Введение
1. Основные понятия Европейской философии XVIII столетия
2. Дж. Беркли. Субъективный идеализм.
Д. Юм. Гносеологический скептицизм.
3. Философия Французского Просвещения ( Д. Дидро, П. Гольбах)
4. Немецкое просвещение. И. Кант
Заключение
Список литературы
Философия XVIII века — это философия ума, разума, прогресса. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластике и слепому следованию церковным догмам. XVIII век часто отождествляют с эпохой Просвещения. Развитие философии в этот период получает новые обороты. Хотя понятие Просвещение охватывает несколько больший временной период, основное развитие этого движения приходится именно на XVIII век. Философия XVIII в. в Европе продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшее обобщение философской мыслью достижений науки и общественной практики. Философские идеи пропагандируются более широко, так как в XVII в. философские сочинения писались только на латинском языке и были известны лишь ограниченному кругу людей: в XVIII в. сочинения философов пишутся и издаются на языке страны, в которой живет философ, или языке народа, который знакомится с сочинениями зарубежного мыслителя.
В философии XVIII в. значительное развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, который не просто выступил против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма средневековья, но и с обоснованием своего миропонимания и человеческих интересов.
Конечно, философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствует как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом.
Следует отметить, что философия XVIII в. развивалась, прежде всего, как философия просвещения; в статьях энциклопедий и словарей, памфлетах и полемических изданиях широко комментировались научные и философские идеи, которые облекались в живую, доходчивую, остроумную форму, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.
Родина идей Просвещения – Англия конца XVII в., но особого взлета они достигли во Франции в XVIII в. Эпоха Просвещения ознаменовала новую стадию в развитии европейской классической философской мысли XVII-XIX вв. Философы-просветители выступали за совершенствование общества и человека под лозунгами торжества науки и прогресса. Они ратовали за распространение знаний, за продуманное воспитание человека, который, как они полагали, по своей природе добр и его пороки обусловлены пороками общества. Отличая просвещенную элитарную часть общества от непросвещенной (народа), эти мыслители считали своей важнейшей заботой его просвещение и воспитание.
Просвещение не было только философским течением, оно соединило в себе идейное и политическое самосознание формировавшейся буржуазии. Деятели Просвещения в Англии и во Франции культивировали культ разума, критиковали феодальные пережитки, отстаивали свободу научного и философского мышления, мнений граждан, художественного творчества, разоблачали различного рода суеверия и предрассудки.
В плеяде наиболее видных представителей французского Просвещения – Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778), Жан Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713-1784), Жан Батист Д(Аламбер (1717-1783), Поль Анри Гольбах (1723-1789).
Цель работы: Рассмотреть Европейскую философия XVIII столетия (Беркли, Юм, Дидро, Гольбах, Кант).
Основные понятия Европейской философии XVIII столетия
Философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствуют различные мировоззренческие ориентации. Наиболее ярко в эту эпоху выделяются следующие направления:
- атеистическо-материалистическое – его сторонники отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители этого направления: Т. Гоббс, Д. Локк, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, П. Гольбах; Д. Дидро, К. Гельвеций (1715-1771 гг.), Ж. Мелье (1664-1729 гг.),
- утопически-соцалистическое (коммунистическое) направление начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Представители: Г. Мабли, Э-Г. Морелли, Г. Бабеф Р. Оуэн А. Сен-Симон .
Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего, в первую очередь, ряд европейских стран.
Философия Просвещения известна главным образом своей социально-политической частью. В ней получили свое обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.
Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2018г.
Зорина Е.В. и др. Философия в вопросах и ответах. – М., 2012.
Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие. – М., 2019.
Философия: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Под. общ. Ред. В.Л. Калашникова. – М., 2017.
Философия: Учебник / Под. ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2018.
Философия. Справочник студента. - М. 1999