ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1. Сущность и содержание культурной политики
1.2. Законодательное регулирование в области культуры
1.3. Организация управления деятельностью учреждений культуры
в муниципальном образовании
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ Г. СОЛЬ-ИЛЕЦКА
2.1. Характеристика деятельности департамента культуры
администрации г. Соль-Илецка
2.2. Анализ эффективности реализации культурной политики
в г. Соль-Илецка
2.3. Исследование проблем взаимодействия учреждений культуры
с населением
Глава 3. Направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г. Соль-Илецка
3.1. Предложения по совершенствованию взаимодействия
учреждений культуры с населением
3.2. Совершенствование информационного обеспечения
деятельности учреждений культуры в г. Соль-Илецка
3.3. Социальная эффективность мероприятий по совершенствованию
деятельности учреждений культуры в г Соль-Илецка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Анализ деятельности учреждения в современных условиях представляет собой функцию управления, имеющую целью выяснение реального состояния функционирования организации. В зависимости от поставленных целей упор может быть сделан на различные аспекты деятельности организации.
В основе анализа деятельности учреждения лежит методика анализа, которая определяет форму аналитического исследования и аналитических процедур. Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.
Анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организацией. Анализ на основе плановой и фактической информации дает количественную и качественную оценку изменений, происходящих в бюджетной организации относительно заданной программы. Перерабатывая массивы плановой и учетной информации при помощи специальных приемов и методов, анализ формирует данные, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации.
Посредством аналитической функции выявляются неиспользованные внутрихозяйственные резервы ускорения развития и роста эффективности деятельности организации. Этим определяется сущность анализа как функции управления. Анализ деятельности учреждения позволяет: оценить финансово - экономическое состояние; выявить экономический потенциал хозяйствующего субъекта; определить результативность финансовых показателей; выработать мероприятия по укреплению финансового положения учреждения.
Актуальность данной темы и определила тему курсовой работы. В курсовой работе проводится анализ деятельности бюджетного учреждения, и рассматриваются мероприятия, позволяющие реализовать потенциальные возможности Департамента культуры администрации г. Соль-Илецка
Целью курсовой работы является анализ деятельности учреждения и разработка предложений по улучшению его работы.
Задачи курсовой работы:
- дать общую характеристику анализируемого учреждения;
- проанализировать финансово-экономические показатели деятельности учреждения;
- рассмотреть предложения по улучшению деятельности предприятия;
- провести анализ функционирования автоматизированных систем обработки информации (АСОИ) объекта исследования, определить состав и качество технических средств автоматизации хозяйственной деятельности учреждения, решение задачи алгоритмизации функционирования одной из систем АСОИ.
- выводы по курсовому проекту оформить в виде заключения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1. Сущность и содержание культурной политики
Философия образования ХХІ века основана на концептуальных положениях, требующих нового мышления и деятельности специалистов-практиков: переход от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение жизни» – непрерывного образования, самообразования и развития личности как жизнетворчества; доминирование гуманистического подхода, создающего условия для становления творческой личности с высоким уровнем знаний, воспитанности и духовности.
Вопросы воспитания эстетической культуры личности приобретают особое значение в современном развитии общества, когда обостряются общественные противоречия, теряются общечеловеческие ценности, жизненные идеалы молодежи. Эстетическое воспитание должно способствовать формированию творчески активной личности, способной полноценно воспринимать прекрасное, гармоничное, совершенное в жизни, природе и искусстве.
Поэтому сегодня приобретает важное значение проблема формирования у учащейся молодежи эстетической культуры в процессе их обучения и воспитания в учебных заведениях и в дополнительном образовании.
Сформированность эстетической культуры личности является предпосылкой объективного восприятия мира по законам красоты, обогащение на этой основе ее художественных и творческих знаний и умений, развития его природной одаренности и творчества. Особенно ощутима потребность эстетической подготовки в школьном возрасте, когда мировоззрение учеников приобретает признаки целостности, формируется система жизненных ориентиров, усиливается роль личностно-ценностного опыта, укрепляется эстетический диалог между учителем и учеником. Особенности развития детей и молодежи обусловливают необходимость создания оптимальных условий для формирования в них эстетической культуры и дальнейшего творческого использования эстетических ценностей.
Таким образом, социальная обусловленность перестройки образования, с учетом приоритетов личностно-ориентированного воспитания, необходимость дальнейшего развития теории и практики формирования эстетической культуры у детей и молодежи, недостаточная разработанность темы, а также потребности практики обусловили выбор темы исследования.
Работая в сфере дополнительного образования специалист должен вдумчиво подбирать материал по содержанию эстетического воспитания, потому что он составляет основу формирования научного кругозора детей и молодежи, знакомит их с новыми фактами и сведениями из разных наук; раскрывает практическую силу научных знаний, возможностей применения полученных в школе знаний в решении бытовых и практических вопросов.
В контексте исследования можно выделить следующие эффективные формы дополнительного образования по формированию эстетической культуры детей и молодежи:
- информационно-массовые (дискуссии, диспуты, конференции, интеллектуальные аукционы, ринги, вечера, путешествия)
- практически групповые (экскурсии, праздники, ярмарки, народные игры, смотры-конкурсы, олимпиады)
- самодеятельно-интегративные (школьные клубы, КВН, фестивали, ассамблеи по проблемам традиций, культуры, кружки)
- творчески индивидуальные (доверенность, творческие задания, отчеты, индивидуальная работа и т.д.) [10].
Во внешкольное время создаются благоприятные условия для реализации творческого потенциала детей и молодежи и формирование их эстетической культуры в различных формах: художественных кружках и студиях, исполнительских коллективах (хоры; музыкальные, танцевальные, фольклорные ансамбли), самодеятельных театрах, временных объединениях детей и школьников, в процессе подготовки и посещение концертов, театров, музеев, выставок, вернисажей, встреч с художниками, во время просмотров телепередач, подготовки и проведения различных культурных мероприятий, праздников с использованием музыки, театрализации, кино и видео, декоративного оформления и т.д., а также в форме клубов, которые направлены на интегрирование различных направлений художественной жизни, сплочение воспитанников разного возраста [1].
Одним из ведущих задач эстетического воспитания является развитие творческих, прежде всего, художественно-творческих способностей детей и молодежи. Как известно, явление художественных способностей является комплексным и включает способности изобразительные, театральные, музыкальные; одновременно развитие одной из разновидностей способствует раскрытию остальных и комплекса в целом. Поэтому важно непосредственное или опосредованное привлечение участников любого вида художественной деятельности к другим видам искусства, по крайней мере, на уровне восприятия, что обеспечивает расширение общего художественного кругозора, способствует художественному развитию личности. Воспитательное воздействие искусства, корректировки его действия на личность также следует учитывать и использовать в других направлениях воспитательной работы, например, в организации различных спортивных праздников, интеллектуально-познавательных соревнований, поскольку именно искусство, значение которого характеризуется гармонией в человеке физического и духовного начал, единством эмоционального и рационального аспектов, может стать вспомогательным действенным каналом влияния на духовность личности [7].
Условия внеурочной деятельности значительно расширяют границы познания изобразительного искусства благодаря экскурсиям, во время которых происходит знакомство с памятниками архитектуры, садово-паркового искусства, посещению мастерских живописцев, скульпторов, народных мастеров и непосредственному наблюдению за творческим процессом, оптимальному использованию возможностей каникулярного периода для путешествий экспедиций и тому подобное.
Не менее важным является овладение основами дизайнерского творчества, которое по своей специфике сочетает утилитарную и художественную функции. В процессе дизайнерского творчества у школьников воспитывается художественно-образное восприятие действительности, творческий подход к оформлению предметного окружения, оригинальность художественного мышления, конструкторские способности, формируется чувство пропорций, единства красивого и полезного.
На занятиях живописи достигается органическое сочетание восприятия и собственной практической деятельности, совершенствуется умение воплощать в конкретном материале свои жизненные впечатления, развивается чувство цвета, ритма, формы, объема, умение осмысливать окружающий мир через художественное произведение [9].
Воспитательные возможности музыкального искусства [3, 7] всегда были связаны с тем важным местом, которое занимает музыка в системе искусств, а музыкальное творчество – в контексте человеческой деятельности в целом благодаря уникальной способности музыки выражать, преобразовывать, моделировать человеческие эмоции и чувства во всей их многокрасочности и разнообразия. Это касается всех стилевых и жанровых направлений – музыки: академической, фольклора, эстрады. Особенности содержания эстетического воспитания средствами музыки во внешкольное время на современном этапе определяются высокой насыщенностью «интонационного словаря» звукового окружения школьника развлекательной музыкой, которая звучит не только в концертных залах, но и составляет постоянно влияющий на личность звуковой фон его жизни. Интенсивно растет вес стихийного вхождения подрастающего поколения в эстетическую среду, особенно в сфере досуга, которое в музыкальном искусстве все больше ориентируется на «рынок» и «коммерциализацию».
Различные виды досуга и их сочетания дают ребенку различные представления о духовном мире человека, о богатстве его творческих увлечений. Разнообразие видов досуга, по нашему мнению, активно влияет на развитие творческих задатков и способностей учащихся, определяет уровень их удовлетворения социально значимой деятельностью.