За последние 15–20 лет понимание того, что качественное государственное управление является ключом к стимулированию социально-экономического развития, послужило стимулом к изменению представлений о роли государства. В связи с возросшими запросами глобальной экономики государственные структуры, стараясь соответствовать изменившимся внутренним и внешним условиям, вынуждены меняться и проводить реформы в секторе государственного управления.
Анализ международной практики подтверждает успешность и необходимость проведения подобных реформ прежде всего с точки зрения достижения целей государственной политики и повышения эффективности деятельности государственного сектора. Необходимым условием проведения таких реформ стало повышение прозрачности, в особенности по отношению к целям и ожидаемым результатам, которых надеялись достигнуть правительства по всему миру.
Происходившие в то время изменения находились в полном соответствии с принципами эффективной бюджетной политики, которая должна быть направлена на достижение устойчивого развития страны, повышение результативности государственных расходов, улучшения качества и доступности услуг, предоставляемых государством.
Инициированная в начале ХХI столетия административная реформа в России имела целью проведение модернизации принципов функционирования государственного сектора, исполнения государством своих функций и деятельности государственных структур, которым делегировано исполнение этих функций. Суть этих нововведений заключалась в том, чтобы сделать деятельность государственного сектора эффективнее, прозрачнее, в том числе при формировании и исполнении государственного бюджета. В связи с этим в рамках проводимой в России реформы государственного управления были осуществлены важные шаги, направленные на усовершенствование бюджетного процесса, налогового планирования и межбюджетных отношений. Бюджетные преобразования мобилизуют участников бюджетного процесса и позволяют оценивать эффективность деятельности исходя из результатов работы, а также являются важными предпосылками повышения эффективности государственного сектора управления.
Состояние общественных финансов неразрывно связано с экономическим состоянием государства в целом, поскольку сектор государственного управления, через который происходит перераспределение общественных финансов, является неотъемлемой частью экономической системы любой страны.
Поэтому для анализа основных направлений бюджетной реформы, проводимой в Российской Федерации на протяжении последних нескольких лет, необходимо рассмотреть источники бюджетного кризиса, побудившего законодателя и Правительство РФ искать новые решения в управлении общественными финансами.
На практике был подтвержден давно известный факт: любая норма может совершенствоваться, если есть инструмент, посредством которого можно было бы обеспечить ее соблюдение.
Цель исследования - рассмотреть бюджетную реформу в России.
Задачи исследования:
-рассмотреть этапы бюджетных реформ в России;
-изучить анализ бюджетных реформ в России;
-определить бюджетные реформы в России на современном этапе;
-провести анализ результатов проведения бюджетных реформ.
Объектом исследования является Российская Федерация.
Предметом исследования – проведение бюджетных реформ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Бюджетные преобразования и реформы в России
1.1 Этапы бюджетных реформ в России
Бюджетные реформы в современной России (с 1991 г. по настоящее время).
Бюджетные реформы начались с первых лет перехода к рыночной экономике. Уже в 1991 г. были разработаны и изданы два основополагающих Закона: «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1 и «Об основах налоговой системы в Российской Федерации от 27 июля 1991 г. № 146-ФЗ, заложивших новые основы формирования и функционирования бюджетной и налоговой систем нашего государства.
В 1991 г. Вместо действующих раздельных для федерального и территориальных бюджетов классификаций была введена единая бюджетная классификация, объединившая в одном документе однородные доходы и расходы федерального, региональных и местных бюджетов.
Важным этапом реформирования межбюджетных отношений стал Закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ, регламентировавший формирование и использование финансовых ресурсов местного самоуправления, впервые определивший состав местных финансов и принципы их образования, а также впервые установивший, что формирование местных бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.
В 1997 г. Была введена новая бюджетная классификация, отразившая изменения в планировании, исполнении и учёте бюджетных доходов и расходов.
В 1998 г. Были приняты Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, установившие основы действующих в настоящее время бюджетной и налоговой систем, а также бюджетного процесса.
Бюджетные реформы проводились и продолжают проводиться по следующим важнейшим направлениям:
1) реформирование межбюджетных отношений;
2) Реформирование бюджетного процесса;
3)Реформирование бюджетной сети (реорганизация бюджетных учреждений) .
В рамках первого направления Правительство РФ Постановлением от 30 июля 1998 г. № 862 утвердило «Концепцию реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001гг.». Продолжением работы в этом направлении стала «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», одобренная Правительством РФ, и издание в 2003 г. Новой редакции Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ, повлекшего внесение существенных изменений в 2003 г. В Бюджетный кодекс РФ. Главным итогом реформирования межбюджетных отношений стало разделение уровней бюджетной системы России с определением на постоянной основе для каждого её уровня полномочий, доходов и расходных обязательств.
В 2005 г. Министерство финансов РФ разработало «Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и повышения качества управления общественными финансами в Российской Федерации на 2006-2008 годы».
В рамках второго направления реформирование бюджетного процесса началось с подготовки и утверждения Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118 «Положение о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации», а также с подготовки и одобрения Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах». Этим же Постановлением было утверждено «Постановление о докладах, о результатах и основных направлениях субъектов бюджетного планирования».
Эта Концепция и утверждённый Правительством РФ План мероприятий по её реализации в 2004-2006 гг. предусматривают: осуществление мероприятий по внедрению среднесрочного планирования и исполнения бюджета, ориентированных на результаты; введение новой бюджетной классификации и бюджетного учёта; изменение процедур составления исполнительными органами и рассмотрения представительными органами власти проектов бюджетов.
В рамках третьего направления бюджетных реформ в ближайшее время предстоит решить задачи по оптимизации сети бюджетных учреждений, их реорганизации, внедрению новых форм их финансирования, разработке и использованию методов финансирования бюджетных расходов, ориентированных на результат. С этой целью Правительство РФ в сентябре 2003 г. одобрило «Принципы реструктуризации бюджетного сектора».
В 2001 году была принята Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. В программе предусматривались: реформа федеративных отношений и местного самоуправления, разграничение расходных обязательств и доходов, система межбюджетных трансфертов .
В 2004—2007 годах функционировал Стабилизационный фонд, послуживший основой для создания с 2008 г. Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В 2004 году приняты комплексные поправки в Бюджетный кодекс по вопросам межбюджетных отношений (разграничению расходных обязательств и доходных источников, ликвидации «необеспеченных мандатов», формализации трансфертов).
В 2005 году в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса федеральный бюджет стал планироваться как составная часть утверждаемого исполнительным органом трёхлетнего перспективного финансового плана.
В 2007 году приняты комплексные поправки в Бюджетный кодекс по вопросам организации бюджетного процесса (в том числе переходу к трехлетнему бюджету), использования нефтегазовых доходов, управления государственным долгом.
С 2008 года федеральный бюджет стал планироваться на 3 года в режиме скользящей трёхлетки.
8 мая 2010 года был принят Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Данный закон призван расширить объем прав и повысить самостоятельность бюджетных учреждений, вследствие чего, изменяются механизмы их финансового обеспечения. Бюджетные учреждения переходят с бюджетной сметы на финансирование субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания .
Основным документом, отражающим функционирование бюджетного и автономного учреждения, является План финансово-хозяйственной деятельности. Целью его составления является:
-Планирование общих объемов поступлений и выплат;
-Определение сбалансированности финансовых показателей;
-Планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение учреждения;
-Планирование мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения;
-Управление доходами и расходами учреждения.
С 1 января 2012 года вступает в силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» .
Положения приказа распространяются на автономные учреждения, а также бюджетные учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления в переходный период принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета. Приказ устанавливает обязательные требования к плану финансово-хозяйственной деятельности, но не определяет его форму.
Порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности должен быть установлен органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
В соответствии с Приказом Минфина России № 81н план финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон о бюджете утверждается на финансовый год и плановый период.
В план финансово-хозяйственной деятельности включаются показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, и обязательствах), плановые показатели по поступлениям и выплатам
1. Федеральные стандарты для государственного сектора // Министерство финансов РФ [Официальный сайт]. URL: http://www.minfin.ru/ru/budget/sfo/fsfo/ (20.02.2014).
2. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Российская газета. № 4216. 08.11.2006. URL: http://www.rg.ru/2006/11/08/zakon-doc.html (19.03.2014).
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Российская газета. № 5654. 09.12.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/12/09/buhuchet-dok.html (19.03.2014).
4. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета. № 5179. 12.05.2010. URL: http://www.rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-dok.html (19.03.2014).
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.2008 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2016).// Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 22.03.2017).
6. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 г. Москва «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» // Российская газета. № 3490. 01.06.2004. URL: http://www.rg.ru/2004/06/01/budzhet-dok.html (19.03.2014).
7. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12116599/ (19.03.2014).
8. Александер Д. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Вершина, 2005.
9. Афанасьев М.П., Кривогов И.В. Модернизация государственных финансов: учебное пособие. 2-е изд. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
10. Бизина А.С., Вахрушина М.А., Сибилева Н.Н., Соколов А.А. Бюджетный учет и отчетность: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2011.
11. Боброва С.Г. Реформа бюджетных учреждений в рамках социально- ориентированной бюджетной политики // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/reforma-byudzhetnyhuchrezhdeniy- v-ramkah-sotsialno-orientirovannoy-byudzhetnoy-politiki (22.02.2014).
12. Бюджетная система РФ. Учебное пособие/Под ред. В.В. Дюбин. – Петрозаводск, 2015 - 200 с.
13. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие / Под ред. Ю.И. Сигидова и Г.Н. Ясменко. – М.: ИНФРА-М, 2015.
14. Ерёмина, Н. В. Регулирование расчетов с бюджетом по налогам и сборам/ Н. В. Ерёмина, С. С. Саркисян // Инновационная наука.- №5(5).-2015.- С.266-269.
15. Жигалов Д.В. Реформирование бюджетной сети: итоги, проблемы, перспективы // Бюджет. 2013. № 3. C. 87–91.
16. Информационный портал «Сейчас.ру. Бизнес и власть». URL: www.lawmix.ru (19.03.2014).
17. Калинская М.В. Совершенствование внутреннего контроля расчетов с бюджетом по налогу на прибыль Калинская М.В., Ясменко Г.Н. /В сборнике: Экономическая наука в XXI веке: 2015. С. 154-158.
18. Камышина Ю.А. Формирование системы оценки результативности управления бюджетными организациями: автореф. дис…. канд. экон. наук. М, 2011.
19. Киселев И.А. О совершенствовании внутреннего финансового контроля в субъектах Российской Федерации // Финансовое право. 2013. № 5. C. 6–9.
20. Комягин Д.Л. Бюджетное право России: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2011.
21. Министерство финансов Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: www.minfin.ru (19.03.2014).
22. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / И.М. Мысляева. - М: ИНФРА-М, 2015. – 360 c.
23. Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в России: достигнутые успехи и полученный опыт // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 14. С. 12–16.
24. Процесс внедрения международных стандартов в бюджетную сферу // Учет в сфере образования. 2012. № 9. URL: http://www.audit-it.ru/articles/msfo/a24744/488276.html (22.02.2014).
25. Сабитова Н.М. К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 6. С. 21-36.
26. Сигидова С.И., Симоненко Л. И. Совершенствование межбюджетных отношений / С.И. Сигидова, // Сборник научных трудов. Студенчество и наука. Выпуск 10. Том 2 (783-786). - Краснодар, КГАУ, 2014
27. Сиднева В.П. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009.
28. Сулейманов М.М. К вопросу о реформировании межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2013. № 18. C. 52–60.
29. Установлены правила учета в бюджетных учреждениях нового типа // Учет в сфере образования. 2011. № 3. URL: http://www.otraslychet.ru/article.php?rubr_type=rt_journal&r ubr_id=1&page_id=7378 (22.02.2014).