ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ НАРОДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие власти и принцип разделения властей в Российской Федерации
1.2. Понятие и сущность власти народа в Российской Федерации
Глава 2. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ НАРОДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Непосредственные формы
2.2. Опосредованная форма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Конституция Российской Федерации провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти России является ее многонациональный народ.
Именно это положение Конституции позволяет говорить о демократии в Российской Федерации. Законодательное закрепление этого положения в нашем Основном законе подчеркивает важность демократии в построении подлинно демократического государства, основанного, прежде всего, на интересах народа, а не на интересах правительства.
Актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений, поскольку в современном мире правовые отношения между государством и гражданином составляют сущность гражданства, что имеет принципиальное значение в развитии политической системы, расширении границ государства.
Цель исследования: изучить конституционно-правовые формы реализации власти народа в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие власти и принцип разделения властей в Российской Федерации.
2. Определить понятие и сущность власти народа в Российской Федерации.
3. Дать характеристику непосредственной формы реализации власти народа в Российской Федерации.
4. Дать характеристику опосредованной формы реализации власти народа в Российской Федерации.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации высшей непосредственной власти народа Российской Федерации при осуществлении им государственной власти.
Предмет исследования: нормативно-правовые акты, закрепляющие систему непосредственного народовластия в России при осуществлении публичной власти.
Методологической основой служит общенаучный аналитический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы, такие как, системно-структурный метод, технико-юридический метод, метод сравнительного правоведения.
Их применение позволило нам проанализировать рассматриваемый предмет во взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, их целостности, всесторонности и объективности.
Степень теоретической разработанности темы исследования. В российской науке конституционного права проблемы системы государственной власти, принципов ее построения и функционирования были предметом научного анализа, начиная с 60-х гг. ХХ в., и относятся к числу наиболее хорошо изученных.
Вместе с тем проблемы взаимодействия в системе государственной власти до сих пор были исследованы применительно к конкретным органам государственной власти.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ НАРОДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие власти и принцип разделения властей в Российской Федерации
Анализ норм Конституции Российской Федерации позволяет заключить, что термины «власть», «государственная власть» нашли широко применение. В ч. 1 ст. 3 Конституции РФ говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
В рамках данной статьи термин" власть " употребляется трижды. Термин широко используется в судебной практике, в том числе в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Вопрос о государственной власти наиболее непосредственно отражается в конкретных отношениях. Это позволяет говорить о переходе этих вопросов в актуальную плоскость.
Не случайно в литературе обращается внимание на то, что "феномен власти-это особое, выдающееся, глобальное явление, требующее особого внимания на протяжении сотен веков человечества, создавшего власть как явление.""
Государственная власть функционирует в соответствии с действующим законодательством. В правовом государстве, которое провозглашено в Российской Федерации все аспекты практической реализации государственной власти должны быть регламентированы нормативными правовыми актами.
Совершено очевидно, что в правовом государстве государственная власть должна быть «связана» правом, которое в максимальной мере содержится в его источниках. В этой связи аксиомой должно стать осуществление государственной власти исключительно в правовых формах.
Государственная власть осуществляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Будучи выразителем интересов всех членов общества, государственная власть, решения ее органов в максимальной мере должно распространяться на все аспекты социального бытия.
В науке Государственного управления традиционно дифференцируются административно-политические, экономические и социокультурные направления управленческой деятельности. Различия между направлениями управленческой деятельности очевидны. В связи с этим власть государства будет реализовываться в различных формах с использованием определенных методов.
Осуществление государственных полномочий происходит в соответствующей форме. Необходима формальная определенность в осуществлении государственных полномочий. В условиях становления правового государства и формирования гражданского общества форма является одним из важнейших признаков государственной власти.
Принцип разделения властей впервые обозначен английским ученым Д. Локком. Являясь сторонником теории «общественного договора», он высказал предложение о необходимости разделения властей в трех направлениях на законодательную (парламент), исполнительную (во главе с монархом) и суды. Французский просветитель Ш. Монтескье так же обращал внимание на феномен устройства государственной власти, подчеркивая три ее составляющие: законодательную, исполнительную и судебную.
Содержание исследуемого принципа, по определению философа, заключается, прежде всего в том, чтобы государственные институты власти были самостоятельны в своих действиях. Обладание всей полнотой власти одним органом или правителем незамедлительно приведет к различным злоупотреблениям. Разграничение тем самым компетенции между тремя ветвями власти дает им возможность в необходимых случаях сдерживать друг друга. Необходим такой механизм деятельности в государстве, указывает Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую[1]».
Положение Основного Закона российского государства (статья 10) также закрепляет рассматриваемый принцип: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную[2]».