД, 2019. – 176 с.

Всего 38 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Журналистика
2014 год 36 стр.
Курсовая Иосиф Сталин в материалах Российской газеты
Telesammit
Курсовая работа Журналистика
2014 год 36 стр.
Курсовая Адольф Гитлер в материалах Российской газеты
Telesammit
Курсовая работа Журналистика
2015 год 57 стр.
Курсовая Организация работы пресс-службы на примере газеты
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское