Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Формирование у младших школьников умения сравнивать

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: diplomstud

Год: 2015 | Страниц: 36

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования у младших школьников умения сравнивать

1.1. Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте

1.2. Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста

Глава 2. Эмпирическое изучение формирования у младших школьников умения сравнивать

2.1. Организация и методы исследования

2.2.Анализ результатов исследования

Заключение

Литература

Приложение

Начало обучения ребенка в школе – это важный этап в его развитии. Новое окружение, новые требования, новые группы сверстников и окружение из взрослых влияют на ребенка в этот период. В зависимости от того, как ребенок начал учиться, насколько успешно он осваивает новый материал, где начинает проявлять особенные способности, какие оценки получает ребенок – зависит его дальнейшее успешное обучение.

В педагогике проблема обучения ребенка в начальной школе – рассматривается как одна из важнейших задач, реализация которой стимулирует дальнейшее развитие ребенка. Школьная успеваемость, в этом смысле, является критерием успешности ребенка. Данный аспект обусловливает социальную актуальность изучаемой нами проблемы.

Изучение развития познавательной сферы и мышления в младшем школьном возрасте являются предметом исследований как отечественных, так и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, В.С. Мухина, М.А. Холодная, Д.Б. Эльконин и др.). В отечественной научной литературе также большое внимание уделялось и уделяется вопросам влияния познавательной сферы на процесс и успешность обучения ребенка в начальных классах. Исследованиями в этой области занимались и занимаются С.П. Бочаров, А.М. Гельмонт, Д.Р. Кадырбаева, В.С. Мерлин, Л.С. Славина и др. Однако как показывает анализ литературы специальные вопросы изучения формирования у младших школьников умения сравнивать и влияние этого умения на процесс школьной успеваемости в исследованиях разбирается лишь косвенно, в контексте общих исследований мышления и познавательной сферы. Это предопределяет научную значимость данной работы.

Практическая значимость работы объясняется возможностью использовать данные теоретического и эмпирического исследования практическими психологами, социальными работниками и педагогами системы обязательного и дополнительного образования.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.

На современном этапе развития социальной научной мысли констатируется, что проблема формирования у младших школьников умения сравнивать исследуется в психологической литературе только в контексте общего изучения мыслительных операций ребенка в этот возрастной период. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным вопрос изучения особенностей умения сравнивать у младших школьников, а также влияния этих особенностей на фактор школьной успеваемости успеваемости ребенка.

В связи с этим, целью нашего исследования является изучение особенностей формирования у младших школьников умения сравнивать.

Объект исследования – умение сравнивать как характеристика мыслительной деятельности ребенка в возрасте 7-9 лет.

Предмет исследования – взаимосвязь сформированности умения сравнивать и успеваемости младших школьников.

Гипотеза исследования – умение ребенка младшего школьного возраста сравнивать понятия и предметы влияет на их успеваемость при обучении в школе.

Задачи:

1. Изучить основные характеристики младшего школьного возраста и особенности его учебной деятельности.

2. Подобрать пакет диагностических методик для выявления взаимосвязи умения сравнивать и успеваемости младших школьников.

5. Провести эмпирическое исследование проблемы формирования умения сравнивать у младших школьников и влияние этого умения на школьную успеваемость.

Экспериментальной базой исследования явилась средне образовательная школа № 4122 г. Москвы. Выборочную совокупность исследования составили дети в возрасте 7-9 лет в количестве 20 человек (12 девочек и 8 мальчиков) учащихся 2-3 классов.

Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

1. Аксенова Т.В. Развитие интеллекта младших школьников. – Томск, 2013.

2. Алексеева М.И. Влияние оценки результата учебной деятельности школьников на их отношение к ней. – Материалы 3 Всесоюзного съезда психологов. - М., 2011, Т.2.

3. Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности/ Вопросы психологии, 1995, № 4.

4. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 2007.

5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д, 2011.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2012.

7. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. - М., 2009.

8. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. - Киев, 1995.

9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 2010.

10. Волокитина Н.М. Очерки психологии младших школьников. - М., 1995.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996.

12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.- М.: Изд-во МГУ, 1995.- 45 с.

13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2012. – 208 с.

14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2014.

15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального разви¬тия детей. - М., 1991.

16. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. – 376 с.

17. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 2012.

18. Зыкова В.И. Познавательная деятельность учащихся со стойкой неуспеваемостью в условиях работы экспериментальных классов // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А.Менчинской.- М.: Педагогика, 2009.- С. 206-252.

19. Каткова Л.В. Развитие познавательных потребностей младших школьников на уроках.- В кн.: Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию и обучению школьников. - Волгоград, 2007.

20. Клименко А.И. Индивидуально-типологические различия во влиянии метода обучения на динамику и продуктивность умственной деятельности учеников 4-х классов // Типологические исследования психологии личности.- Пермь,1997.

21. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996.

22. Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2008.

23. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 2009.

24. Мухина B.C. Детская психология. - М., 2014.

25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.

26. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2011. - 192 с.

27. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1996.

29. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2014. – 366 с.

30. Соловьева Т.А. Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе//Начальная школа. - № 12, 1997.

31. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. - М.: Рольф, 2008. - 142 с.

32. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант). Методическое руководство. – СПб.: Иматон, 2009.- 112 с.

33. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 2014.

34. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 264 с.

35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997.

36. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.,1994.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское