Введение
1 Теоретические аспекты изучения композиционно-содержательной модели современной кинорецензии
1.1 Сущность понятия «рецензия»
1.2.Способы передачи авторской оценки в журналистском тексте
- Особенности композиции и содержания современной кинорецензии
2.1. Общая характеристика кинорецензий в современных российских специализированных журналах
2.2. Композиционно-содержательные особенности кинорецензий Антона Долина
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования обусловлена увеличением количества изданий, в том числе электронных, пишущих о различных культурных событиях. Кинорецензия является популярным жанром, присущим как культурным разделам СМИ общей тематики, так и специализированным изданиям. Журналистские тексты в жанре рецензии помогают зрителю разобраться в тонкостях кинофильма, а также обращают внимание на нюансы и контекст, в котором создано произведение киноискусства. В последние годы возросло количество текстов о кино, появляющихся не на страницах печатных изданий, а в Интернете.
Современная система журналистских жанров практически утратила такое качество, как нормативность, и во многом не соответствует привычной трехуровневой схеме: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Сегодня журналистские тексты легко лишаются одних родовых признаков и также без труда приобретают другие. Автор меняет принадлежность текста к той или иной родовой группе в зависимости от информативной задачи материала, объема, отведенного для него на полосе, и особенностей авторского стиля. Подобные жанровые трансформации привели к тому, что со страниц периодических изданий литературно-художественную критику вытеснила журналистика. А у самого популярного в литературно-художественной критике жанра – кинорецензии – появились новые особенности. Отношение к кинорецензии в настоящий момент очень изменилось: авторитет кинокритиков среди простого населения падает в связи с появлением огромного количества обзоров в СМИ, а также в Интернете, где свое мнение о фильме может выразить каждый. Однако более или менее качественные рецензии все еще можно встретить в специализированных изданиях.
Цель исследования – изучить композиционно-содержательную модель современной кинорецензии.
Задачи:
- Раскрыть теоретические аспекты изучения композиционно-содержательной модели современной кинорецензии.
- Проанализировать особенности композиционно-содержательные особенности кинорецензии в современных российских журналах ( на примере журнала «Искусство кино» и творчества А. Долина).
- Сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.
Объект исследования – кинорецензия.
Предмет исследования – особенности композиции и содержания современной кинорецензии.
Методы исследования: теоретический (анализ научных источников), эмпирический.
Основными теоретическими источниками, на которые мы опираемся, являются научные работы О.В. Кобзевой, В.П. Москвина, А.И. Петровской, Ю.В. Терентьевой, В.А. Фоминой, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлевой и др. В трудах В.П. Москвина, В.А. Фоминой, Н.Г. Яковлевой и др. представлены жанровые особенности такого жанра, как рецензия. В исследованиях О.В. Кобзевой, А.И. Петровской, Ю.В. Терентьевой, Р.О. Юрчик и др. приведены примеры анализа кинорецензий на примере американского кинематографа.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1 Теоретические аспекты изучения теоретические аспекты изучения композиционно-содержательной модели современной кинорецензии
1.1 Сущность понятия «рецензия»
Благодаря критике в современной культуре формируется особое информационное пространство, которое становится мощным по воздействию средством массовой трансляции информации о культуре и в котором находит себе место и как никогда раньше проявляется многожанровость, многотемность, многоаспектность критики – особое качество ее полистилистики, востребованной и объективно обусловленной условиями времени. Процесс этот представляет собой диалог внутри культуры, обращенный к массовому сознанию, центром которого становится фактор оценки. Указанные характеристики критики являются важнейшими предварительными условиями для преодоления однозначного, частно-научного отношения к кинокритике как некоторому самоценному локальному образованию.
Одним из главных жанров критической журналистики является рецензия.
Рецензия появилась и развивалась вместе с литературными журналами. В России колыбелью данного жанра стал журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», который начал выходить в 1755 году. Первый автор российской рецензии – Н.М. Карамзин. Первые рецензии были посвящены литературным произведением, а уже потом распространились на другие сферы искусства.
Согласно мнению Л.П. Саенковой, некоторые авторы включали рецензии или их элементы в произведения других жанров – мемуары, воспоминания. Постепенно рецензирование прочно закрепилось в сфере СМИ и начало активно развиваться в период распространения книгопечатания и периодики[1]. Новинки искусства стали появляться все чаще, и в обществе появилась необходимость в специалистах, которые бы анализировали новую продукцию и помогали потребителям сориентироваться в ее разнообразии. До сегодняшнего дня рецензия как жанр журналистики «пережила» множество трансформаций, сформировалась целая система разновидностей жанра.
Т.Е. Нерсесова указывает, что все перевороты связаны с целью заинтересовать читателя, подать анализ в оригинальном формате. Так как современный мир похож на конвейер искусства, рецензий появляется много и читатели все чаще выбирают небольшие по объему, но по максимуму. информативные тексты [2].
По мнению Е.А. Мальчевской, несмотря на изменения, рецензия имеет свои постоянные особенности [3]:
- чаще всего, рецензия посвящена одному произведению (можно включать другие объекты для анализа);
- в центре внимания рецензента – новое произведение искусства (или техники);
- маленький или средний объем (большую рецензию специалисты определяют как критическую статью или обзор);
- в изданиях рецензии, как правило, публикуют блоками (несколько рецензий связываются определенной темой);
- предмет анализа для рецензента – отраженная действительность в книгах, фильмах, спектаклях, публицистике;
- умеренное проявления авторского «Я» (читатель должен отчетливо видеть позицию автора, но она не должна быть слишком навязчивой);
- в анализе объекта должна преобладать объективность оценки («нравится»/ «не нравится» нужно обязательно аргументировать теорией, историей, знанием ситуации в обществе).
Рецензию до недавнего времени относили к аналитическим жанрам, но ввиду потребностей современного читателя и трансформаций жанра, выделяют и ее информационную составляющую.
Т.Е. Нерсесова обосновывает целесообразность предметно-тематической типологии критики, что объясняется возможностью связать артефакты, составляющие предмет исследования критики как продукта человеческой деятельности, с видами деятельности, порождающими эти продукты[4]. На основании этого выделяются:
- критика продуктов духовной деятельности – художественная критика (виды: литературная, театральная, музыкальная критика, кинокритика);
- критика продуктов духовно-практической деятельности – медиакритика (виды: критика печатной продукции, телекритика, радийная критика, критика интернет-журналистики);
- критика продуктов практической деятельности – сервисная критика (виды: ресторанная критика; модная критика; экспертиза товаров и услуг).