Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
1.1. Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
1.2. Причины и виды агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
1.3. Методы и формы коррекции агрессивного поведения
Вывод по первой главе
Глава II. Эмпирическое исследование агрессивного поведения младших школьников
2.1. Организация и методы исследования агрессивного поведения младших школьников
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Описание коррекционной программы по коррекции агрессивного поведения младших школьников
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы
Вывод по второй главе
Заключение
Актуальность агрессивного поведения в младшем школьном возрасте является проблемой не только в обществе, но и в сфере образования. Агрессивные проявления являются отражением явлений, происходящих в нашем обществе. Агрессия особенно актуальна в связи с ростом детской преступности, различными проявлениями агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье. Напряженная, нестабильная социальная, экономическая и экологическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, порождает повышенную тревогу, духовную пустоту детей, что приводит к жестокости и агрессии.
Слово «aggredi» (от латинского) означает «нападение». Данное явление связывают с гневом, желанием навредить, негативными установками и действиями.
Агрессивное поведение направлено на принесения физического или психологического вреда по отношению к людям, животным и предметам. В агрессивном состоянии у человека присутствует гнев, ненависть негативные эмоции и др. Вместе с этим, проявление агрессии может выступать как средство достижения цели.
Проявление агрессии детей в образовательных учреждениях - это проблема, которая все больше беспокоит родителей и учителей. Зачастую инструментов для выхода из негативных ситуаций, кроме рукоприкладства, ругательств, угроз дети младшего школьного возраста не имеют.
Одна из наиважнейших задач психологии – коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период закладываются основные личностные характеристики. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к негативным внешним воздействиям: жестокие компьютерные игры, жестокость и насилие в СМИ, поведение взрослых и т.д.
Объект исследования - агрессивное поведение младших школьников.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - выявить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста и реализовать программу коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Гипотеза исследования – развитие навыков саморегуляции и поведения в конфликтных ситуациях способствует снижению проявления агрессивных реакций в поведении детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решение следующих задач:
1) анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме коррекции агрессивного поведения младших школьников;
2) диагностика особенностей агрессивного поведения младших школьников;
3) разработка и апробация занятий по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы заключатся в том, что выявленные результаты исследования могут найти свое применение в психолого-педагогической работе с детьми младшего школьного возраста с целью коррекции их агрессивного поведения.
Для решения задач исследования и проверки гипотезы использовался комплекс методов: теоретические (анализ научных источников по проблеме исследования) и эмпирические (опросные методы, эксперимент).
Экспериментальная база исследования – Бюджетное общеобразовательное учреждение «Ложниковская средняя общеобразовательная школа им. В.А.Казанцева» Тарского муниципального района Омской области.
В исследовании приняли участие 12 человек - учащиеся 2 – 4 классов.