Введение
Глава 1. Федерация как форма государственного устройства Российской Федерации
1.1 Принципы федеративного устройства Российской Федерации
1.2 Виды федерации. Федеративное устройство России
Глава 2.Конституционное разграничение компетенции между РФ и ее субъектами
2.1 Предметы ведения РФ
2.2 Предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации
Заключение
Список литературы
Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делится этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это – объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.
Мировая практика выработала форму решения этой проблемы, которая состоит в установлении:
а) исключительной компетенции федеральных органов власти,
б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов,
в) исключительной компетенции субъектов федерации.
Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч.3 ст. 11 Конституция РФ), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или хотя бы путем принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории федерации.
Особую значимость обретают роль и место субъекта Федерации в Российской Федерации. На протяжении 90-х годов наша страна переживала период децентрализации; субъекты Федерации обособлялись от центра и друг от друга, даже пытались добиваться «суверенитета».
Целью данного исследования является выявление и изучение общей характеристики и понятий компетенций в Российской Федерации, а так же рассмотрение конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
Глава 1. Федерация как форма государственного устройства Российской Федерации
1.1 Принципы федеративного устройства Российской Федерации
Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в ст 5 Конституции РФ:1) Государственная целостность РФ. РФ-единое и неделимое государство. Государство и государственное образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории[1].
2) Единство системы государственной власти. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.
3) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется. К РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
4) Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.
5) Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами гос власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий),хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договоры и соглашения с РФ и другие её субъектами[2].
Особенности федеративного устройства РФ.
РФ - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города фед значения - по территориальному принципу. РФ является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, К РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии РФ является дискуссионным.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Состав Российской Федерации.
Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.
Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / Е.Ю. Бархатова. М.: Проспект, 2018. 272 с.
Гуляков, А.Д. Основные модели федерализма: монография [Текст] / А.Д. Гуляков. М.: А-проджект, 2019. 254 с.
Зюзина, Т.Е. Единство и разделение властей в западноевропейской политико-правовой мысли: автореф. дисс… к.ю.н. [Текст] / Т.Е. Зюзина. Ростов-на-Дону: РПА. 2019. 26 с.
Ившина, И.Н. Создание федеративного государства: монография [Текст] / Ившина И.Н. М.: Юрлитинформ, 2019. 328 c.
Карапетян, Л.М. Федеративное устройство Российского государства: монография [Текст] / Л.М. Карапетян. М.: Норма, 2021. 352 с.
"Конституционное право Российской Федерации" С. И. Носов. - М.: Статус, 2021 г.
"Конституционное право России" 7-ое издание Б. С. Эбзеева, Е. Н. Хазова, А. С. Прудникова. - М.: Юнити-Дана, 2019 г.
"Конституционное право России" А.В. Безруков. 3-е издание, перераб., и доп. - М.: Юстицинформ, 2020 г.
"Конституционное право России" В.А. Виноградова. - М.: Юнити-Дана, 2018 г.
«Конституционное право России» А.М. Багмет, Е.И. Бычков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022 г.
«Конституционное права России» под редакцией Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова. – 6-е издание, перераб., и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019 г.
«Конституционное право Российской Федерации» М.В. Баглай. 10-е издание. – М.: Инфра норма, 2021 г.