Введение
1. Жанр интервью и его особенности
1.1. Интервью в СМИ
1.2. Основные особенности жанра интервью в газете
2. Жанр интервью в газете «Спорт-Экспресс»
2.1. Характеристики издания
2.2. Анализ жанра интервью в газете
Заключение
Список литературы
Актуальность
Все больше в последнее время на страницах наших газет появляется публикаций в жанре интервью, журналисты все чаще обращаются к нему, чтобы поговорить о насущных проблемах и решить важные вопросы. Такое внимание к интервью обосновано – современный этап развития журналистики предполагает модернизацию всей системы средств массовой информации. На этом фоне на первый план среди произведений стали выходить тексты «диалогичной природы»: интервью, беседа, «круглый стол» и т.д., в которых можно проследить разные точки зрения на один и тот же поставленный вопрос или волнующую аудиторию проблему. Благодаря таким жанрам, как интервью, журналисту проще работать в реальном режиме диалога со своими читателями. При этом всегда можно отделить первоисточник информации от «вторичного комментария», что делает современную журналистику более свободной по мысли и стилю.
Также существенным фактом является смена роли самой аудитории в обществе: от пассивного потребления медийного продукта к равноправному участию, соучастию, в обмене информации. Все это отражает тенденцию перехода от процесса информирования к коммуникации как взаимодействию. И здесь интервью является незаменимым помощником в работе любого журналиста.
В последнее десятилетие интервью находится в центре внимания лингвистических исследований (см., например, работы Т. И. Поповой, М. М. Лукиной, Э. М. Ножкиной, Е. И. Голановой и др.).
Объект – интервью как жанр журналистики
Предмет – особенности интервью.
Цель исследования – рассмотреть особенности интервью как сложного жанра в журналистике.
Задачи:
Рассмотреть особенности жанра интервью;
Выявить порядок написания интервью.
Цель и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Список литературы включает в себя 20 наименований.
Жанр интервью и его особенности
1. Жанр интервью и его особенности
1.1. Интервью в СМИ
То обстоятельство, что на первый план в наши дни выходит информационная группа жанров, к которым относится и интервью, является первым веским аргументом в пользу его популярности в настоящее время.
По оценкам американских исследователей, интервью «съедает» у работников СМИ от 80 до 90% их рабочего времени. В то же время опыт показывает, что интервью как контакт с «живым» источником чаще, чем другими методами, дает материал для публикаций: документы, использованные при его подготовке, не заменят реальный разговор. Еще одна причина быстрого распространения этого жанра заключается в том, что у интервьюируемого есть возможность выразить свою точку зрения в беседе с журналистом. Если, например, в советское время собеседник выступал от имени команды, его считали не отдельным человеком, а компонентом общества. Теперь журналист обращается к интервьюируемому как к личности, носителю важной информации для других людей, поэтому сам подход к созданию конечного продукта разговора с кем-то сильно изменился и стал более сложным. «Современный журналист должен идти к собеседнику с мыслью и мыслью» [14, c. 78] - эта фраза, как никто другой, определяет цель любого интервью, именно она должна помочь журналисту, чтобы заставить читателя, наконец, получить качественный результат журналистского творчества. В этом случае, конечно, журналист должен быть знающим, во многих отношениях понимать, быть умным и двигать мышление. Но результат работы зависит от многих других компонентов, что еще раз доказывает, что у интервьюера нет легких путей.
Интервью неоднозначно, в нем всегда связаны несколько жанров, в процессе его создания есть много подводных камней. Если говорить о системе элементов, жанр формировался на протяжении сотен лет, взаимодействовал с другими жанрами, поглощал функции нескольких из них, в частности, мышления и идеологического - в разговоре и философском диалоге, когнитивно-терапевтического - в драматургии творческий и творческий - из литературного диалога-разговора, познавательно-коммуникативный - из путешествия-письма, документально-художественного - из репортажа и репортажа о собрании и портретного эссе.
Среди видов искусства особое влияние на интервью оказали философия, театр, литература, живопись, фото и кинематография, а также телевидение, радио и веб-журналистика.
Поскольку характер интервью - диалогизм, очень важно найти контакт с вашим собеседником. По-видимому, отсюда вытекают все особенности метода интервью, активно используемого журналистами в профессиональном общении, и жанровые вариации интервью, которые рождаются в результате определенного акта общения. Особенностью интервью как метода сбора информации является то, что с его помощью создается много журналистских работ, начиная от статьи и заканчивая эссе. «Слияние метода интервью и интервью как жанра происходит, когда структура беседы, проводимой журналистом, полностью или частично отражена в конкретном журналистском тексте» [8, с. 106]. То есть можно говорить об интервью, когда журналист преодолел все трудности и смог объединить в своем материале все элементы мастерства и творчества. И это нелегкая работа. Журналисты должны знать основные требования к интервьюеру. «Тот факт, что интервьюер должен взять на себя роль субъекта общения, накладывает на него как минимум два конкретных требования. Интервьюер должен иметь возможность «сходиться с людьми», которые владеют информацией ... - это первое требование. Второе требование - тщательная подготовка к собеседованию. Опыт показывает, что эрудированный интервьюер, который подробно знаком с предметом исследования, вызывает сочувствие у респондента, и это является гарантией того, что интервью будет продуктивным »[17, с. 7].
Интервью - один из важнейших моментов журналистской деятельности. И поэтому вполне естественно, что подготовкой к нему можно считать специальные знания, умения, способности. Знания аудитории очень актуальны для журналиста: его структура, интересы, потребности, информационный уровень. Важно четко выстроить весь план работы на собеседовании, чтобы в результате получился настоящий качественный материал.
Голанова Е. Устный, публичный диалог : жанр интервью // Русский язык конца XX столетия (1985–1995).М., 2000. С. 436.
Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью [Текст]. – М., 1993.
Ворошилов В.В. Журналистика [Текст]. – СПб., 1999.
Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью) // Русский язык сегодня [Текст]. – М., 2000.
Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: уч. Пособие [Текст]. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.
Иванова И. Жанр интервью: формы бытования и языковые особенности: автореф. дис. … канд. филол. наук. Астрахань, 2009. С. 9–10.
Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве [Текст]: уч. пособие. – СПб.: СПбГУ, 2003.
Ким М.Н. Жанры современной журналистики [Текст]. – СПб.: Издво В.А. Михайлова, 2004.
Колесниченко А. Практическая журналистика: учеб. пособие. М., 2008. С. 53.
Лукина М. Технология интервью: уч. пособие для вузов [Текст]. – 2-е изд. – М.: Аспект-пресс, 2005.
Лукина М. Технология интервью : учеб. пособие для вузов. М., 2005. С. 91.
Мельник Г.С. Общение в журналистике: секрет мастерства [Текст]. – СПб.: Питер, 2006.
Попова Т. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте. СПб., 2002. С. 117.
Словарь русского языка: в 4-х т. – М., 1987.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]. – М., 1986.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие [Текст]. – М.: Аспект-пресс, 2002.
Труд журналиста: Методика и техника журналистского общения: Интервью, беседа «за круглым столом» / сост. В.П. Таловов [Текст]. – Л., 1983.
Шостак М. Журналист и его произведение. М., 1998. С. 44.
Цвик В. Телевизионная журналистика : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009. С. 272.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы [Текст]. – Самара, 1995.