ВВЕДЕНИЕ
1. Организационно-правовые основы деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых
1.1. Правовое регулирование деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых
1.2. Организация деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых
1.3. Направления деятельности сотрудников изолятора временного содержания
Выводы по 1 главе
2. Практические основы осуществления деятельности по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания отдела полиции «Ленинский» УМВД России по г. Челябинск
2.1. Общая характеристика отдела полиции «Ленинский» УМВД России по г. Челябинск
2.2. Анализ деятельности по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания
2.3. Совершенствование деятельности отдела полиции «Ленинский» УМВД России по г. Челябинск по осуществлению деятельности по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Согласно данным официально публикуемой статистики, в среднем по всем субъектам Российской Федерации около 70% всех изоляторов временного содержания не соответствуют техническим и санитарным нормам, определенным действующим законодательством. Если в данном контексте речь идет скорее о финансовой стороне вопроса и отсутствии реальной заинтересованности изменить подобное положение дел, ситуация еще более сильным образом осложнена по другим причинам.
Регулярно проводимые проверки изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых позволяют говорить об отсутствии последовательности в структуре условия содержания. Далеко не всегда речь идет о технических и санитарных требованиях. В современной практике регулярно выявляются случаи нарушения конституционных прав граждан, факты злоупотребления и превышения полномочиями, иные негативные проявления, свидетельствующие о том, что данный сектор нуждается в повышенном внимании со стороны исполнительных и законодательных органов власти.
В 2019 году обращения по поводу нарушения в сфере уголовно-исполнительного законодательства, адресованные Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, стали одними из самых распространенных в общей доле. Превалировали жалобы на нарушения порядка содержания в изоляторах временного содержания, в том числе и на условия содержания – 893 жалобы (24,4% от общего количества). Это довольно внушительный показатель, свидетельствующий о том, что деятельность органов внутренних дел по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания должна быть пересмотрена и подвергнута существенным улучшениям. Так как деятельность органов внутренних дел по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания является довольно специфической, речь идет о комплексе мероприятий – дальнейшая научная разработка вопроса, совершенствование законодательства, уменьшение количества совершаемых ошибок в правоприменительной практике. Все сказанное в общей совокупности и обусловливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования – закономерности правового регулирования общественных отношений, складывающихся при содержании и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания.
Цель исследования – проведение системного анализа правоприменительной практики и действующего законодательства, регулирующего вопросы деятельности органов внутренних дел по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить ряд следующих задач:
дать характеристику правового регулирования деятельности изолятора временного содержания;
проанализировать деятельность отдела полиции «Ленинский» УМВД России по г. Челябинск по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания;
сформировать направления совершенствования деятельности отдела полиции по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания.
В процессе работы над темой были использованы следующие методы: метод анализа, использованный для рассмотрения понятий, содержания и форм деятельности органов внутренних дел по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания; метод синтеза (в целях группирования элементов правового регулирования деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых); метод индукции, использованный для определения основных аспектов деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых; метод обобщения (в целях формирования направлений совершенствования), а также сравнительно-правовой, специально-юридический, метод логических обобщений, формально-логический, исторический и др.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
База практики:
1. Организационно-правовые основы деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых
- проанализировать деятельность отдела полиции «Ленинский» УМВД России по г. Челябинск по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания;
- сформировать направления совершенствования деятельности отдела полиции по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания.
В процессе работы над темой были использованы следующие методы: метод анализа, использованный для рассмотрения понятий, содержания и форм деятельности органов внутренних дел по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания; метод синтеза (в целях группирования элементов правового регулирования деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых); метод индукции, использованный для определения основных аспектов деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых; метод обобщения (в целях формирования направлений совершенствования), а также сравнительно-правовой, специально-юридический, метод логических обобщений, формально-логический, исторический и др.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
1. Организационно-правовые основы деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых
1.1. Правовое регулирование деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых
Правовое регулирование деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых имеет комплексную природу.
Правовую основу деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых составляют в первую очередь конституционные положения. Статья 22 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность [1]. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Второе важнейшее конституционное положение – ст. 49 Конституции РФ. в ней определено, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. В таком виде на конституционном уровне закреплена презумпция невиновности. Презумпция невиновности как один из главных принципов демократического государства вытекает из международных правовых актов – ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и др. Многие положения названных актов развиты в российском законодательстве.
Принцип презумпции невиновности определяет характер отношений между государством, его органами, должностными лицами и гражданами – с одной стороны, и лицом, против которого выдвинуто подозрение или обвинение в совершении преступления, - с другой. Хотя этот принцип сформулирован как уголовно-процессуальный, его действие выходит за рамки собственно уголовного процесса и требует от всех – не только от органов, осуществляющих уголовное судопроизводство (следователя, прокурора, суда), но и от других лиц – относиться к человеку, чья вина в совершении преступления не доказана во вступившем в законную силу приговоре, как к невиновному. Это не может не сказываться на содержании и охране подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, особенно в изоляторах временного содержания.
Конституционные положения в той или иной степени получили свое отражение в федеральных законах. Многие из норм имеют прямую связь с содержанием под стражей в изоляторах временного содержания. Например, в ст. 14 Уголовно-процессуального кодекса РФ практически дословно воспроизведены конституционные положения о рассматриваемом принципе [6].
В ст. 50 Конституции РФ указано на то, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Данные нормы также имеют значение в контексте анализируемого института, так как это должно учитываться при содержании лиц под стражей по каким-либо причинам. Принцип справедливости важен и на конституционном уровне, и в деятельности всех учреждений уголовно-исполнительной системы. Конституционное закрепление правила свидетельствует о повышенной охране прав человека при привлечении его к уголовной ответственности и осуждении.
Названное конституционное положение получило свое развитие в УПК РФ, где определено, что уголовное преследование в отношении подозреваемых или обвиняемого должно быть прекращено. Соответственно, если уголовное преследование прекращает, лицо более не может на законных основаниях содержаться в изоляторе временного содержания.
Из ст. 50 Конституции РФ также вытекает, что недопустимо проведение параллельных производств по обвинению одного и того же лица в том же преступлении независимо от наличия или отсутствия в каком-либо из этих дел окончательного решения.
13. Административная деятельность органов или внутренних дел. Часть общая: учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2015. – 404 с.
14. Амельчаков И.Ф. Современная концепция административно-правового статуса полиции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 12. С. 95-96.
15. Балаева Д.Р. Территориальные органы МВД России в системе обеспечения региональной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2. С. 49-55.
16. Божьев В.П., Гаврилов Б.Я. Правоохранительные и судебные органы. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 296 с.
17. Булавчик В.Г. Административно-правовая регламентация повседневной деятельности органов внутренних дел // Алтайский юридический вестник. 2015. № 1(9). С. 55-58.
18. Гунькин А.Н., Фомина М.Г. Проблемы обеспечения общественного контроля в местах принудительного содержания // Символ науки. 2016. № 10. С. 539-555.
19. Дегтярев С.В. Тактика обыска: практ. пособие для следователей. – Н. Новгород, 2015. – С. 21.
20. Ендольцева А.В. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 4. С. 25-27.
21. Канкулов А.Х. Правовое положение лиц в местах принудительного содержания органов внутренних дел // Юристъ – Правоведъ. 2017. № 9. С. 20-26.
22. Канкулов А. Деятельность общественной наблюдательной комиссии по осуществлению контроля в местах принудительного содержания // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2018. № 30. С. 19-22.
23. Канкулов А.Х. Характеристика нарушений прав человека в деятельности органов внутренних дел // Человек: преступление и наказание. 2015. № 1. С. 9-14.
24. Куянова А.В., Юрицин А.Е. Полиция в РФ: понятие и правовое регулирование её деятельности // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 9. С. 20-23.
25. Мазуров И.А. Актуальные проблемы в деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых // Концепт. 2014. № 11. С. 48-60.
26. Мержоев М.К. Надзор прокурора за законностью содержания лиц под стражей в изоляторах временного содержания // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2016. № 11. С. 205-207.
27. Оводкова Л.С. К вопросу о правах человека в условиях изолятора временного содержания // Человек: преступление и наказание. 2013. № 17. С. 58-70.
28. Реент Я.Ю. Организация и правовое регулирование контроля за обеспечением прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы России. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2014. 226 с.
29. Селиверстов В.И. Общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания: новеллы 2018 года // Уголовно-исполнительное право. 2018. № 30. С. 106-111.
30. Шагиев Б.В. Правоохранительные и судебные органы РФ. (СПО). Учебник. – М.: КноРус, 2019. – 227 с.
31. Юрицин А.Е., Филиппов О.Ю. Актуальные вопросы совершенствования федерального закона «о полиции» // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 10. С. 25-31.
Материалы правоприменительной практики:
32. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» // Вестник Верховного Суда РФ. 2018. № 12. С. 12-15.
33. Решение Тамбовского областного суда от 17.01.2019 по делу N 7-16/2019. URL: https://54.мвд.рф/document/18419400 (дата обращения: 13.01.2021).
34. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.06.2020 по делу N 88-14221/2020. URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ006&n=18741&dst=100039&demo=1 (дата обращения: 13.01.2021).
35. Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2020 N 88-4574/2020. URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=KSOJ009&n=7011&dst=100024&demo=1 (дата обращения: 13.01.2021).
36. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.02.2018 по делу N 33-1694/2018. URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=RASVR&n=143059&dst=100037&demo=1 (дата обращения: 13.01.2021).
37. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 11.09.2018 по делу N 33-8416/2018. URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=SOSB&n=276570&dst=100047&demo=1 (дата обращения: 13.01.2021).
38. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 05.03.2020 по делу N 33-4549/2020. URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=SOUR&n=139915&dst=100037&demo=1 (дата обращения: 13.01.2021).
Электронные ресурсы
39. Отдел полиции «Ленинский». URL: https://74.мвд.рф/dejatelnost/Otcheti_dolzhnostnih_lic/managers_police_2014/Upravlenie_MVD_Rossii_po_gorodu_CHeljabi/отдел-полиции-ленинский- (дата обращения: 13.01.2021).
40. Управление МВД России по г. Челябинску. URL: https://74.xn--b1aew.xn--p1ai/gumvd/structure/Territorialnie_organi/item/3102530/ (дата обращения: 13.01.2021).