Введение
1. Социологический подход к анализу свободы и ответственности СМИ
1.1 Теория свободы СМИ
1.2 Социальная ответственность СМИ
2. Формирование механизма социальной ответственности СМИ в реальном информационном пространстве
2.1 Эволюция печатных средств массовой информации на примере Краснодарского края
2.2 Мнение читателей и журналистов о социальной ответственности
Заключение
Список литературы
Данная работа освещает тему, которая, на мой взгляд, является наиболее актуальной, болезненной и еще нерешенной проблемой нашего государства. Я говорю о таком важном аспекте, как свобода слова и преодоление языкового стандарта.
Эпоха гласности, которая берет свое начало в 1985 году, — время политических, экономических, социальных перемен, нашла отражение в языке газет и журналов, телевидения и радиовещания. Смена общественного строя жизни активно повлияла на речевую деятельность журналиста, открывая новые языковые возможности и выводя их на поверхность.
Язык современных СМИ в полной мере отражает не только перемены в общественной жизни, но и изменения в самом языке. Газетно-публицистический стиль является такой областью функционирования языка, которая наиболее остро и быстро отвечает на актуальные лингвистические веяния, что не может не вызывать живую заинтересованность филологов и требует тщательного исследования.
В настоящее время происходит очередное глобальное реформирование норм в современном русском литературном языке. Эти изменения коснулись практически всех разделов современного русского языка. Однако наиболее заметно эти модификации затронули нормы словоупотребления и сочетания слов. Широко распространилось словообразование, формирование фразеологических оборотов из привычных или непривычных сочетаний слов и т.д.
Если в начале века полигоном и законодателем в создании норм словоупотребления была художественная литература, то в последние годы эта роль по праву принадлежит средствам массовой информации, публицистическому жанру, как наиболее близкому к разговорной речи, которая в последнее время все заметнее влияет на нормированность русского языка.
Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Отстаивая данную идею этой фундаментальной свободы, идеолог французского Просвещения Вольтер писал: "...нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свои мысли"
Данный вопрос затронут неслучайно. В настоящее время, время перемен, преобразований и смен событий, которые зачастую являются скандальными, одной из основных проблем является проблема свободы СМИ, и вытекающая из нее ответственность.
Свобода мысли и слова, равно как и свобода публичных дискуссий по граждански значимым проблемам, есть форма существования демократического толерантного общества. Не случайно русский дореволюционный юрист Е.Н. Тарновский указывал, что "свобода личности более всего утверждается и подтверждается свободою печати и слова".
Поскольку общество никогда не образует интеллектуального единства и не может выразить себя в какой-то одной идее, каждый из его членов сохраняет свою индивидуальность, свое собственное понимание тех или иных проблем. Свобода мысли и слова является по сути дела существенным фактором раскрытия человеческой индивидуальности, утверждения своеобразия и уникальности каждой личности.
Следовательно, к числу важнейших юридических следствий свободы слова относится неправомерность любого преследования гражданина за выраженные им мысли при условии соблюдения действующего законодательства, а также недопустимость дискриминации граждан, но мотивам высказанных ими мнений.
Свобода слова включает несколько структурных элементов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры и право создавать и использовать органы информации, позволяющее материализовать свободу выражения мнений. В-третьих, это право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права граждан, то есть на свободу доступа к источникам информации.
Примерно такой перечень правомочий содержит ст. 29 Конституции РФ. В своей трактовке свободы слова Конституция основывается на стандартах, признанных международным правом. По смыслу ст. 29 Основного закона следствием и развитием свободы слова является свобода информации. Запрет цензуры (постоянного контроля официальных властей за содержанием, выпуском и распространением печатной, аудиовизуальной и иной продукции) представляется наиболее действенной гарантией свободы слова. Демократические государства, провозглашая свободу информации, вводят запрет на цензуру.
Хотя в большинстве современных конституций содержится запрет цензуры, это не означает, что свобода выражать мнения является безграничной и абсолютной. Как правило, запрещается использовать свободу слова для призывов к насильственному свержению легитимной государственной власти, разглашения государственной и иной охраняемой законом тайны, подстрекательства к преступлениям, разжигания национальной, расовой, религиозной и иной розни, оскорбления и клеветы на других лиц, посягательства на общественную мораль и нравственность. Иными словами, использование свободы мнений налагает особые обязанности и ответственность и сопряжено с определенными законными ограничениями, призванными исключить злоупотребление рассматриваемым правом.
Целью данной работы является рассмотрение свободы средств массовой и информации, понятие, пределы и ответственность.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть право свободы мысли и слова и ограничение свободы мысли и слова;
- рассмотреть свободу и ограничение на информацию;
- определить сущность свободы массовой информации;
- выделить правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова, защиту конституционного права свободы мысли и слова;
- сделать выводы и заключение по теме работы.
5. Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование; Академический Проект, Деловая книга - Москва, 2009. - 352 c.
6. Горчева А. Ю. Корпоративная журналистика; Вест-Консалтинг - Москва, 2011. - 220 c.
7. Грабельников А. А. Система средств массовой информации. Библиографический справочник; Издательство Российского Университета дружбы народов - Москва, 2009. - 708 c.
8. Есин Б. И., Кузнецов И. В. Три века московской журналистики. Учебное пособие; Флинта, Наука - Москва, 2011. - 248 c.
9. Землянова Л. М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики; Издательство МГУ - Москва, 2010. - 272 c.
10. Константинов Андрей Журналистское расследование; АСТ, Астрель-СПб - Москва, 2010. - 736 c.
11. Корконосенко С. Г. Введение в журналистику; КноРус - Москва, 2011. - 272 c.
12. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000); Флинта, Наука - Москва, 2012. - 640 c.
13. Кузьмичев И. С., Гушанская Е. М. Редакционно-издательский процесс; ИПЦ СПГУТД - Москва, 2011. - 232 c.
14. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста; Аспект Пресс - , 2010. - 240 c.
15. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста; Аспект Пресс - , 2011. - 224 c.
16. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества; Аспект Пресс - , 2011. - 320 c.
17. Литвиненко Анна Газеты Германии в ХХI веке. От кризиса к модернизации; КМК - Москва, 2011. - 176 c.
18. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики; Издательство Михайлова В. А. - Москва, 2010. - 272 c.
19. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики; Издательство МГУ - Москва, 2011. - 368 c.
20. Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики. 1929-2011; Аспект Пресс - , 2011. - 432 c.
21. Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики; Издательство МГУ - Москва, 2012. - 352 c.