Введение
Глава 1. Теоретический анализ понятия «учебная деятельность» и ее особенности в младшем школьном возрасте
1.1 Понятие «учебная деятельность»
1.2 Предпосылки и закономерности формирования учебной деятельности
1.3 Особенности формирования учебной деятельности на уроках математики
Глава 2. Организация работы по формированию учебной деятельности младших школьников на уроках математики с применением информационных технологий
2.1 Оценка уровня сформированности учебной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта
2.2 Рекомендации по использованию ИТ на уроках математики в начальной школе
2.3 Оценка эффективности внедрения рекомендаций
Заключение
Список литературы
Учебная деятельность - один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой учебной деятельности, тем не менее это различные явления: усвоение - это процесс, осуществляющийся в любой деятельности, учебная деятельность - это вид деятельности, особая форма социальной активности личности.
Учебная деятельность выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в этих знаниях кристаллизованы. На определенном этапе психического развития (в младшем школьном возрасте) учебная деятельность играет ведущую роль в формировании личности. Как форма социально нормируемого сотрудничества ребенка со взрослыми, учебная деятельность является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений, в открыто коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности.
Сущность учебной деятельности заключается в решении учебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.
Иными словами, возникает необходимость в новых подходах к организации учебной деятельности младших школьников. В современной психологии существует многообразие позиций в исследовании проблемы деятельности в целом (Ж Пиаже, Дж. Дьюи, М.Вебер, К. Хольцман, Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов и др.). В исследовании учебной деятельности нами определены основные направления работы, опираясь на принцип ведущего типа деятельности на различных возрастных этапах (А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная.
Недостаточное освящение данного вопроса в теории и практике применения информационных технологий и необходимость его рассмотрения с целью повышения качества уровня образованности детей с, определяет актуальность и необходимость изучения данного вопроса. Это послужило основой для выбора темы исследования: «Формирование учебной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике с использованием информационных технологий».
Цель исследования: проанализировать особенности формирования учебной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике с использованием информационных технологий.
Объект исследования: учебная деятельность младших.
Предмет исследования: формирование учебной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике с использованием информационных технологий.
Гипотеза исследования: формирование учебной деятельности младшего школьника будет проходить эффективно при внедрении в образовательный процесс при обучении математики информационных технологий.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы нами были определены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
- Рассмотреть специфику формирования учебной деятельности младших школьников.
- Охарактеризовать способы воздействия на формирование учебной деятельности младшего школьника.
- В процессе исследовательской работы проанализировать эффективность предлагаемых способов на процесс формирования учебной деятельности младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация материала, педагогический эксперимент, тестирование.