Введение
1. Пособия по беременности и родам: общая характеристика
1.1. Понятие социальных пособий в праве социального обеспечения
1.2. Понятие пособий женщинам по беременности и родам и их виды
2. Условия, порядок назначения и расчет размера пособий по беременности и родам
2.1. Нормативно-правовые акты, регулирующие назначение и выплату пособий по беременности и родам
2.2. Категории лиц, имеющих право на назначение и выплату пособий по беременности и родам
2.3. Условия назначения пособий по беременности и родам
Порядок назначения пособий по беременности и родам
3.Правоприменительная практика в сфере назначения и выплаты пособий по беременности и родам
Заключение
Список использованных источников
Актуальность работы. Возникновение в России самого понятия «система социальной защиты населения связано с необходимостью компенсировать населению те потери, которые оно понесло в результате проведения рыночных реформ благосостояния.
Цель социального государства, как известно, снижение бедности, а также улучшение качества жизни тех групп населения, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно решать проблемы своего личного, семейного жизнеобеспечения.
Социальная поддержка является важным направлением государственной семейной политики. Исполняя взятую на себя конституционную обязанность, государство гарантирует предоставление единовременных пособий.
Социальная поддержка семьи и детей является важным направлением государственной семейной политики.
Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция Российской Федерации предполагает создание всем своим гражданам, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории России. Исполняя взятую на себя конституционную обязанность, государство гарантирует предоставление пособий.
Каждое из пособий имеет свою особую нацеленность на решение конкретных задач, в связи с чем устанавливаются определенный перечень получателей пособия, определенная продолжительность выплаты пособия, а также размер пособия.
Каждое из пособий имеет свою особую нацеленность на решение конкретных задач, в связи, с чем устанавливаются определенный перечень получателей пособия, определенная продолжительность выплаты пособия, а также размер пособия.
Объектом работы выступают правоотношения, складывающиеся в рамках установления пособий по беременности и родам.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие установление пособий по беременности и родам.
Нормативную основу составили Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.
Теоретическую основу составили работы Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Николаевой П. С., Борисковой И.В., Аракчеева В.С.и др.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания социально-правовых явлений. В качестве общенаучного применялся также формально-логический метод.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сделанные выводы могут быть использованы не только в научном и образовательном процессе, а также при совершенствовании норм действующего законодательства, но и в правоприменительной деятельности.
Цель работы - изучить нормативно-правовое регулирование, назначение и выплаты пособий по беременности и родам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие социальных пособий в праве социального обеспечения;
Охарактеризовать понятие пособий женщинам по беременности и родам;
Охарактеризовать нормативно-правовое регулирование назначения и выплаты пособий по беременности и родам;
Рассмотреть категории лиц, имеющих право на назначение и выплату пособий по беременности и родам;
Охарактеризовать условия назначения пособий по беременности и родам;
Рассмотреть порядок назначения пособий по беременности и родам;
проанализировать правоприменительную практику в сфере назначения и выплаты пособий по беременности и родам.
Структура работы соответствует поставленным цели и задачам и включает введение, три главы, заключение, список литературы.
1. Пособия по беременности и родам: общая характеристика
- Понятие социальных пособий в праве социального обеспечения
Пособия – это вид социального обеспечения. Они являются денежными выплатами, назначить назначаемыми при наступлении обстоятельств, предусмотренных законом. Право на пособие не зависит от усмотрение соответствующих органов, оно предусмотрено законодательством[1].
Пособие нельзя путать с материальной помощи, который может оказаться работающим гражданам за счёт средств работодателя или средств Профсоюзного бюджета.
Пособие относится к той группе видов социально-обеспечительных предоставлений, которые предназначены государством для оказания помощи, поддержки нуждающимся, в отличие от пенсии, направленной на содержание лица, предоставление ему постоянного и основного источника средств к существованию. Рассматриваемое свойство вытекает из самого происхождения термина «пособие», производного от слова «пособить», означающего добавить, дополнить недостающее, временно поддержать.
Важной характеристикой пособия является исключительно денежная форма его предоставления, что в значительной степени объясняется целью, которую призвано выполнять пособие. Помощь, которая реализуется посредством данного вида социально-обеспечительного предоставления, всегда направлена на нивелирование имущественной недостаточности, возникающей у нуждающегося лица в случаях, очерченных законодательством. Следовательно, пособие, как правило, является эквивалентом только тех средств к существованию, которые могут иметь денежное выражение. В этой связи, подчеркивая значение пособия в качестве наиболее оперативного способа воздействия на разнообразные причины нуждаемости, общество и государство стремятся сохранить для нуждающихся такой уровень независимости при принятии решений или совершении действий, который обычно существует при распоряжении личным заработком или доходом, обеспечивая передачу соответствующих средств в собственность лицу (семье) и их свободный обмен на необходимые товары и услуги. Таким образом, денежная форма рассматриваемого вида социально-обеспечительных предоставлений отражает незаменимое свойство денег как всеобщего эквивалента, и именно по указанной причине невозможно представить пособие, которое предоставлялось бы в натуральной форме в виде индивидуально-определенных предметов или каких-либо действий обязанных лиц.
Между тем следует учитывать и то, что история нашей страны знает периоды экономических спадов и кризисов, связанных с гиперинфляцей, снижением значимости денег и их обесцениванием по отношению к натуральным предоставлениям. Такие факты имели место, в частности, во время военного коммунизма и Гражданской войны, Великой Отечественной войны, экономического кризиса начала 90-х гг. XX в., что приводило к существенному уменьшению эффективности обеспечения при помощи денежных видов социального обеспечения и, напротив, значительному повышению роли натуральных видов обеспечения.
Необходимо также иметь в виду и то обстоятельство, что пособие всегда направлено на удовлетворение алиментарных потребностей, т.е. таких, которые необходимы для обеспечения нуждающегося (членов его семьи, близких родственников) основополагающими средствами к существованию. Исходя из этого, социально-обеспечительное пособие следует рассматривать как алиментарную выплату. Тем не менее алиментарный характер пособий вовсе не означает, что применительно к этим социально-обеспечительным мерам можно установить какой-либо единый, универсальный количественный показатель (объем). Реальное выражение такого алиментарного уровня зависит, прежде всего, от характера конкретного состояния нуждаемости, на которое направляется данная выплата, а также функционального назначения пособия.
Таким образом, с учетом выделенных признаков социально-обеспечительное пособие можно определить в самом общем виде как денежную выплату алиментарного характера, предоставляемую в целях оказания помощи нуждающемуся лицу по основаниям, на условиях, в размерах и в порядке, определенных законодательством[2].
Следует обратить внимание на то, что в законодательстве закреплено большое число причин нуждаемости, для устранения или сглаживание которых предусматриваются пособия. Это обстоятельство создает определенные трудности в части приведения всего многообразия оснований для обращения за назначением пособий в систему, в том числе по причинам разноуровневого регулирования, отсутствия продуманной концепции развития законодательства в этой сфере и как следствие - его объективной нестабильности.
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 28.03.2017) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // СЗ РФ. – 1995. - N 21. - Ст. 1929.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // СЗ РФ. – 2007. - N 1 (1 ч.). - Ст. 18.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (ред. от 10.12.2016) "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // СЗ РФ. – 2007. - N 25. - Ст. 3042.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 N 1100 (ред. от 31.12.2016) "Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан" // СЗ РФ. – 2010. - N 1. - Ст. 110.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74 (ред. от 05.10.2009) "Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком" // РГ. – 2007. - N 52. – 15 мар.
Приказ Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (ред. от 15.11.2016) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" // РГ. – 2007. - N 58. – 22 мар.
Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (ред. от 04.05.2016) "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" // РГ. – 2010. - N 15. – 27 янв.
Всего 20 источников