Введение
История генетики
Понятие и задачи спортивной генетки
Разбор генетического теста предрасположенности к теннису
Заключение
Используемая литература
Реферат|Физическая культура
Авторство: gotovoe
Год: 2023 | Страниц: 18
Введение
История генетики
Понятие и задачи спортивной генетки
Разбор генетического теста предрасположенности к теннису
Заключение
Используемая литература
«Чемпионами становятся, а не рождаются» давно утеряла свою актуальность. Талант, а точнее, предрасположенность к конкретным видам спорта теперь можно выявить с помощью генетики.
У начинающего спортсмена и его родителей возникает много вопросов на старте спортивной деятельности:
- какой вид спорта выбрать для спортивной деятельности?
- владеет ли ребенок необходимыми морально-волевыми качествами, предрасположен ли ребенок к занятию тем или иным видам спорта?
- профессиональное занятие спортом и как оно влияет на здоровье?
варианты адаптации тренировочного процесса под «конкретного ребенка»
На эти вопросы и не только может ответить спортивная генетика. Анализируя гены ответственные за строение мышечной ткани, энергетический обмен и работы сердечно сосудистой системы, можно определить какой тип физических нагрузок наиболее подходит данному ребенку, и подобрать соответствующий вид спорта на основе предрасположенности ребенка к проявлению силы, скорости, выносливости. А также корректировать тренировочный процесс с целью достижения наивысших результатов. Плюсом будет определение предрасположенности ребенка к достаточной мотивации, которая необходима для достижения наивысшего результата.
На решение родителей в вопросе профессионального спорта влияет и наследственная предрасположенность к некоторым заболеваниям, связанным с физическими нагрузками. Это заболевания сердечно сосудистой системы: повышенное артериальное давление, внезапная остановка сердца, гипертрофия миокарда левого желудочка сердца, а так же бронхиальная астма и остеопороз.
Соответственно важно подбирать индивидуально набор генов, которые могут ответить на поставленные вопросы, как для начинающих, так и для профессионалов.
Итак, целью спортивной генетики является сбор знаний генетических закономерностей для рациональной организации тренировочного процесса в спорте и занятий массовой физической культурой, для научно-обоснованного моделирования и прогнозирования возможностей человека.
Отсюда можно выделить следующие задачи:
Формирование понятий и способов действий в решении задач по определению предрасположенности в спорте
Применение этих понятий в отборе спортсменов
Мотивация учащихся, стимулирование, активизация знаний
История генетики
Увлечение людей спортом началось с древнейших времен. Существующие памятники древности говорят о том, что уже за 4000 лет до нашей эры существовала деятельность, которую можно определить, как современное понятие «спорт». В Древнем Китае популярным видом спорта была гимнастика, а в Египте – плавание и рыбалка, в Древней Персии – поло и состязание конных рыцарей на копьях.
В Древней Греции существовало большое разнообразие видов спорта. Наибольшее развитие получили такие виды: различные виды борьбы, бег, метание дисков и состязание на колесницах. Каждые четыре года проводились Олимпийские игры - в маленькой деревне в Пелопоннесе под названием Олимпия.
Традиция Олимпийских игр была возрождена в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном.
Первые попытки использования генетических методов для достижения лучших результатов в спорте были предприняты в 1968 году на Олимпийских играх в Мехико. К 2005 году известно около 150 генов, связанных со спортивной деятельностью.
Чем дальше, тем очевидней, какую роль в спортивных достижениях играют «необходимые» гены. Дети чемпионов в 50 процентов случаев имеют подходящие спортивные способности. Дети из семей, где и по материнской и по отцовской линии есть задатки, одарены уже в 70% случаев. Упорство в достижении результата, изнуряющие тренировки, квалифицированные наставники – лишь некоторые из условий развития ведущего спортсмена. Определяющим является удачное сочетание генов, а иногда достаточно наличие одного, но ключевого гена. Парадоксально, но ведь ген это ведь «всего лишь» часть молекулы ДНК, кодирующая необходимые качества.
Спортивная генетика – это направление генетики, изучающее геном человека в аспекте физической (спортивной) деятельности.
Официальное становление как науки произошло в 1980 году. На олимпийском научном конгрессе «Спорт в современном обществе» в Тбилиси было провозглашено создание «Международного научного общества по спортивной генетике и соматологии».
Развитие спортивной генетики тесно связано с развитием генетики человека, медицинской генетикой, генетикой развития.
Особую известность у общественности получили эксперименты по клонированию животных. В 1997 году группой ученых из Шотландии во главе с Я. Вилмутом с помощью методики ядерных трансплантаций была получена овца Долли. А в 1999 году ученые из США клонировали мышь и корову, потом в марте 2000 года на свет появились сразу пять клонированных поросят. Решение проблемы клонирования человека чисто технически зависит от генетиков, и она, может быть решена, если человечество сочтет это необходимым.
В конце ХХ века молекулярные технологии развивались настолько интенсивно, что были созданы предпосылки для планомерного изучения структуры генома человека. Одной из наиболее значимых целей этих проектов является определение полной нуклеотидной последовательности геномных ДНК. Таким образом, родилась новая наука – геномика.
Начало нового тысячелетия ознаменовалось крупнейшим открытием в области геномики – расшифрована структура генома человека.
Знания генетических закономерностей нужны для правильной организации тренировочного процесса в спорте и занятий массовой физической культурой, для научно обоснованного моделирования и прогнозирования спортивных возможностей отдельных спортсменов.
Ещё до начала осуществления международного проекта «Геном человека» было известно, что многие качества человека, такие как телосложение, сила, быстрота, выносливость, свойства нервной системы и т.д., генетически детерминированы и передаются по наследству. В этот период, знания о наследуемости признаков получали на основе методов наблюдения и близнецовых методов. Так, например, было установлено, что в 50 % случаев дети выдающихся спортсменов имеют выраженные спортивные способности и в 70 % случаев, если оба родителя являлись спортсменами. Был обнаружен этнический характер наследования выдающихся физических способностей: в спринте все ещё нет равных афроамериканцам, а в беге на средние и длинные дистанции – кенийцам и эфиопам. В связи с последним фактом в Университете Глазго был создан Центр по изучению феномена кенийских и эфиопских бегунов.
Поэтому актуальность и важность развития и популяризация области спортивной генетики как для обычного населения, так и для улучшения качества результатов действующих спортсменов очевидна: это сокращает время, силы и энергию на пути к поставленным целям. Доказательством актуальности данного направления приведен ниже пример:
Елена, мама 14 -летнего сына, уже 8 лет пытается подобрать сыну вид спорта. Поначалу она отдавала ребёнка в те секции, которые нравятся ей, в последующем старалась прислушиваться к пожеланиям ребенка. Это не приносило должных результатов. «Водное поло, танцы, карате, футбол, баскетбол — прям как в стихотворении Агнии Барто, — делилась Елена. — А сыну или надоедало, или мало что получалось». Влад уже подросток 14 лет и из-за проб и ошибок он уже не успевает сделать профессиональную карьеру в спорте. «Жаль, он ведь очень энергичный и трудолюбивый парень», — печально вздыхает Елена.
У большинства людей заложен средний уровень двигательной активности, объясняет доктор биологических наук Владимир Ильин. И лишь 7% имеют очень высокий показатель, что означает предрасположенность к спорту. А из них только 0,07%, то есть 7 человек на 100 тысяч — прирождённые таланты, носители максимально подходящего комплекса генов. «По степени вероятности получить прирождённый спортивный талант соизмеримо с выигрышем в лотерею», — отмечает Ильин. Другими словами, эти семеро человек, потенциально способных стать новыми Кличко, Шевченко…и скорее всего, даже не догадываются о своих возможностях, прожигая жизнь менеджерами, кондукторами и водителями. Выявлять таких ребят в раннем возрасте и подсказывая определённый вид спорта таким, как Влад, мы можем избежать зря потерянного времени, расходов родителей и возможного ухудшения здоровья.
И важное — вывести спортивное направление на высокий, эффективный уровень.
Моссе, И.Б. Генетика спорта: вчера, сегодня, завтра / И.Б. Моссе // Труды БГУ. – 2012. – Том 7, часть 1. – С. 56-68.
Рогозкин, В.А. Возможности генетического отбора спортсменов: реальность и перспективы / В.А. Рогозкин, И.Б Назаров, В.И. Казаков, Н.В. Томилин // Вестник спортивной медицины. – 1999. – №3. – C.52.
Курс лекций по дисциплине «Спортивная генетика»: учебное пособие / Е.А. Двурекова. – Воронеж: ВГИФК, 2018. – 98 с.
Рогозкин, В.А. Генетические маркеры физической работоспособности / В.А. Рогозкин, И.Б. Назаров, В.И. Казаков // Теория и практика физичческой культуры. – 2000. – №12. – С.34-36.
Рогозкин, В.А. Перспективы использования ДНК-технологий в спорте / В.А. Рогозкин, И.И. Ахметов, И.В. Астратенкова // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 7. – С. 45–47.
Сергиенко, Л.П. Основы спортивной генетики: учебное пособие / Л.П. Сергиенко. – К: Изд-во «Выща школа», 2004. – 631 с.
Сологуб, Е.Б., Таймазов В.А. Спортивная генетика. Учебное пособие для высших уч. завед. физ. культуры. – М.: «Терра», 2000 – 110 с.
http://www.sportgenetic.ru/history/
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!