Введение
Глава 1. Научные основы обучения младших школьников невербальному общению.
1.1. Понятие невербального общения в психолингвистической литературе
1.2. Вопросы обучения младших школьников в методической науке
Глава 2. Проблемы обучения невербальному общению в практике современной начальной школы
2.1. Варианты современных программ и учебников для организации обучения младших школьников невербальному общению
2.2. Содержание опытного обучения младших школьников невербальному общению
Заключение
Список литературы
Как мы познаем мир? То, что приобретается в индивидуальном обучении и общении, не может непосредственно передаваться потомкам по наследству, но генетическое кодирование может модифицироваться естественным отбором, и это создает способность соответствующим образом реагировать на объекты или ситуации, с которыми индивид встречается впервые. Из этого следует, что общение является специфической формой воздействия человека с другими людьми как членами общества, также в общении реализуются социальные отношения людей.
Младший школьный возраст – это исключительное время для развития невербального общения ребенка. То, что упущено в это время, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе.
Актуальность этой проблемы велика и состоит в том, что в последнее время растет интерес к вопросам невербального общения детей. Развитие личности младшего школьника побуждается развитием, усложнением невербального общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности младшего школьника и взрослого (кото¬рая и требует все большего и большего неречевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в неречевом, и в общем развитии. С другой стороны, нехватка неречевого общения может наблю¬даться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную забот¬ливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет и даст понять, что ему надо.
Означает ли это, что дети должны учиться невербальному общению? Конечно, потребность ребенка в неречевом общении с взрослым должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную роль играет при этом воспитательная тактика родителей и педагогов, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания и чувства — и только в этом случае исполнять их.
Т.о., предметом нашего изучения является система обучения детей младшего школьного возраста невербальному общению.
Объект изучения – младшие школьники, развитие невербального общения в этом сензитивном периоде.
Цель: обобщить и осмыслить, сведя в единое целое, ряд крупнейших научных основ обучения младших школьников невербальному общению, изученных зарубежными и отечественными учеными; проникнуть в глубинные тенденции по проблемам обучения невербальному общению младших школьников из опытного обучения в современной начальной школе.
Предмет, объект и цели обусловили задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические разработки по вопросу обучения младших школьников невербальному общению.
2.Определить и описать наиболее значимые моменты в обучении невербальному общению младших школьников.
3.Рассмотреть варианты современного опытного обучения невербальному общению младших школьников в практике начальной школы.
1. Александров А. М. Дидактический материал по грамматике, правописанию и раз¬витию речи (3-й класс). М., 1996.
2. Бим Бад. Антропологические основания теории и практики современного образования. М., 2012. 204 с.
3. Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Ч. 2. Киров, 2011.
4. Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Ч. 3. Киров, 2012.
5. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занима¬тельные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Кн. для учителя. М., 1995.
6. Бутузов И. Т. Дифференцированное обучение — важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968.
7. Выготский. Педагогическая психология. М., 1996. 163 с.
8. Видерман М. Ф. Игры для интенсивного обучения. - 3-е изд., перераб. М., 2010.
9. Воспитание музыкой / Сост. Т. Вендрова, И.Пигагева. М.: Просвещение, 1991.
10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
11. Индивидуальные варианты развития младших школьников. Под. ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. М., 1973.
12. Карпенко М. Т., Сборник загадок. М., 1988
13. Искусство в школе. М.: ВНИК «Школа», 1990.
14. Кон К. Ребенок и общество. М., 2011. 103 с.
15. Минский Е. М. Игры и развлечения в ГОД., М., 1985.
16. Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фра¬зеологических выражений. М., 1996.
17. Осколкова Л. А. Индивидуализация учения младших школьников с учетом особенностей развития их познавательных процессов. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011.
18. Психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990.
19. Программы общеобразовательных учреждений - Начальные классы (1—4). В 2 ч. М., 2013.
20. Рамзаева Т. Г. Уроки русского языка в 3 классе трехлетней начальной школы: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. М.,2010
21. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика Хрестоматия/Сост. Э. Абдуллин, В. Целковннков. Вып. 1, ч. 1. М.: Прометен, 1991 С. 91.
22. Шмагина Т. С. Музыка в школах. Пособие для учителя. – М.: МИРОС, 1993.
23. Энциклопедический словарь юного филолога. Сост. М. В. Панова. М., 2013.