Введение
1. Понятие конкуренции и монополии
1.1. Конституционные основы антимонопольного регулирования
2.2. Антимонопольное законодательство
1.3. Законодательство о естественных монополиях
1.4. Подзаконные нормативные правовые акты
2. Практическая часть
2.1 Расчетная (2 задачи)
2.2 Аналитическая (тест)
Заключение
Конкуренция способствует развитию рынка товаров или услуг, что, несомненно, очень полезно для потребителей. В конкурентных экономических условиях предприниматели ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли рынка.
Регулирование монополий способствует развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Антимонопольная политика важна для любого государства, использующего рыночную модель экономики. Конкурентная структура рынка повышает эффективность производства, создает условия для концентрации ресурсов в наиболее производительных секторах экономики [4].
Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы.
В современном демократическом обществе важны свобода выбора, свобода предпринимательства и выхода на рынок. Монополистическая собственность ставит под угрозу функционирование рыночной системы и разрушает конкурентный рынок. Для любого предприятия характерно стремление к монополии и вытеснению конкурента с рынка, к расширению направления ее деятельности.
Приобретая и укрепляя рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке [2].
Для сохранения своей рыночной власти и контроля над рыночной ситуацией могут осуществляться действия, ограничивающие конкуренцию, могут создаваться искусственные барьеры для входа, заключаться антиконкурентные соглашения, например, об ограничениях объема продаж, фиксации цен, делении рынка.
Регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и для улучшения экономики в целом, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсы, которые оказывают негативное влияние на экономическую активность [2].
Объектами исследования являются: понятие конкуренции и монополии
Предмет исследования: антимонопольное регулирование в рыночных отношениях.
-
Понятие конкуренции и монополии
Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. Производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно дороже продать, наемные работники - получить большую зарплату, потребители - купить товары качественнее и дешевле. В столкновении этих разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция.
Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за получение максимальной прибыли и личной выгоды [1].
Продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цен возможно либо за счет снижения издержек производства и обращения, либо за счет снижения прибыли. Малые и средние фирмы часто соглашаются на небольшие прибыли, чтобы остаться на рынке. Крупные монополии могут себе позволить на некоторое время отказаться от получения прибыли, с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их из рынка.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроком службы, использование рекламы и других методов стимулирования сбыта.
Для совершенной конкуренции характерны свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров [5].
Конкуренция – «живительная» сила рыночной экономики-является мощным стимулятором роста производства и повышения его эффективности. Благодаря этому, есть много продуктов и вариантов для потребителей. Однако конкуренция зависит от возможного соглашения бизнесменов о рынках сбыта и ценообразовании, в результате чего возникает своего рода враг конкуренции - монополия. Монополистическая (несовершенная) конкуренция характеризуется тем, что монополии обладают способностью влиять на условия реализации товаров [2].
Монополия-это господство на рынке одного продавца, любое господствующее положение одного лица (или группы лиц) в любой сфере деятельности. В экономике может иметь место рыночное доминирование продавцов, одна фактическая и несколько монополия-олигополия и рыночное доминирование покупателей: Одна монопсония и мультиолигопсония.
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке:
- высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких слившихся фирм (по российским законам - обычно свыше 35%);
- господствующее (доминирующее) положение этих фирм на рынке определенных товаров;
- установление монопольных цен-завышенных (для продажи) или заниженных (для покупки товара) и тем самым получение сверхприбылей [9].
Сущность монополистической деятельности фирмы заключается в том, что он намеренно сокращает количество своих продаж и тем самым создает искусственный дефицит на рынке, что приводит к росту цен. Монопсонист сокращает закупки у поставщиков (например, зерно у фермеров), создает для них искусственные трудности в реализации продукции, вынуждает их снижать цены.