Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования у младших школьников умения сравнивать
1.1. Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте
1.2. Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста
Глава 2. Эмпирическое изучение формирования у младших школьников умения сравнивать
2.1. Организация и методы исследования
2.2.Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
Приложение
Начало обучения ребенка в школе – это важный этап в его развитии. Новое окружение, новые требования, новые группы сверстников и окружение из взрослых влияют на ребенка в этот период. В зависимости от того, как ребенок начал учиться, насколько успешно он осваивает новый материал, где начинает проявлять особенные способности, какие оценки получает ребенок – зависит его дальнейшее успешное обучение.
В педагогике проблема обучения ребенка в начальной школе – рассматривается как одна из важнейших задач, реализация которой стимулирует дальнейшее развитие ребенка. Школьная успеваемость, в этом смысле, является критерием успешности ребенка. Данный аспект обусловливает социальную актуальность изучаемой нами проблемы.
Изучение развития познавательной сферы и мышления в младшем школьном возрасте являются предметом исследований как отечественных, так и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, В.С. Мухина, М.А. Холодная, Д.Б. Эльконин и др.). В отечественной научной литературе также большое внимание уделялось и уделяется вопросам влияния познавательной сферы на процесс и успешность обучения ребенка в начальных классах. Исследованиями в этой области занимались и занимаются С.П. Бочаров, А.М. Гельмонт, Д.Р. Кадырбаева, В.С. Мерлин, Л.С. Славина и др. Однако как показывает анализ литературы специальные вопросы изучения формирования у младших школьников умения сравнивать и влияние этого умения на процесс школьной успеваемости в исследованиях разбирается лишь косвенно, в контексте общих исследований мышления и познавательной сферы. Это предопределяет научную значимость данной работы.
Практическая значимость работы объясняется возможностью использовать данные теоретического и эмпирического исследования практическими психологами, социальными работниками и педагогами системы обязательного и дополнительного образования.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной научной мысли констатируется, что проблема формирования у младших школьников умения сравнивать исследуется в психологической литературе только в контексте общего изучения мыслительных операций ребенка в этот возрастной период. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным вопрос изучения особенностей умения сравнивать у младших школьников, а также влияния этих особенностей на фактор школьной успеваемости успеваемости ребенка.
В связи с этим, целью нашего исследования является изучение особенностей формирования у младших школьников умения сравнивать.
Объект исследования – умение сравнивать как характеристика мыслительной деятельности ребенка в возрасте 7-9 лет.
Предмет исследования – взаимосвязь сформированности умения сравнивать и успеваемости младших школьников.
Гипотеза исследования – умение ребенка младшего школьного возраста сравнивать понятия и предметы влияет на их успеваемость при обучении в школе.
Задачи:
1. Изучить основные характеристики младшего школьного возраста и особенности его учебной деятельности.
2. Подобрать пакет диагностических методик для выявления взаимосвязи умения сравнивать и успеваемости младших школьников.
5. Провести эмпирическое исследование проблемы формирования умения сравнивать у младших школьников и влияние этого умения на школьную успеваемость.
Экспериментальной базой исследования явилась средне образовательная школа № 4122 г. Москвы. Выборочную совокупность исследования составили дети в возрасте 7-9 лет в количестве 20 человек (12 девочек и 8 мальчиков) учащихся 2-3 классов.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
1. Аксенова Т.В. Развитие интеллекта младших школьников. – Томск, 2013.
2. Алексеева М.И. Влияние оценки результата учебной деятельности школьников на их отношение к ней. – Материалы 3 Всесоюзного съезда психологов. - М., 2011, Т.2.
3. Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности/ Вопросы психологии, 1995, № 4.
4. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 2007.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д, 2011.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2012.
7. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. - М., 2009.
8. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. - Киев, 1995.
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 2010.
10. Волокитина Н.М. Очерки психологии младших школьников. - М., 1995.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996.
12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.- М.: Изд-во МГУ, 1995.- 45 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2012. – 208 с.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2014.
15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального разви¬тия детей. - М., 1991.
16. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. – 376 с.
17. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 2012.
18. Зыкова В.И. Познавательная деятельность учащихся со стойкой неуспеваемостью в условиях работы экспериментальных классов // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А.Менчинской.- М.: Педагогика, 2009.- С. 206-252.
19. Каткова Л.В. Развитие познавательных потребностей младших школьников на уроках.- В кн.: Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию и обучению школьников. - Волгоград, 2007.
20. Клименко А.И. Индивидуально-типологические различия во влиянии метода обучения на динамику и продуктивность умственной деятельности учеников 4-х классов // Типологические исследования психологии личности.- Пермь,1997.
21. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996.
22. Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2008.
23. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 2009.
24. Мухина B.C. Детская психология. - М., 2014.
25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
26. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2011. - 192 с.
27. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1996.
29. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2014. – 366 с.
30. Соловьева Т.А. Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе//Начальная школа. - № 12, 1997.
31. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. - М.: Рольф, 2008. - 142 с.
32. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант). Методическое руководство. – СПб.: Иматон, 2009.- 112 с.
33. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 2014.
34. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 264 с.
35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997.
36. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.,1994.