Введение
- Основные понятия музыкальной журналистики
1.1. Понятие, объект и функции музыкальной журналистики
1.2. История музыкальной журналистики
- Современная музыкальная журналистика
2.1. Современные формы музыкальной журналистики
2.2. Новые задачи современной музыкальной журналистики
Заключение
Список литературы
Репортеры общественно-политических изданий знают, что статьи о музыке, написанные музыкальными критиками, применимы только к специальным средствам массовой информации, предназначенным для аудитории профессиональных музыкантов. Широким масс-медиа нужны принципиально другие тексты о музыке - они могут заинтересовать читателей этим удивительным искусством, что бы подобрать подход к пониманию его уникального языка. Это означает, что, помимо музыкальной критики, в форме изучения и оценки творческой деятельности композиторов и исполнителей, должно существовать независимое поле новостной деятельности - музыкальные новости, ведение бесед о музыке. И это поле деятельности, на сегодняшний день успешно формируется.
Сегодня концепция «музыкальных новостей» получила широкое признание у аудитории, что служит ключевым аспектом для развития «музыкальной журналистики». Однако неясно, каковы характеристики музыкальной журналистики, чем она отличается от музыкальной критики, а так же специфичность данной журналистской деятельности.
Главной целью журналистской деятельности является удовлетворение общественных потребностей и организация их взаимодействия. Тематическая направленнность поля деятельности журналтста - это социальная реальность во всех ее формах и сферах общественной жизни. Одной из них является культура, которая включает в себя особую тему - музыкальную жизнь общества. В результате данного фактора, музыкальная жизнь входит в сферу журналистики, что является одним из условий появления специальной коммуникации, направленной на отражение реалистического процесса музыки.
Другое условие напрямую связано со структурой социальных информационных потребностей, формируемых на основе системы работы с новостями, и ее социальными задачами. Одна из характеристик данного направления журналистской деятельности - культурно-формирующая, а именно информирование аудитории о всех новостях культурного развития. Необходимость реализации этой функции в музыкальной части общественной жизни также определяет особую область журналистики. Следует сразу уточнить, что музыкальная критика не может выполнять эту функцию, поскольку ее назначение связано с процессом создания музыкальной модели мира музыкальной культуры, и она ориентирована на узкое проффессиональное общение. Поэтому, музыкальной журналистике отводится особая и очень важная культурно-формирующая роль.
Язык средств массовой информации - это язык фактов и образов, и для "адаптации" и общения на музыкальную тему, необходима специальная информация и проффессиональные методы. Они заключаются в следующем: Это принципы музыкального понимания, которые необходимо учитывать при "переводе" музыкального языка на язык СМИ. Это еще одна концепция возникновения музыкальной журналистики как особого и очень важного направления журналистской деятельности.
Хотя индустрия журналистики постоянно меняется, она быстро реагирует на эти изменения. Ученые часто отдают приоритет таким вопросам, как новые типы средств массовой информации, политика в области средств массовой информации, функции средств массовой информации и т.д. Но по целому ряду причин некоторые области журналистики до сих пор остаются малоизученными. В частности, это касается музыкальной журналистики. В настоящий момент, данная тема является достаточно актуальной.
Цель данной работы — определить основные тенденции развития музыкальной журналистики. Для этого нам потребуется решить следующие задачи:
- изучить понятие, функции музыкальной журналистики
- изучить историю музыкальной журналистики
- рассмотреть формы современной музыкальной журналистики
- рассмотреть новые задачи современной журналистики
Объект исследования: музыкальная журналистика.
Предмет исследования: функции и формы современной музыкальной журналистики.
Методы исследования: анализ, синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
1.1 Понятие, объект и функции музыкальной журналистики
Музыкальная журналистика - это область журналистики, получившая признание в научных и профессиональных кругах. Как выделила исследователь А.E.Семенова - первые российские музыкальные новостные публикации о появились еще в восемнадцатом столетии, и были посвящены новой форме общения между людьми. На сегодняшний день в российской науке не только не сформировались теоретические основы музыкальной журналистики, но и до сих пор не сформировано устоявшееся определение этого термина.
Исследователи и музыковеды пытаются определить границы музыкальной журналистики, и провести «параллель» между понятиями "музыкальная журналистика " и "музыкальная критика".
Учебник "Музыкальная журналистика и музыкальная критика", автором которго является Т.А. Курышева, в полном объеме раскрывает данную тематику. . Более того, почти все исследования, касающиеся данного вопроса опираются исследовательские разработки T.A.Курышевой. Она выдвигает теорию о том, что происхождение музыкальной журналистики не от критики, а, скорее наоборот - критика происходит от журналистской деятельности.
T.A.Курышева объяснила появление музыкальной журналистики важностью культурного развития населения и соответственно, необходимостью ознакомления аудитории со сложным музыкальным процессом.
Исследователь считает, что музыкальная критика отражает характерные качества мыслительной деятельности, а музыкальная журналистика - это форма реализации данного вида деятельности. Поэтому, музыкальным новостям присущ двойной эффект влияния на аудиторию. С одной стороны -просветительская деятельность, а с другой осуществляется оценочное (критическое) мышление.
Исследователь П.Л.Свердлов говорит о двойственной концепции музыкальной журналистики. По его мнению, материалы, связанные с музыкальными новостями, состоят из двух типов: публикации в СМИ и публикации с "той или иной формой литературной и художественной критики".
А.Э. Семенова предложила другой метод разделения музыкальной критики и журналистики, зависящий от стиля текста и типа аудитории. Музыковеды являются авторами критических публикаций, поэтому их проффессиональный язык будет будет понятен только узкому музыкальному аудиторному кругу. Учитывая, что журналистские публикации ориентированы на "обычных людей", их цель - просвещать, разъяснять, воспитывать и стимулировать стремление к развитию.
По мнению М.Г. Чурсиновой критика - это "форма самопознания и самовыражения", которые объединяют музыкантов и композиторов. Кроме того, ученая считает, что эти материалы содержат большое количество проффессиональных терминологий, которые можно отнести к конкретным специализированным носителям. С другой стороны, журналистские публикации на музыкальную тему массово распространяются и ориентированы на широкую аудиторию.
По мнению многих музыковедов, музыкальная журналистика - это отрасль прикладного музыковедения. Музыкальный исследователь Л.A.Птушко видит "значительную и функциональную" взаимосвязь между этими категориями. Ученый также считает, что публикации о мире музыки, должны просвещать аудиторию. Л.А. Птушко привел действующие принципы, которые, по его мнению, должны быть отражены в публикациях СМИ о музыке: способность к эмоциональному выражению, соответствующая выбранному стилю и ориентированность на широкую аудиторию.
Медиа-методика музыкальнаой журналистики рассматривается исследователем Т.А.Курышевой, как разновидность художественной журналистики, которая получила свое название – артжурналистика. Его основным объектом является искусство, как современный музыкальный процесс. Сегодня задачей «art news» музыкального журналиста является создание и развитие предпосылок культурного просвещения населения.