ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ, ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ
1.1. Определение и назначение номенклатуры дел
1.2. Виды номенклатур дел
1.3. Порядок составление конкретной номенклатуры дел
1.4. Схема построения номенклатуры дел
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ
2.1. Методические рекомендации по составлению номенклатуры дел
2.2. Оформление номенклатуры дел
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В наше время классификация документов является одной из наиболее важной и до сих пор нерешенной проблемой. Появляются новые виды документов, увеличивается объем электронного документооборота, вопросы упорядочения работы с документами, а в основном их систематизация и классификация, выступают на первый план. Одним из эффективных способов систематизации и классификации крупных документальных фондов, образующихся в процессе деятельности организаций, является создание номенклатуры дел.
Актуальность темы курсовой работы обуславливается важностью обеспечения для любой организации упорядоченного хранения, использования и обеспечения сохранности документов, создаваемых и поступающих в организацию. Документы не только имеют юридическое значение, они являются и носителем ценной информации, т.е. информации о всей предшествующей деятельности организации и ее взаимосвязях с другими организациями, их использование существенно повышает качество и оперативность подготовки новых документов, исключает затраты труда и времени на повторную подготовку однотипных документов. Упорядоченное хранение, обеспечивающее оперативный поиск документов, требует их четкой классификации.
Объект данной работы: номенклатура дел.
Предмет работы: составление номенклатуры дел.
Цель данной курсовой работы – изучить процесс составления номенклатуры дел.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть определение и назначение номенклатуры дел;
- изучить виды номенклатур дел;
- проанализировать порядок составление конкретной номенклатуры дел;
- исследовать схему построения номенклатуры дел;
- составить методические рекомендации по составлению номенклатуры дел;
- провести оформление номенклатуры дел.
В результате работы был проведен анализ литературы и источников, которые помогают при разработке номенклатуры дел. Каждый из авторов уделил должное внимание как самой номенклатуре, так и ее практической составляющей. Также стоит выделить особую значимость нормативных документов и внутренней документации в организации, ведь благодаря им можно определить правильное обозначение структурных подразделений и состав документального фонда.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ, ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ
- Определение и назначение номенклатуры дел
В деятельности любой организации, учреждения, предприятия образуется большое количество различных документов. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности организации. Большую часть служебной информации, работники предприятия получают посредством документов. В каждой организации на составление документов и на работу с ними в среднем уходит до 60% рабочего времени. Поэтому систематизация документов – одна из важнейших задач в документационном обеспечении управления. От того, как группируются и хранятся документы в делопроизводстве, зависит не только возможность их использования в справочно-информационном обслуживании руководства и специалистов организации, но иногда даже ее финансовое положение. Так, например, вовремя не найденные документы по осуществленной сделке (договоры, акты, гарантийные письма и др.) не позволят доказать правоту при судебных исках, и соответственно, приведут к материальным потерям. За непредставление проверяющим организациям финансовых и кадровых документов на организацию может быть наложен штраф. Таким образом, это доказывает, что документы в организации должных храниться в установленном порядке, чтобы их можно было легко найти. Такой порядок может быть обеспечен только при наличии в организации номенклатуры дел, составленной с учетом всех нормативных требований.
Зачастую и руководители, и специалисты не сразу видят важность задачи правильной систематизации документов. Когда в организации накапливается большое количество документов и в них становится все труднее разобраться, когда секретарь не смог вовремя найти нужный документ, сложилась спорная ситуация, для решения которой нужны документы прошлых лет или начались проверки финансовых, кадровых документов, тогда и возникает вопрос о составлении номенклатуры дел. Кроме того, когда накапливается большое количество документов, возникает вопрос об их дальнейшем хранении. Хранить все созданные документы просто невозможно, а разобраться в том, что нужно хранить дальше, а что можно уничтожить, без номенклатуры дел очень сложно.
Обязательность хранения определенных документов достаточно полно определена в законодательстве, подзаконных нормативных актах, разработаны нормативно-методические документы общего действия, определяющие порядок и методику хранения.
Прежде всего, это, конечно, Федеральный закон РФ «Об архивном деле в РФ», а также множество других законодательных актов, таких как:
-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»;
- ФЗ «Об акционерных обществах» и Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ;
- ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и др [11, с. 18].
Действующие нормативно-методические документы по делопроизводству и архивному делу являются разработками органов руководства архивным делом.
Так как наиболее ценные документы после использования их в оперативной работе передаются на постоянное хранение в государственные архивы, архивные органы заинтересованы в обеспечении сохранности документов еще на ранних стадиях их хранения.
Росахрив РФ разработал систему хранения документов в делопроизводстве организации и организации архива, нормативные сроки хранения документов.
«Основные правила работы архивов организаций» (М.2002г.) являются главным нормативным документом, закрепляющим систему хранения документов в делопроизводстве и архиве. В них регламентирована технология сохранности документов, в этот норматив включены требования к номенклатурам дел, включая порядок их составления, согласования, утверждения, использования и хранения [17, с. 102].
Нормативным документом, закрепляющим сроки хранения, является Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций с указанием сроков хранения (М.2000г.) и ведомственные перечни, а также перечень решений ЭПК-ЭПМК Комитета по делам архивов при правительстве УР за 1992-2003гг. Основными видами работ, обеспечивающими правильную организацию документов в делопроизводстве, являются составление номенклатур дел и формирование дел.
1. Об архивном деле: Федеральный закон от 22.12.2004 № 125-ФЗ // Российская газета. – 2004. – № 3614 (0). – 27 октября. – Ст. 32.
2. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях: утв. Приказом Министерства культуры РФ от 31.03.2015 № 526. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71083090/
3. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения: утв. Приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 №558. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/199315/ 53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/
4. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 // Российская газета. – 2009. – 24 июня.
5. Типовая инструкция по делопроизводству в Федеральных органах исполнительной власти от 08 ноября 2005 №536 // Российская газета. – 2006. – 7 февраля.
6. Основные правила работы архивов организаций: одобрены решением Коллегии Росархива от 06 февраля 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40984/
7. ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М.: Стандартинформ, 2003.
8. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. М.: Стандартинформ, 2014. – 16 с.
9. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти: утв. Приказом Росархива от 23.12.2009 года № 76. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902198645
10. Должностные инструкции по подразделениям предприятий и отраслям деятельности: подготовлено экспертами компании «Гарант». [Электронный ресурс].: Режим доступа: http://base.garant.ru/6135453/
11. Алексенцев А. И. Составление номенклатур конфиденциальных дел // Секретарское дело. – 2000. – № 2. – С. 24 – 28.
12. Альбрехт Б.В. Номенклатуры дел и их роль в организации работы с документами юридических лиц разных форм собственности // Секретарское дело. – 2004. – № 4. – С. 33 – 36.
13. Басаков М.И. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления на основе ГОСТ Р 6.30–2003): Учебное пособие. – 7-е изд., перераб. И доп. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2010. – 348 с.
14. Басаков М.И. Современное делопроизводство (Документационное обеспечение управления): учебное пособие. – Изд. 3-е, испр. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 473 с.
15. Белая Т.Р. Автоматизированная система документационного обеспечения управления: организация создания АС ДОУ // Делопроизводство. – 2007. – №3. – С. 40 – 48.
16. Белов А.Н., Белова А.А. Делопроизводство и документооборот. Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 624 с.
17. Бобылева М. П. Подготовка номенклатуры дел организации в условиях использования элементов электронного документооборота // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2007. – № 1. – С. 6 – 17.
18. Бурова Е. М. Некоторые особенности составления и оформления номенклатуры дел // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2013. – № 2. – С. 12 – 17.
19. Быкова Т.А. Делопроизводство: Учебник – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 364 с.
20. Вялова Л.М. Номенклатура дел. Порядок оформления // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2002. – № 6. – С. 26 – 33.
21. Галахов В.В., Корнеев И.К. Делопроизводство: Образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2017. – 480 с.
22. Дёмин Ю.М. Делопроизводство. Подготовка служебных документов. – 2-е изд., доп. И перераб. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
23. Доронина Л.А. Составляем номенклатуру на следующий год // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2007. – № 12. – С. 22 – 35.
24. Емышева Е.М. Методика составления номенклатуры дел // Секретарское дело. – 2004. – № 3. – С. 58 – 67.
25. Замыцкова О.И. Делопроизводство [Документационное обеспеспечение управления]: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 375 с.
26. Зверева Н.А. Номенклатура дел организации // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2005. – № 11. – С. 98 – 112.
27. Иритинова В.С. Практикум по составлению номенклатуры дел. – М.: Дитад, 2014. – 212 с.
28. Кирсанов М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2017. – 304 с.
29. Кошелева Е.А. Номенклатура дел организации: заполняем графы 3- 5 // Секретарь-референт. – 2020. – № 3. – С. 48 – 59.
30. Кошелева Е.А. Составление номенклатур дел // Секретарьреферент. – 2019. – № 1. – С. 46 – 49.
31. Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления персоналом учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 520 с.
32. Кузнецова Т.В. Кадровое делопроизводство (традиционные автоматизированные технологии): учебник для вузов. – М.: Издательский дом МЭИ, 2021. – 344 с.
33. Лепеха О. А. Номенклатура дел организации: от идеи к реализации // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2019. – № 11. – С. 18-24.
34. Подолина О.Г. Проблемы организации хранения документов согласно номенклатуре дел и решение с помощью СЭД // Современные технологии делопроизводства и документооборота. – 2011. – № 9. – С. 25 – 37.
35. Попова Е.Н. Из опыта работы по созданию номенклатуры дел в учреждениях медико-социальной экспертизы // Делопроизводство. – 2015. – № 2. – С. 76 – 80.
36. Пшенко А.В., Доронина Л.А. Делопроизводство: Практическое пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 182 с.
37. Раздорожный А.А. Документирование управленческой деятельности: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 304 с.
38. Рогожин М.Ю. Справочник по делопроизводству. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
39. Сувернева А. И. Номенклатура дел в организации // Отдел кадров коммерческой организации. – 2010. – № 4. – С. 41 – 47.
40. Тиханович С.В. План работы архива на год // Секретарь-референт. – 2015. – № 6. – С. 51–54.
41. Шатина Н.В. Составление номенклатуры дел // Секретарское дело. – 2000. – № 1. – С. 119 – 126.
42. Шувалова Н.Н. Основы делопроизводства. Язык служебного документа: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 375 с.