Введение
Глава І ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Музыкальные способности как психолого-педагогическая категория
1.2 Развитие способностей старших дошкольников
1.3 Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей дошкольников
Вывод по главе І
Глава ІІ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация исследования
2.2 Обработка и анализ результатов исследования
Вывод по главе ІІ
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание - и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н. А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.
Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Таким образом, проблема игры на детских музыкальных инструментах как средства развития музыкальных способностей у старших дошкольников является в настоящее время актуальной.
Значимость нашего исследования состоит в конкретизации понятия «музыкальные способности дошкольников»; систематизации и обобщении научной литературы по проблеме музыкальных способностей дошкольников.
Цель исследования: изучить игру на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра на детских музыкальных инструментах является эффективным средством развития музыкальных способностей у старших дошкольников.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
- Провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования.
- Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
- Провести эмпирическое исследование игры на детских музыкальных инструментах как средства развития музыкальных способностей у старших дошкольников.
- Обобщить и проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: музыкальные способности у старших дошкольников.
Предмет исследования: игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей у старших дошкольников.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 77 города Челябинска и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 32 города Челябинска.
1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Академия, 2011. – 125 с.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – СПб.: Речь, 2012. – 174 с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 320 с.
4. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М.: АСТ, 2009. – 211 с.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Феникс, 2012. – 217 с.
6. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. –2-е изд. – М.: Владос, 2011. – 148 с.
7. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. - Дубна: «Феникс», 2010. - 512 с
8. Как определить и развить способности ребенка? / Сост. В.М. Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 2010. – 426 с.
9. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М.: Астрель, 2010. – 134 с.
10. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Академия, 2014. – 348 с.
11. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 2011. – 119 с.
12. Леонтьев А.Н. О формировании способностей//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
13. Ломпшер И., Гулаш Р. Развитие способностей //Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. – М.: Эксмо, 2009. – С. 22-34.
14. Маланина Н. Танцевально-игровое творчество старших дошкольников. //Дошкольное воспитание. – 1996. - № 1. - С.46-52.
15. Немов Р.С. Психология. - М.: Академия, 2011. – 153 с.
16. Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина, ИП РАН, 19–20 сентября 2010 г.— М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.— 477 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2011 - 712 с.
18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Эксмо, 2012. – 212 с.
19. Теплов Б.М. Способности и одаренность//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
20. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М: Эксмо., 2009. – 117 с.
21. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М: Издательская корпорация "Логос", 2010. - 320 с
22. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О.В. Лармина. – М.: Изд. Московского института, 2012. – 202 с.