Введение
1. Правовая природа независимой гарантии
1.1. Понятие независимой гарантии в гражданском праве
1.2. Отличия независимой гарантии от других способов обеспечения обязательств
2. Особенности независимой гарантии
2.1. Правовая конструкции независимой гарантии
2.2. Условия и критерии независимости гарантии
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования: Согласно Федеральному закону от 08.03.2015 № 42-ФЗ в ГК РФ были внесены изменения в общую часть обязательственного права и банковская гарантия перестала быть исключительно банковской и стала независимой гарантией. Данное изменение преследовало цель усовершенствовать и расширить гарантийные обязательства за счет расширения субъектного состава. С 1 июня 2015 года правом на выдачу независимой гарантии обладают любые коммерческие организации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу обеспечения обязательств.
Предмет исследования — правовое регулирование независимой гарантии в системе способов обеспечения обязательств.
Цель исследования: комплексное изучение независимой гарантии.
Цель исследования обусловила задачи:
Рассмотреть понятие независимой гарантии в гражданском праве;
Изучить отличия независимой гарантии от других способов обеспечения обязательств;
Выделить правовую конструкцию независимой гарантии;
Раскрыть условия и критерии независимости гарантии.
Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды отечественных специалистов в области гражданского права.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, ГК РФ, федеральные законы и другие.
1. Правовая природа независимой гарантии
1.1. Понятие независимой гарантии в гражданском праве
Независимая гарантия - это один из способов обеспечить исполнение обязательства. Его суть в том, что по просьбе принципала гарант принимает обязательство уплатить бенефициару определенную сумму в соответствии с условиями гарантии независимо от действительности обеспечиваемого обязательства (п. 1 ст. 368 ГК РФ[1]).
Н.Ю. Челышева в своем исследовании, посвященном независимой гарантии и определению ее места в системе гражданско-правовых обязательств, отмечает следующее: «Согласно ст. 308.2 ГК РФ право на замену исполнения основного обязательства принадлежит должнику. Однако применительно к факультативному обязательству в ГК РФ не разъяснено, что следует понимать под заменой исполнения: предмет исполнения либо способ исполнения»[2].
Относительно данной научной позиции стоит обратить внимание на неверность в использовании легальной терминологии: законодатель говорит об «основном исполнении», а не об «основном обязательстве», так как факультативное обязательство - это единое сложное обязательство с множественностью в объекте исполнения. Кроме того, термин «замена исполнения» в контексте ст. 308.2 ГК РФ следует толковать через понимание таких категорий, как «основное исполнение» и «факультативное исполнение».
О конструкции факультативного обязательства упоминает и А.В. Евдокимов в контексте рассмотрения вопроса о банковской гарантии как части альтернативного (факультативного) обязательства[3].
По мнению ученого, условие договора поставки, согласно которому покупатель обязан предоставить поставщику банковскую гарантию, но вправе вместо этого произвести предварительную оплату товара, следует квалифицировать в качестве факультативного обязательства. С этой позицией вполне можно согласиться, если предположить, что основное исполнение и факультативное будут эквивалентными.
Под факультативным обязательством следует понимать однопредметное сложное обязательство с множественностью в объекте исполнения, в силу которого должник обязуется совершить в пользу кредитора основное исполнение, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, однако вправе заменить его факультативным исполнением, предусмотренным условиями обязательства, а кредитор обязан принять как основное, так и факультативное исполнение. К числу квалифицирующих признаков факультативного обязательства следует отнести: а) однопредметность; б) множественность в объекте исполнения; в) сложность обязательства, проявляющуюся в секундарном праве должника на замену основного исполнения факультативным; г) реализация должником секундарного права на замену основного исполнения порождает одностороннюю правоизменяющую вспомогательную сделку; д) кредитор факультативного обязательства вправе потребовать только основное исполнение[4].
Подавляющее большинство учебной и научной литературы по гражданскому праву подчеркивает специфичность независимой (в том числе банковской) гарантии как одного из способов обеспечения обязательств, выражающуюся в том, что в силу ст. 370 ГК РФ предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит от основного обязательства, в обеспечение которого она выдана, а также от каких-либо других обязательств с участием гаранта, принципала или других лиц, даже если в независимой гарантии содержатся ссылки на такие обязательства.
Таким образом, новая редакция ст. 370 ГК РФ исчерпывающим образом отрицает связи независимой гарантии с любыми другими обязательствами. Согласно ст. 377 ГК РФ размер требования бенефициара к гаранту ограничивается суммой, на которую выдана гарантия. В свою очередь, ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение его требования не ограничена суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное.
Гражданское право: Учебник: В 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; Под ред. Б.М. Гонгало. - М.: Статут, 2016. Т. 2. – 872 с.
Евдокимов А.В. Способы защиты прав кредитора при непредоставлении должником независимой гарантии // Судья. - 2017. - № 5. - С. 48.
Захаркина А.В. Факультативные обязательства: правопонимание и правоприменение спустя три года после реформации обязательственного права России // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - № 9. - С. 50 - 55.
Карапетов А.Г., Фетисова Е.М., Матвиенко С.В., Сафонова М.В. Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2017 г. // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. - 2018. - № 2. - С. 25 - 35.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. Изд. 12-е. М., 2017. – 985 с.
Рамберг Я. Международные коммерческие транзакции / пер. с англ. под ред. Н.Г. Вилковой. 4-е изд. М.: Инфотропик Медиа, 2011. – 345 с.
Сироткина А.А. Банковские гарантии в обеспечение государственных контрактов: границы свободы в определении условий даваемого гарантом обязательства // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. - 2018. - № 2. - С. 138 - 149.
Сковородова Т.Ю. Вопрос-ответ // [Интернет-ресурс]: [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс».
Челышева Н.Ю. Правовая природа независимой гарантии и ее место в системе гражданско-правовых обязательств // Гражданское право. - 2018. - № 2. - С. 22-26.
Что нужно знать о независимой гарантии // [Интернет-ресурс]: [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс».
Шнигер Д.О. Определение сроков исполнения договорных обязательств через указание на действие или событие: проблемы и решения // Вестник Арбитражного суда Московского округа. - 2017. - № 4. - С. 57 - 64.
Материалы судебной практики
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.04.2018 № 33-6758/2018 по делу № 2-703/2017 // [Интернет-ресурс]: [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс».