Реферат|Философия

Б Спиноза и его философское учение

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 19

Введение

1.Развитие философии Спинозы

2.Учение Спинозы о субстанции

3.Учение Спинозы о душе

Заключение

Список используемой литературы

 

Один из важнейших показателей глубины и актуальности философского учения Спинозы - его влияние на мыслителей последующих поколений и тем более веков, а также полемика с ним мыслителей и исторических деятелей различных рангов, оспаривающих и опровергающих эти идеи.

Спиноза навсегда вошел в историю человеческой культуры как философ, который ставил проблемы, не решенные человечеством до сих пор, с такой ясностью и остротой, и не только ставил, но и находил их решение, которое до сих пор озадачивает своей общетеоретической точностью, бескомпромиссностью и неумолимой последовательностью размышлений, ведущих к нему.

Великий голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Эспиноза) родился в 1632 году в Еврейской купеческой семье, переехавшей в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований испанской инквизиции. В Амстердамской еврейской общине царила атмосфера фанатичного преследования евреев-диссидентов.

Спинозу отправили учиться в семиклассную еврейскую школу, где готовили раввинов. Благодаря своим выдающимся способностям молодой Спиноза был виден будущим еврейской религии. Однако он не оправдал этих ожиданий.

В кружке, собравшемся вокруг выдающегося педагога, гуманиста и врача Ван ден Эндена, у которого Спиноза изучал латынь, он познакомился с математикой, естествознанием и медициной, а также с философскими идеями того времени.

Спиноза все больше отдалялся от общины и еврейской религии. Совет раввинов сделал ему строгое предупреждение, но оно мало подействовало на него. Затем, после неудачной попытки подкупа Спинозы, Совет раввинов проклял его и изгнал из общины. Не довольствуясь простым отлучением от церкви, раввины подали жалобу на Спинозу в городские власти Амстердама, изображая его опасным атеистом и добиваясь его изгнания из города. В результате этой жалобы, философ был вынужден покинуть Амстердам.

В это время вокруг Спинозы постепенно собрался круг единомышленников, который продолжал существовать и после того, как Спиноза покинул Амстердам и поселился в деревне Райнсбург, где примерно в 1658-1660 годах он написал свой первый философский труд-"краткий Трактат о Боге, человеке и его счастье".

Там он начал работать над " трактатом о совершенствовании ума "и над своим главным трудом - "этикой", который он писал с перерывами в течение 12 лет. Наконец, в Рейнсбурге Спиноза подготовил и опубликовал "основы философии Декарта, доказанные геометрически" с применением "метафизических мыслей". Эта работа-единственная, опубликованная под именем Спинозы при его жизни.

В 1663 году Спиноза переехал в деревню близ Гааги, где близко познакомился с известным физиком, математиком и астрономом Кристианом Гюйгенсом. Здесь Спиноза продолжил работу над "этикой" и написал "теологический и политический трактат", который был опубликован в 1670 году. В качестве меры предосторожности она была опубликована анонимно. Этот трактат вызвал бурю негодования против его автора, имя которого вскоре стало известно. В 1674 году трактат был запрещен к продаже и распространению.

В этот период яростных нападок и преследований Спиноза переехал в Гаагу, где получил предложение преподавать в Гейдельбергском университете. Приглашавший его Людвиг Поральц не знал, что Спиноза был автором "богословско-политического трактата", и знал его только как автора "основ философии Декарта". Поэтому он предложил Спинозе свободу философствовать при условии, что тот не будет осуждать государственную религию. Однако Спиноза отверг это предложение, сказав, что он не знает, до какой степени будет расширена его свобода философствовать, чтобы не возбудить подозрения в посягательстве на государственную религию.

Находясь в тяжелых материальных условиях, Спиноза продолжал работать над главным трудом своей жизни - "этикой". В 1675 году эта работа была завершена. Но все попытки опубликовать его потерпели неудачу, и Спинозе пришлось отложить публикацию "этики" и приступить к работе над политическим трактатом. Но философ не успел ее закончить - 21 февраля 1677 года он умер от туберкулеза.

Сочинения Спинозы были опубликованы в декабре 1677 года, его ближайшие друзья под заглавием "посмертные труды". Через несколько месяцев после их выхода они были запрещены и не переиздавались вплоть до начала XIX века.

Научная новизна исследования заключается в том, что бы проанализировать философию Б.Спинозы как самостоятельный объект изучения.

Научно-теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно даёт представление о состоянии исследовательской среды в области спинозоведения.

Цель исследования – изучить основные направления философии Б.Спинозы.

Задачи исследования:

1. Изучить развитие философии Спинозы

2. Рассмотреть учение Спинозы о субстанции

3. Проанализировать учение Спинозы о душе

Методологическая основа исследования - метафизический метод, системный метод, герменевтический метод и компаративистский метод.

 

1.Развитие философии Спинозы

Идейное развитие Спинозы началось и продолжалось в течение нескольких лет в еврейской религиозной школе, где, помимо религиозных текстов, изучались также труды некоторых еврейских схоластических философов. На будущего философа большое влияние оказали философские взгляды еврейского Богослова и врача XII века Маймонида. Его взгляды основывались на пантеизме, то есть на более или менее последовательном отождествлении Бога и природы.[4,с.27]

Философское учение Спинозы можно считать высшей ступенью в превращении пантеизма в материализм. Это во многом сопровождалось влиянием на Спинозу величайших деятелей того времени: Джордано Бруно, Декарта, Т. Гоббса и т. Бэкона. Однако Спиноза пошел дальше них. [4,с.29]

В философской системе Спинозы нет заметных резких скачков, он вполне последователен в своих убеждениях. Характерной чертой метода Спинозы было стремление к четкой формализации аргументов и доказательств. Он стремился сделать философию такой же точной наукой, какой в свое время была геометрия. Философская система Спинозы ближе всего к системе Декарта. Он разделял как рационалистический метод Декарта, так и его физическое представление. Не случайно одна из шести главных работ Спинозы посвящена доказательству идей Декарта. Однако, в отличие от Декарта, который сосредоточился на методе, Спиноза был более заинтересован в использовании этого метода для получения знаний об окружающем мире и рассуждения о нем. [2,с.117]

Эпоха, в которой жил Спиноза, не могла не затронуть его. Это было время зарождения буржуазных и прогрессивных отношений. Спиноза родился и провел всю свою жизнь в первой в мире буржуазной республике и был свидетелем самой значительной буржуазной революции - английской. Ученые и философы из других стран стремились попасть в Голландию, где в тех условиях была наибольшая свобода вероисповедания и были лучшие возможности для научных исследований. Всю свою жизнь Спиноза провел в этой стране. Также в это время математика и механика были наиболее развиты, благодаря открытиям Д. Бруно, Галилея и И. Кеплера. Развитие этих наук затронуло и философию, главным направлением которой был механистический рационализм. [2,с.123]

Главным отличием философской системы Спинозы от большинства философских учений XVII века является ее этическая направленность. Он считал, что философия должна увеличить власть человека над природой. Изучая вопросы этики, Спиноза стремился определить место человека, как в природе, так и в обществе и государстве. Окончательную форму философская система Спинозы приняла в главном труде его жизни - "этике".

 

 

Вундт, В. Введение в философию /В. Вундт. - М.: Добросвет, КДУ, 2007 -360с.

Деборин, A.M. Мировоззрение Спинозы /A.M. Деборин //Бенедикт Спиноза: pro et contra. - СПб.: РХГА, 2012. - С. 591 - 602.

Делёз, Ж. Спиноза и проблема выражения /Ж. Делёз //Логос. - 2007. - №2. -С. 80- 100.

Жизнь покойного господина де Спинозы/Старейшее жизнеописание Спинозы: Б.Спиноза «Трактат об очищении интеллекта». Авт.-сост. А.Д. Майданский. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 - 525с.

Кириллович, А.Ф. Онтология и космология Спинозы в связи с его теорией познания /А.Ф. Кириллович //Бенедикт Спиноза: pro et contra.- СПб.: РГХА, 2012.-С.78 - 109.

Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов /В.П. Кохановский и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 608с.

Майданский, А.Д. Советский Спиноза: вера в поисках разумения /А.Д Майданский //Свободная мысль. - 2012. - №5 - 6 (1633). - С. 124 - 136.

Негри А. Антисовременность Спиноза /А. Негри //Логос, 2007. - №2. - С. 101 - 115.

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 17 стр.
Философия Р.Декарта
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 12 стр.
Реферат Границы человеческого познания
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 13 стр.
Реферат Познание как вид духовной деятельности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское