Курсовая работа|Журналистика

Композционно-содержательная модель современной кинорецензии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 47

Введение

1 Теоретические аспекты изучения композиционно-содержательной модели современной кинорецензии

1.1 Сущность понятия «рецензия»

1.2.Способы передачи авторской оценки в журналистском тексте

  1. Особенности композиции и содержания современной кинорецензии

2.1. Общая характеристика кинорецензий в современных российских специализированных журналах

2.2. Композиционно-содержательные особенности кинорецензий  Антона Долина

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы исследования обусловлена увеличением количества изданий, в том числе электронных, пишущих о различных культурных событиях. Кинорецензия является популярным жанром, присущим как культурным разделам СМИ общей тематики, так и специализированным изданиям. Журналистские тексты в жанре рецензии помогают зрителю разобраться в тонкостях кинофильма, а также обращают внимание на нюансы и контекст, в котором создано произведение киноискусства. В последние годы возросло количество текстов о кино, появляющихся не на страницах печатных изданий, а в Интернете.

Современная система журналистских жанров практически утратила такое качество, как нормативность, и во многом не соответствует привычной трехуровневой схеме: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Сегодня журналистские тексты легко лишаются одних родовых признаков и также без труда приобретают другие. Автор меняет принадлежность текста к той или иной родовой группе в зависимости от информативной задачи материала, объема, отведенного для него на полосе, и особенностей авторского стиля. Подобные жанровые трансформации привели к тому, что со страниц периодических изданий литературно-художественную критику вытеснила журналистика. А у самого популярного в литературно-художественной критике жанра – кинорецензии – появились новые особенности. Отношение к кинорецензии в настоящий момент очень изменилось: авторитет кинокритиков среди простого населения падает в связи с появлением огромного количества обзоров в СМИ, а также в Интернете, где свое мнение о фильме может выразить каждый. Однако более или менее качественные рецензии все еще можно встретить в специализированных изданиях.

Цель исследования – изучить композиционно-содержательную модель современной кинорецензии.

Задачи:

  1. Раскрыть теоретические аспекты изучения композиционно-содержательной модели современной кинорецензии.
  2. Проанализировать особенности композиционно-содержательные особенности кинорецензии в современных российских журналах ( на примере журнала «Искусство кино» и творчества А. Долина).
  3. Сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.

Объект исследования – кинорецензия.

Предмет исследования – особенности композиции и содержания современной кинорецензии.

Методы исследования: теоретический (анализ научных источников), эмпирический.

Основными теоретическими источниками, на которые мы опираемся, являются научные работы О.В. Кобзевой, В.П. Москвина, А.И. Петровской, Ю.В. Терентьевой,  В.А. Фоминой, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлевой и др. В трудах В.П. Москвина,  В.А. Фоминой, Н.Г. Яковлевой и др. представлены жанровые особенности такого жанра, как рецензия. В исследованиях О.В. Кобзевой, А.И. Петровской, Ю.В. Терентьевой, Р.О. Юрчик и др. приведены примеры анализа кинорецензий на примере американского кинематографа.

Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

 

1 Теоретические аспекты изучения теоретические аспекты изучения композиционно-содержательной модели современной кинорецензии

1.1 Сущность понятия «рецензия»

Благодаря критике в современной культуре формируется особое информационное пространство, которое становится мощным по воздействию средством массовой трансляции информации о культуре и в котором находит себе место и как никогда раньше проявляется многожанровость, многотемность, многоаспектность критики – особое качество ее полистилистики, востребованной и объективно обусловленной условиями времени. Процесс этот представляет собой диалог внутри культуры, обращенный к массовому сознанию, центром которого становится фактор оценки. Указанные характеристики критики являются важнейшими предварительными условиями для преодоления однозначного, частно-научного отношения к кинокритике как некоторому самоценному локальному образованию.

Одним из главных жанров критической журналистики является рецензия.

Рецензия появилась и развивалась вместе с литературными журналами. В России колыбелью данного жанра стал журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», который начал выходить в 1755 году. Первый автор российской рецензии – Н.М. Карамзин. Первые рецензии были посвящены литературным произведением, а уже потом распространились на другие сферы искусства.

Согласно мнению Л.П. Саенковой, некоторые авторы включали рецензии или их элементы в произведения других жанров – мемуары, воспоминания. Постепенно рецензирование прочно закрепилось в сфере СМИ и начало активно развиваться в период распространения книгопечатания и периодики[1]. Новинки искусства стали появляться все чаще, и в обществе появилась необходимость в специалистах, которые бы анализировали новую продукцию и помогали потребителям сориентироваться в ее разнообразии. До сегодняшнего дня рецензия как жанр журналистики «пережила» множество трансформаций, сформировалась целая система разновидностей жанра.

Т.Е. Нерсесова указывает, что все перевороты связаны с целью заинтересовать читателя, подать анализ в оригинальном формате. Так как современный мир похож на конвейер искусства, рецензий появляется много и читатели все чаще выбирают небольшие по объему, но по максимуму. информативные тексты [2].

По мнению Е.А. Мальчевской, несмотря на изменения, рецензия имеет свои постоянные особенности [3]:

  • чаще всего, рецензия посвящена одному произведению (можно включать другие объекты для анализа);
  • в центре внимания рецензента – новое произведение искусства (или техники);
  • маленький или средний объем (большую рецензию специалисты определяют как критическую статью или обзор);
  • в изданиях рецензии, как правило, публикуют блоками (несколько рецензий связываются определенной темой);
  • предмет анализа для рецензента – отраженная действительность в книгах, фильмах, спектаклях, публицистике;
  • умеренное проявления авторского «Я» (читатель должен отчетливо видеть позицию автора, но она не должна быть слишком навязчивой);
  • в анализе объекта должна преобладать объективность оценки («нравится»/ «не нравится» нужно обязательно аргументировать теорией, историей, знанием ситуации в обществе).

Рецензию до недавнего времени относили к аналитическим жанрам, но ввиду потребностей современного читателя и трансформаций жанра, выделяют и ее информационную составляющую.

Т.Е. Нерсесова обосновывает целесообразность предметно-тематической типологии критики, что объясняется возможностью связать артефакты, составляющие предмет исследования критики как продукта человеческой деятельности, с видами деятельности, порождающими эти продукты[4]. На основании этого выделяются:

  • критика продуктов духовной деятельности – художественная критика (виды: литературная, театральная, музыкальная критика, кинокритика);
  • критика продуктов духовно-практической деятельности – медиакритика (виды: критика печатной продукции, телекритика, радийная критика, критика интернет-журналистики);
  • критика продуктов практической деятельности – сервисная критика (виды: ресторанная критика; модная критика; экспертиза товаров и услуг).
  1. Аналитическая журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов/ А. А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 352 с.
  2. Аникиев Р. А. Контент-анализ кинорецензий // Достижения науки и образования. – 2018. – №9 (31). – С. 52-56.
  3. Басовская Е. Н. Высокий негативизм как оценочное средство современного медиатекста // Вестник РГГУ. – Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2018. – №1 (34). – С. 63-69.
  4. Башкатова, А. Г. Литературная рецензия в контексте современных тенденций развития культуры : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. Г. Башкатова. – Москва , 2013. –  38 с.
  5. Винникова А. Кинорецензия как жанр журналистики // Медиасреда. – 2007. – №2. – С. 23-27.
  6. Гаранина Э. Ю. Оценочность в жанре кинорецензии // Вестн. КемГУ. –2013. – № 2. – Т. 2. – С. 28–31.
  7. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие / С. М. Гуревич . – М. : Аспект Пресс, 2004. – 289 с.
  8. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика : системный подход к изучению языка СМИ / Т. Г. Добросклонская. – Москва : Флинта. 2008. – С.29.
  9. Долин А. Антон Долин разбирает фильм «Счастливый Лазарь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kinoart.ru/reviews/happy-as-lazzaro (дата обращения: 25.03.2020).
  10. Долин А. Дорожные знаки. «Ночные животные», режиссер Том Форд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2016/10/dorozhnye-znaki-nochnye-zhivotnye-rezhisser-tom-ford (дата обращения: 25.03.2020).
  11. Долин А. Против света. «Слон сидит спокойно», режиссер Ху Бо [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2018/5-6/protiv-sveta-slon-sidit-spokojno-rezhisser-khu-bo (дата обращения: 25.03.2020).
  12. Долин А. Секс, Смерть, Сенегал: Антон Долин — О том, за что фильм «Атлантика» получил Гран-при Канн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kinoart.ru/reviews/seks-smert-senegal-anton-dolin-o-tom-za-chto-film-atlantika-poluchil-gran-pri-kann (дата обращения: 25.03.2020).
  13. Долин А. Тот свет. «Специальный полуночный выпуск», режиссер Джефф Николс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2016/03/tot-svet-spetsialnyj-polunochnyj-vypusk-rezhisser-dzheff-nikols (дата обращения: 25.03.2020).
  14. Долин А. Три кита. «Левиафан», режиссер Андрей Звягинцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2014/07/tri-kita-leviafan-rezhisser-andrej-zvyagintsev (дата обращения: 25.03.2020).
  15. Долин А. Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2018/3-4/ekzamen (дата обращения: 25.03.2020).
  16. Журнал «Искусство кино». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kinoart.ru/ (дата обращения 26.03.2020).
  17. Каминская Т.Л. Адресат газетного текста: опыт типологии / Т.Л. Каминская // Вестник СПбГУ. – Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2012. – Вып. 1. – Ч.2. – С. 303-308.
  18. Клушина, Н.И. Стилистика публицистического текста / Н.И. Клушина. – М.: МедиаМир, 2011. – 356 с.
  19. Комиссарова Н. Г., Якупова Д. Р. Оценочность в дискурсе СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. –№2-1 (80). – С.58.
  20. Крикунов Ю. А. Рецензия в газете: учебное пособие / Крикунов Ю.А. – М.: Изд. Моск. ун-та, 1976. – 40 с.
  21. Кройчик Л. Е. Основы творческой деятельности журналиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/58.htm (дата обращения: 25.03.2020).
  22. Латрицкова, И. А. Особенности выражения прямой общей оценки в интернет-рецензиях на кинофильмы / И. А. Латрицкова, О. А. Усачева // XV Королевские чтения [Электронный ресурс] : междунар. молодеж. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Д. И. Козлова : сб. тр. : 8-10 окт. 201 / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева (Самар. ун-т) ; [науч. ред. М. А. Шлеенков]. – 2019. – Т. 2. - С. 806-807.
  23. Лутовинова О. В. О лингвокультурных типажах виртуального дискурса // Вестник ЧелГУ. 2008. – №9. – С.19-20.
  24. Мальчевская, Е. А. Трансформация жанра рецензии / Е. А. Мальчевская // Искусство кино. – 2016. – №3. – С. 40-45.
  25. Набиева Е. А. Оценочность в жанре рецензии: лингвистический и прагматический аспекты (на материале «Литературной газеты» и региональной парламентской газеты «Тюменские известия» постсоветского периода 1993-1995 и 2003-2005 гг.) :автореф. дис. Тюмень, 2010. – 298 с.
  26. Нерсесова, Т. Е. Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. Е. Нерсесова. – Москва, 2012. – С.10-14.
  27. Павлова, А. Л. Жанровая специфика и структурные особенности журнала «Искусство кино» / А. Л. Павлова, С.А. Чубай // XI Международная научная конференция «Прикладные и фундаментальные исследования» / International Academic Conference on Applied and Fundamental Studies, 29-30 апреля, 2017, СентЛуис, Миссури, США. – С. 225-228.
  28. Петрова, Н. Е. Типология коммуникативных ходов, реализующих тактику положительной презентации объекта рецензии / Н. Е. Петрова, Н. А. Морева // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 2 (10) – С. 65-79.
  29. Поданева Е. С. Особенности и тенденции текстового дискурса современной отечественной кинокритики // Журналистский ежегодник. – 2016. – №5. – С. 112-116.
  30. Полонский, А. В. Современность и ее текстовые парадигмы. Рукопись / А. В. Полонский – 2012. – С.54.
  31. Саенкова, Л. П.  Жанровая  диферсификация  в  современной критики / Л. П. Саенкова // Искусство кино. – 2015. – №4. – С. 33.
  32. Семенина Ю. С. Эмотивность и оценочность в дискурсивной практике // Вестник Адыгейского государственного университета.– Серия 2: Филология и искусствоведение.  – 2008. – №3.  – С.33.
  33. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : Учебное пособие / А. А. Тертычный – Москва : Аспект Пресс, 2006. – С.112.
  34. Торопкина В. А. Эвфемизмы как средство выражения негативнойоценки в СМИ // Вестник ННГУ. – 2015. - №2-2. – С. 124.
  35. Трубченинова А. А. Языковая репрезентация оценки в немецкоязычной сетевой кинорецензии // ИСОМ. – 2015. – №6-2. – С. 33-51.
  36. Тяжлов Я. И. Визуальный компонент в  современных медиатекстах  о  музыке / Я. И. Тяжлов // Вопросы языкознания. – 2016. – №3. – С. 77.
  37. Шахназарова В. С. Современный кинопроцесс в зеркале российской кинокритики // Ярославский педагогический вестник. – 2006. – №3. – С. 15-19.
  38. Шкайдерова Т. В. Адаптация кинорецензии к новым медиаусловиям // Коммуникативные исследования. – 2014. – №2. – С. 87-90.
  39. Шмелева, Т.В. Журналист и издание в авторском начале медийного текста / Т.В. Шмелева // Стилистика сегодня и завтра: Доклады международной научной конференции. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. – С. 334-340.
  40. Щепилова М.Ю. Кинорецензия как особый жанр дискурса // В сборнике: Вопросы филологического анализа текста: сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции, посвященная 65-летию факультета иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016. – С. 120-126.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Журналистика
2016 год 39 стр.
Положение средств массовой информации в современной России
Курсовая работа Журналистика
2022 год 23 стр.
Функции и формы современной музыкальной журналистики
antiplagiatpro
Курсовая работа Журналистика
2023 год 36 стр.
«Образ врага» в современной России

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское