Курсовая работа|Конституционное право

Компетенции Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 28

Введение

Глава 1. Федерация как форма государственного устройства Российской Федерации

1.1 Принципы федеративного устройства Российской Федерации

1.2 Виды федерации. Федеративное устройство России

Глава 2.Конституционное разграничение компетенции между РФ и ее субъектами

2.1 Предметы ведения РФ

2.2 Предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации

Заключение

Список литературы

 

Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делится этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это – объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

Мировая практика выработала форму решения этой проблемы, которая состоит в установлении:

а) исключительной компетенции федеральных органов власти,

б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов,

в) исключительной компетенции субъектов федерации.

Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч.3 ст. 11 Конституция РФ), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или хотя бы путем принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории федерации.

Особую значимость обретают роль и место субъекта Федерации в Российской Федерации. На протяжении 90-х годов наша страна переживала период децентрализации; субъекты Федерации обособлялись от центра и друг от друга, даже пытались добиваться «суверенитета».

Целью данного исследования является выявление и изучение общей характеристики и понятий компетенций в Российской Федерации, а так же рассмотрение конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

 

Глава 1. Федерация как форма государственного устройства Российской Федерации

1.1 Принципы федеративного устройства Российской Федерации

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в ст 5 Конституции РФ:1) Государственная целостность РФ. РФ-единое и неделимое государство. Государство и государственное образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории[1].

2) Единство системы государственной власти. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

3) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется. К РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

4) Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.

5) Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами гос власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий),хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договоры и соглашения с РФ и другие её субъектами[2].

Особенности федеративного устройства РФ.

РФ - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города фед значения - по территориальному принципу. РФ является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, К РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии РФ является дискуссионным.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Состав Российской Федерации.

Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / Е.Ю. Бархатова. М.: Проспект, 2018. 272 с.

Гуляков, А.Д. Основные модели федерализма: монография [Текст] / А.Д. Гуляков. М.: А-проджект, 2019. 254 с.

Зюзина, Т.Е. Единство и разделение властей в западноевропейской политико-правовой мысли: автореф. дисс… к.ю.н. [Текст] / Т.Е. Зюзина. Ростов-на-Дону: РПА. 2019. 26 с.

Ившина, И.Н. Создание федеративного государства: монография [Текст] / Ившина И.Н. М.: Юрлитинформ, 2019. 328 c.

Карапетян, Л.М. Федеративное устройство Российского государства: монография [Текст] / Л.М. Карапетян. М.: Норма, 2021. 352 с.

"Конституционное право Российской Федерации" С. И. Носов. - М.: Статус, 2021 г.

"Конституционное право России" 7-ое издание Б. С. Эбзеева, Е. Н. Хазова, А. С. Прудникова. - М.: Юнити-Дана, 2019 г.

"Конституционное право России" А.В. Безруков. 3-е издание, перераб., и доп. - М.: Юстицинформ, 2020 г.

"Конституционное право России" В.А. Виноградова. - М.: Юнити-Дана, 2018 г.

«Конституционное право России» А.М. Багмет, Е.И. Бычков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022 г.

«Конституционное права России» под редакцией Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова. – 6-е издание, перераб., и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019 г.

«Конституционное право Российской Федерации» М.В. Баглай. 10-е издание. – М.: Инфра норма, 2021 г.

 

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2014 год 37 стр.
Курсовая Прокуратора в российской конституционной системе власти
Svetlana
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 21 стр.
Курсовая Избирательная система Российской Федерации
Svetlana
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 23 стр.
Курсовая Общая характеристика Конституции Российской Федерации
Svetlana
Курсовая работа Конституционное право
2017 год 28 стр.
Курсовая Полномочия Конституционного суда Российской Федерации
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2016 год 33 стр.
Курсовая Проблемы реализации компетенции Президента РФ
yanochka_kriushi

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское