ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Значение изучения геометрического материала для обучающихся в начальной школе
1.2 Возрастные особенности обучающихся
1.3 Методические рекомендации по изучению геометрического материала в начальных классах
1.4 Основные геометрические понятия, изучаемые в курсе математики начальных классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы. На протяжении всей истории человеческого общества математика выступала «важной составляющей» его развития.
Обучение математике занимает центральное место в системе начального обучения школьника, как по объему часов, так и по значимости. От того, каким предстанет перед учащимися математическое знание, зависит и отношение к обучению, и субъективный характер математического знания младших школьников. Особую роль в начальном математическом образовании играет геометрия. Систематическое изучение геометрии как отдельного предмета начинается с 12-13 лет. И следует заметить, что, когда ученик приступает к изучению геометрии, его непосредственный интерес к этому предмету уже на излете. Ученик ощущает разрыв между его личным геометрическим опытом и тем, с чего начинается любое систематическое изложение геометрии. Поэтому, по мнению многих ученых, психологов и педагогов, уже в начальной школе необходимо начинать изучение этой дисциплины.
С элементами геометрии ученики начинают знакомиться в 1 классе. В стандарте для начальной школы указано, что геометрический материал является составной частью курса математики. Он не выделяется в самостоятельный раздел, а включается в программу каждого года обучения. Отдельно представлено измерение площади, углов, объема пространственных фигур и геометрических моделей числового ряда (числовой (координатный) луч).
Содержательный объем начального математического образования определяется перечнем понятий и способов действий с ними, а также его ролью в развитии личности младшего школьника. На изучение математики в начальной школе отводится значительное место. Изучение в рамках современной программы по математике направлено на достижение практических целей при сопровождении курса арифметики.
Степень изученности темы исследования. В работах многих специалистов в области методики обучения математики, таких как: И.И. Аргинская, А.М. Пышкало, Л.Н. Скаткини др. обосновывается важность изучения геометрии в начальном курсе математики. Цель исследования заключается в рассмотрении развития геометрических представлений у младших школьников на уроках математики.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
показать значение изучения геометрического материала для обучающихся в начальной школе;
изучить возрастные особенности обучающихся;
рассмотреть методические рекомендации по изучению геометрического материала в начальных классах;
проанализировать основные геометрические понятия, изучаемые в курсе математики начальных классов.
Методологической основой научного исследования послужили работы таких авторов, как: Аргинская, И.И., Бантова М.А., Белошистая А.В., Бордовская Н.В., Борытко Н.М., Вайндорф-Сысоева М.Е., Гулноза Ш.Б., Дроботов А.М., Дроботов А.М., Зайцева С.А. Калинченко А.В., Киричек К.А., Клековкин Г.А., Мендыгалиева А.К., Мехртенс Г., Одинцова С.А., Пышкало А.М., Раздобурдина Т.А., Скаткин, М.Н., Хассани С.А. и др.
Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по теме исследования, аналитический и описательный методы.
Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Значение изучения геометрического материала для обучающихся в начальной школе
Геометрический материал в начальных классах не выделяется в качестве самостоятельного раздела, а является составной частью курса математики. Учащиеся в процессе его изучения накапливают запас геометрических представлений и понятий; знакомятся с некоторыми величинами (длиной, периметром, площадью); приобретают навыки работы с инструментами (линейкой, циркулем, угольником, транспортиром); усваивают геометрическую терминологию. Геометрический материал играет большое значение в обучении детей. Но как показывает практика и анализ литературы, проблем при изучении геометрии у детей возникает много. Перечислим некоторые из них:
— дети не всегда могут распознавать фигуры;
— не знают существенных признаков геометрических объектов;
— путают плоские и объемные фигуры;
— не всегда могут решить задачи на элементарное построение фигур;
— не всегда удается верно классифицировать фигуры.
Данное положение имеет ряд причин: у учащихся слабо развито наглядно-образное мышление, пространственное воображение; объем и последовательность представленного материала в УМК различен; нехватка времени использования на уроке геометрических задач различного характера; некомпетентность учителя[1].
Особое внимание геометрическому материалу в начальной школе объясняется следующими основными причинами:
- работа с геометрическими объектами позволяет активно использовать наглядно-действенный, наглядно-образный и наглядно-логический уровни мышления, которые наиболее близки младшим школьникам и опираясь на которые дети выходят на высшую ступень в своем развитии - словесно-логический уровень;
- увеличение объема изучения геометрического материала в начальных классах, особенно связанного с объемными фигурами, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии.
Одной из основных задач изучения геометрического содержания в начальной школе является уточнение и обобщение геометрических представлений, полученных детьми еще в дошкольном возрасте.
Раскрывая геометрический материал учащимся I-IV классов, необходимо читывать, что первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игр и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
К 6-7 годам многие дошкольники правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий еще не высок: дети противопоставляют квадрат прямоугольнику, не узнают знакомую форму предмета, если сам предмет им не знаком. Ребенка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур; иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие размеры фигур. Названия фигур дети часто смешивают или заменяют названиями предметов (так, треугольник дети называют «уголком», «крышей», «флажком» и т.п.)[2].
Решение этой задачи, особенно на первом этапе обучения, предполагает уточнение терминологии, которой пользуются дети, а также осознание признаков, позволяющих отнести геометрические фигуры к соответствующей категории. Сравнивая знакомые фигуры между собой, дети начинают осознавать, в чем заключается сходство и различие фигур. Так, они замечают, что в треугольнике меньше сторон и углов, чем в квадрате. Уже на этом этапе дети устанавливают связь между названием «треугольник» и числом углов в этой фигуре. После установления связи между названием и числом углов треугольника необходимо продолжить эту линию и предложить детям дать другое название квадрату. Такая работа подготавливает почву для формирования общего способа классификации по числу углов.
Второй задачей изучения геометрического материала в курсе математики начальной школы является развитие пространственного воображения у ребенка, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и абстрагировать.
Третьей важной задачей является формирование у учащихся практических умений измерения и построения геометрических фигур с помощью циркуля, угольника и линейки. Задания на вычисления различных параметров геометрических фигур (длин отрезков, периметра и площади прямоугольника и квадрата) позволяют показать ребенку взаимосвязь количественных и пространственных характеристик объектов материального мира, а также показать еще одно приложение понятия «натуральное число» - как результата измерения величин. Столь же необходимой задачей изучение геометрии в начальных классах является подготовка детей к усвоению систематического курса геометрии. Эта задача определяет выбор рассматриваемых геометрических тел и фигур, ознакомление с теми их свойствами, которые в дальнейшем потребуют систематизации и доказательств[3].
Аргинская, И.И. Математика. Методич. пособие к учебнику 2-го кл. четырехлетней начальной школы / И.И. Аргинская. – М.: Центр общего развития, 2018. – 108 с.
Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальной школе / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова – М.: Просвещение, 2019. – 376 с.
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций/А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2019. – 458 с.
Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
Борытко Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2018. - 352 c.
Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 197 c.
Гулноза Ш.Б. Роль геометрического материала в начальном математическом образовании и методы его преподавания // «Науки об образовании» [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-geometricheskogo-materiala-v-nachalnom-matematicheskom-obrazovanii-i-metody-ego-prepodavaniya (дата обращения 08.12.2023).
Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология. М., 2017. -175 с.
Дроботов А.М., Халатян К.А. Проблемы интеграции в обучении математике // Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 25–26 сентября 2019 г.). МНИЦ ПГАУ. - Пенза: РИО ПГАУ. - 2019. - С. 24-27.
Зайцева С.А. Методика обучения математике в начальной школе/С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. – М.: Владос, 2018. – 192 с.
Всего 24 источника