Введение
Глава 1. Особенности подростковых девиаций
1.1 Понятие и формы девиантного поведения подростков
1.2 Причины и формы девиаций в подростковом возрасте
Глава 2 Практика работы социальной защиты по профилактике девиантного поведения
2.1 Характеристика социальной деятельности по профилактике девиантного поведения подростков
2.2 Социальная работа по профилактике девиантного поведения
Заключение
Список литературы
Проблема отклоняющегося поведения школьников — одна из актуальных социально-педагогических проблем.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня девиантное поведение несовершеннолетних рассматривается как свидетельство недостатков в воспитательной сфере, сложной социально-экономической ситуации в стране, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на определенной территории — как серьезный показатель недостатков проводимой профилактической и воспитательной работы.
Исследование М. И. Рожкова, проведенный в 2020 году им опрос 610 учителей общеобразовательных учреждений показал, что наибольшую выраженность имеют такие формы отклоняющегося поведения среди подростков:
табакокурение — 65 %;
грубость, сквернословие — 50 %;
срывы уроков, пропуски уроков — 25 %;
употребление алкоголя — 13 %;
уходы из дома — 12 %;
наркомания — 10 %; т
оксикомания — 10 %.
Проблема девиантного поведения многоаспектна и изучается специалистами из разных областей науки. В частности, можно назвать работы таких авторов, как А.Д. Гонеев, К. Хорни, Л.Б. Шнейдер, В.Д. Менделевий.
Проблема девиантного поведения на протяжении многих лет притягивает к себе внимание ученых, ищущих ответы на вопросы о природе и проявления этого феномена. Первоначально проблемой девиантного поведения заинтересовались зарубежные ученые. Объект: девиантное поведение подростков.
Предмет: социально-психологические причины, обуславливающие возникновение психологических проблем девиантного поведения подростков.
Цель курсовой работы: выявить «психологические проблемы», которые возникают у несовершеннолетних с девиантным поведением.
Гипотеза состоит в том, что у подростка с девиантным поведением могут быть психологические проблемы, вызванные социально-психологическими причинами.
Задачи:
- изучить психологические особенности подросткового возраста.
- рассмотреть психологические проблемы подростков, склонных к девиантному поведению, социально-психологические причины, обуславливающие девиантное поведение подростков.
Глава 1. Особенности подростковых девиаций
1.1 Понятие и формы девиантного поведения подростков
В любой социальной общности, даже самой цивилизованной, развитой и организованной сложно добиться такого состояния, когда все члены этой общности всегда и повсюду строго соблюдали бы нормы и правила, утверждённые в этой общности и выполняли те социальные роли, которые им предписаны. Так или иначе, эти нормы, роли и правила нарушаются, что влечёт за собой негативную реакцию со стороны общества. Такие нарушения считают отклоняющимися, а поведение, содержащее эти нарушения называют девиантным поведением. Девиантное поведение - это единичные поступки или несколько поступков, которые противоречат этическим или даже правовым нормам, принятым в обществе.
Такое поведение можно разделить на несколько видов. Оно может быть групповым или индивидуальным. Девиантное поведение может проявляться в открытой форме (например кражи или хулиганство) и в скрытой (например, трудоголизм или бюрократизм)[12]. Девиации поведения бывают отрицательными (подхалимство, бродяжничество, проституция) и положительными (жертвенность, альтруизм, геройство).
Те или иные девиации наблюдаются среди различных возрастных групп общества, но особенно тревожит рост нарушения норм общества среди подростков. Данные статистики сообщают о том, что уровень преступности растёт и за последние несколько десятилетий он достиг максимума. Нравственные стандарты некоторых представителей современного общества оставляют желать лучшего, не лучшее влияние оказывает и социально-экономическая обстановка. В связи с этим получают распространение такие социальные пороки как алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и преступность.
В.Д. Менделевич выделил пять видов девиантного поведения в зависимости от нарушения тех или иных общественных норм и способа взаимодействия с реальностью:
Делинквентное поведение. Это асоциальное противоправное поведение человека, проявляемое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред, как отдельным людям, так и обществу в целом. Например, хулиганство, сквернословие, нарушение общественного порядка различными действиями. Крайние формы именного этого вида девиантного поведения становятся центром общественного внимания.) Аддиктивное поведение. Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций. Например, компьютерная, алкогольная, игровая зависимости, музыкальный или религиозный фанатизм[8].
Патохарактерологическое поведение. Под патохарактерологический типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. Например, чрезмерно заниженная или завышенная самооценка.) Психопатологическое поведение. Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, представляющих собой проявления тех или иных психических расстройств и заболеваний. Например, неадекватная реакция из-за галлюцинаций, возникающих по причине наличия психического заболевания[5].
Поведение на базе гиперспособностей. Это особый вид отклоняющегося поведения, поступки человека со способностями, значительно превышающими среднестатистические. Например, проявлении таланта, одаренности и гениальности. Такие люди зачастую мало приспособлены к повседневной жизни. Обеспечить абсолютное соблюдение всех норм и правил, по которым живёт общество в реальной жизни очень сложно, практически невозможно, по - этому многие девиации считаются допустимыми, общество готово с ними мириться пока не нарушается целостность социальной системы. Если же это условие перестаёт выполняться и что-то угрожает нормальному функционированию системы (к примеру, преступная деятельность), к нему применяют административные или правовые взыскания[1].
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 2018.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2021.
3. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 2019.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 2018.
5. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 2021. т.5 Трудное детство.
6. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - ., 2020.
7. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 2018. № 5.
8. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали // Социс. 2018. № 2.
9. Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2021.
10. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 2021.
11. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 2018. - № 4.
12. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 2019.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2019. – Кн.1.
14. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев,2018.
16. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - ., 2023.