ВВЕДЕНИЕ
1 БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕСТО В НАУКЕ
1.1 Бюджетное право как наука и как учебная дисциплина, роль бюджетного права в системе российского права, предмет и метод
Понятие государственного бюджета. Начиная рассуждения об основах планирования бюджета, стоит сразу затронуть и понятие государственного бюджета как основного источника финансирования и государственных мероприятий, так и самого функционирования государства как части жизни и общества. В первую очередь предлагаем начать с понятия. Так, Бюджетный Кодекс Российской Федерации определяет бюджет в общих чертах как форму образования денежных средств (а также их расходования) для целей обеспечения финансирования задач и функций государства на разных уровнях
Таким образом, исходя из понятия, мы можем выделить три направления бюджета согласно выполняемым задачам:
1. Экономический аспект, который выражается в установлении различного рода экономических связей как между государством и хозяйствующими субъектами, так и между бюджетами различных уровней;
2. Материальный аспект, который выражается в осуществлении бюджетом своих функций в рамках государственного управления;
3. Юридический аспект, который выражается в документальном оформлении отчётности государства перед обществом за расходование средств полученных как из налогов, так и неналоговых источников.
В связи с этим мы можем выделить три функции бюджета: распределительная, регулирующая и контрольная.
Российская Федерация – государство с федеративным устройством, в основе которого лежат следующие принципы:
Именно вышеназванные принципы подводят нас к такому понятию как «бюджетное устройство» (и «бюджетная система государства»). Самостоятельность субъектов, описанная не только в конституционных нормах, также выражается и в установлении бюджетов, то есть на практике выделяется понятие бюджетной системы, которая включает в себя следующие элементы:
а) бюджетную систему государства;
б) бюджетные права органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления;
в) принципы и формы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
г) принципы и формы межбюджетного перераспределения средств.
И выделяются таким образом уровни бюджетов: федеральный, региональный, местный.
Источники формирования федерального бюджета. Также в рамках настоящего исследования предлагается затронуть такое обширное понятие как источники формирования федерального бюджета. На наш взгляд, целесообразно затронуть именно федеральный (в данном подпункте) из-за того, что именно через понятие федерального бюджета раскрывается сущность наполнения бюджетов разных уровней, также федеральное законодательство, федеральный уровень, обладает куда большим приоритетом, чем региональный, местный.
Отличие федерального бюджета от регионального дополнительно заключается в том, что у региональных и местных бюджетов имеется так называемый дополнительный источник финансирования, который приходит из федерального бюджета – это субсидии, в то время как, согласно анализу информации, предоставленной на сайте Министерства финансов Российской Федерации, федеральный бюджет имеет три вида источников: налоговые (то есть полученные в рамках уплаты налогов хозяйствующими субъектами, а также физическими лицами), неналоговые к ним можно отнести субсидии, предоставляемые региональным и местным бюджетам, а что касается федерального бюджета, то в данной ситуации можно привести пример таможенных платежей, которые осуществляются Федеральной таможенной службой), также выделяются иные источники (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Налоговые источники формирования бюджета
1.2 Система бюджетного права и система бюджетного законодательства: отличительные черты
2. ИСТОЧНИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА
2.1 Международные источники регулирования
2.2 Национальные источники регулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Данная тема, особенно на сегодняшний день, обретает большую актуальность, чем раньше. Бюджетное планирование всегда имело одно из приоритетных значений в рамках государственного управления, функционирования, он выполняет одну из важнейших функций государства – поддержание экономической целостности страны, но в рамках рыночной экономики, с условиями ее пластичности, мы вправе сказать, что бюджет также пластичен и должен всегда отвечать современными требованиям, а наука, изучающая данное явление называется бюджетным правом.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Рассматриваемый вопрос имеет важное значение, поскольку основной темой в настоящей работе затрагивается не только рассмотрение такого вопроса, как бюджет в регулировании экономических вопросов, но и рассуждения на тему деятельности, которая имеет роль смежной по отношению к экономике в целом, а также место бюджетного права и законодательства в системе финансовой деятельности государства.
Объектом исследования выступает наука бюджетного права как направление, как учебная дисциплина, как важная часть финансовой деятельности государства.
Предмет исследования составляют нормы права, имеющие действие на сегодняшний день в рамках рассматриваемого вопроса, а также материалы научных исследований по данному вопросу.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в рассмотрении не только самого понятия бюджета в рамках действующего законодательства, но и особенностей, о которых автор настоящего исследования вправе говорить при исследовании вопроса места бюджетного права и его роли в государственном регулировании. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- продемонстрировать понятие бюджетного права, охарактеризовать его место;
-описать современную российскую бюджетную систему;
-описать источники регулирования бюджетного права.
Методология исследования. В ходе исследования были использованы общенаучные методы, а именно системности и логического анализа, с помощью которых были выявлены основные закономерности развития изучаемого явления. Также в работе использовались специально-научные методы, такой как метод сравнительного правоведения.
Степень научной разработанности темы. Тема является хорошо изученной, многие авторы в течение многих лет вносят свой вклад в развитие науки.
Среди них можно выделить: Васюнину М.Л. Матюнину М.В., Пошеченкова П.С., Чулкова А.С. и др.
Структура работы. Настоящая работа состоит из двух глхав, разделенных на параграфы, а также – введения, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе данной работы рассматриваются общие понятия бюджетного права как науки, а также затронуты вопросы методологии и методики бюджетного планирования.
Во второй главе данной работы раскрываются источники бюджетного права, их классификация.
1 БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕСТО В НАУКЕ
1.1 Бюджетное право как наука и как учебная дисциплина, роль бюджетного права в системе российского права, предмет и метод
Начиная рассуждения по настоящему вопросу предлагается затронуть основные понятия: понятие финансовой деятельности государства, в которую входит бюджетное право, а также понятие бюджета как предмета изучения науки бюджетного права.
Понятие финансовой деятельности государства. В рамках данной работы под финансовой деятельностью понимается самостоятельное осуществление государством функции систематического создания, распределения и употребления финансов для осуществления определенного рода целей общественно-экономического развития и обеспечения оборонительной способности Федерации. Государственное планирование – особый вид деятельности, который происходит в рамках всех ветвей власти. Таким образом, законодательная власть отвечает за планирование и формирование бюджета, исполнительная – следит за исполнением налогового и бюджетного законодательства, а судебная занимается разрешением споров, возникающих из финансовых и налоговых правоотношений.
Содержание финансовой деятельности выражается в функциях, и особенности можно выделить следующие:
- затрагивает ведение всех ветвей власти;
- зависит от формы государственного устройства.
Формы финансовой деятельности включают в себя достаточно обширную классификацию, которая начинается с разделения на правовые и неправовые формы.
Фискальное законодательство также задействовано в рамках финансовой деятельности и относится к разряду правовых, в то время как налоговые проверки – неправовой способ обеспечения (налоговый контроль), значение которого заключается в направленности проверки нормирования расходования средств. С другой стороны, контроль за расходованием средств бюджета, а также планированию новых поступлений называется бюджетным контролем.
Понятие государственного бюджета. Начиная рассуждения об основах планирования бюджета, стоит сразу затронуть и понятие государственного бюджета как основного источника финансирования и государственных мероприятий, так и самого функционирования государства как части жизни и общества. В первую очередь предлагаем начать с понятия. Так, Бюджетный Кодекс Российской Федерации определяет бюджет в общих чертах как форму образования денежных средств (а также их расходования) для целей обеспечения финансирования задач и функций государства на разных уровнях[1].
Таким образом, исходя из понятия, мы можем выделить три направления бюджета согласно выполняемым задачам:
- Экономический аспект, который выражается в установлении различного рода экономических связей как между государством и хозяйствующими субъектами, так и между бюджетами различных уровней;
- Материальный аспект, который выражается в осуществлении бюджетом своих функций в рамках государственного управления;
- Юридический аспект, который выражается в документальном оформлении отчётности государства перед обществом за расходование средств полученных как из налогов, так и неналоговых источников.
В связи с этим мы можем выделить три функции бюджета: распределительная, регулирующая и контрольная.
Российская Федерация – государство с федеративным устройством, в основе которого лежат следующие принципы:
- государственная целостность;