ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения избирательного процесса
1.1 Избирательный процесс как категория конституционного права
1.2 Субъекты избирательного процесса
Глава 2. Основные стадии избирательного процесса и проблемы его реализации в Российской Федерации
2.1 Стадии избирательного процесса
2.2 Актуальные проблемы избирательного процесса в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность изучения темы избирательного процесса и его стадий определяется значимостью институтов демократии в современном мире при формировании системы публичного управления. Современные государства в качестве общественно-политического идеала имеют демократическое устройство. При этом, наряду с институтами прямой демократии, предполагающими непосредственное выражение воли народа, в современных публично-правовых системах также появляются институты опосредованной демократии, когда полномочия по принятию решений предаются тем, кого избрал народ. Это определяет специфику возникающих правоотношений, которые связаны с организацией избирательного процесса, как направленного на выражение воли п фиксацию такого выражения, и регулируются нормами избирательного права.
Также в ходе избирательного процесса не только формируются органы народного представительства, но также выражается мнение граждан, определяются значимые решения. Это касается тех случаев, когда в ходе референдумов и голосований принимаются поправки в высшие по иерархии правовые акты. В России такое голосование прошло в июле 2020 года, и было связно с внесением поправок в Конституцию. Это отражает значимость принятия решений, касающихся организации управления и организации избирательного процесса.
Степень научной разработанности проблемы выражается в существовании ряда исследований, посвященных проблематике избирательного процесса, его реализации. В частности, можно упомянуть работы таких исследователей как С.А. Авакьян, Н.А. Богдановой, И.В. Захарова, Ю.В. Ким, С.Г. Павликова, Л.А. Шарниной и других.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации избирательного процесса.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, направленные на регулирование общественных отношений в сфере организации избирательного процесса.
Целью курсовой работы является исследование и характеристика современного избирательного процесса в Российской Федерации, а также анализ его стадии.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть избирательный процесс как категория конституционного права;
– описать субъектов избирательного процесса;
– изучить стадии избирательного процесса;
– проанализировать актуальные проблемы избирательного процесса в Российской Федерации.
Теоретической основой исследования послужили исследования послужили работы, касающиеся проблем избирательного процесса таких авторов, как: А.В. Безрукова, В.А. Виноградова, Г.Н. Комковой, Г.Р. Саидахмедовой, Ю.А. Тарасова В.Е. Усанова, В.Е. Чиркина, М. Эбзеева, и других авторов.
Методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; частнонаучные – метод сравнительного правоведения, формально-юридический.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, включающими в себя четыре параграфа, заключением и библиографическим списком.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения избирательного процесса
1.1 Избирательный процесс как категория конституционного права
Характеристика избирательного процесса предполагает анализ этого явления с двух позиций: с одной стороны, сам до себе избирательный процесс является способом организации властных органов, выражением воли народа, способом реализации его власти и потому может рассматриваться как часть системы публичного управления. С другой стороны. организация делегирования властных полномочий, равно как и любые другие процессы в системе управления. должна подчиняться требованиям закона, быть основанной на правовых нормах, что определяет ее рассмотрение с позиции норм, регулирующих общественные отношения в сфере выборов[1].
Теоретические исследователи проблем функционирования демократии, формирования государственного устройства и структуры государственного аппарата выработали достаточно определенный консенсус относительно значимости выборного порядка формирования органов публичной власти. Нормативное правовое закрепление такой значимости хорошо иллюстрируется следующим образом: Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство (ст. 1)[2]. Исходя из этого, в качестве приоритетного признака демократического режима следует считать возможность осуществления контроля общества над государственным аппаратом, его функционированием на всех этапах функционирования этого аппарата, начиная с создания. Собственно, формирование отдельных органов государственного аппарата происходит в виде процедуры выборов, что отражает ее значимость в текущих условиях развития демократического правового режима. В то же время, законная деятельность всех этих структур является важнейшим критерием достоверности результатов выборов в целом как процесса волеизъявления граждан. Но главным в этом процессе становится возможность поддержания функционирования демократического политического режима в целом. Это обусловливает необходимость обращения к понятию выборов, их признакам и отличительным особенностям.
Довольно содержательное и емкое определение выборов приводится И.А. Конюховой: «Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народом посредством выделений из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах пли органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах»[3]. Также следует подчеркнуть, что выборы в демократическом государстве должны соотноситься с определенными признаками для того, чтобы они действительно воспринимались как инструмент контроля общества над государством, а не просто как формально существующая процедура.
Демократическими можно считать те выборы, которые соотносятся со следующими описывающими их признаками[4]:
- свобода участия: гражданин сам решает, принимать ли ему участие в выборах или нет, обычно такое участие признается общественным благом, примером для подражания и общественно одобряется, однако никаких санкций за неучастие в выборах не предусмотрено. Выбор должен быть проявлением свободной воли индивида, направленной на участие в управлении делами государства, принуждение к процедуре участия в выборах не допускается;
- равенство голосов: голоса всех избирателей, участвующих в выборах равны, это означает, что при подсчете результатов голосования, определении итогов выборов, каждый голос избирателя равен другому голосу избирателя, на «вес» голоса не должны влиять имущественное положение, пол, происхождение, национальность, место проживания или пребывания или иные факторы. Как правило, имеет значение только сам факт гражданства;
Биктагиров Р.Т. Размышления о проблеме создания избирательного кодекса Российской федерации. // Избирательное законодательство и практика. 2019. № 1. 24-29 с.
Бормотов А.В. Система и статус избирательных комиссий в Российской Федерации. // Молодой ученый. 2018. № 40 (226). 30-42 с.
Головин А.Г. О перспективах кодификации избирательного законодательства в Российской Федерации. // Избирательное законодательство и практика. 2018. № 3. 3-9 с.
Ермошин П.Ю. Конституционно-правовой статус членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. 70-77 с.
Кесаева А.В. Конституционно-правовой статус избирательных комиссий в РФ. // Актуальные проблемы права. Сборник научных статей магистрантов. Владикавказ, 2019. 86-92 с.
Саидахмедова Г.Р. Выборы как важнейшая форма прямого народовластия. // Молодой ученый. 2020. № 3 (293). 270-278 с.
Тарасов Ю.А. Ирмакова ДА. Правовой статус избирательных комиссий. // В сборнике: Лучшая исследовательская работа 2021. сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск. 2022. 243-252 с.